BPWin ─ мощный инструмент моделирования для анализа, документирования и понимания комплексных бизнес-процессов. Моделирование ─ один из наиболее эффективных методов для понимания и установления связи между деловыми правилами и бизнес-процессами компании. В процессе моделирования устраняются посторонние детали, а важная информация выдвигается на первый план.
Моделирование необходимо для: 1. устранения избыточных бизнес-процессов; 2. сокращения затрат; 3. совершенствования работы компании; 4. повышения качества обслуживания клиентов.
Методология функционального моделирования IDEF0 ─ это технология описания системы в целом как множества взаимозависимых действий, или функций.
BPWin ─ мощный инструмент моделирования для анализа, документирования и понимания комплексных бизнес-процессов. Моделирование ─ один из наиболее эффективных методов для понимания и установления связи между деловыми правилами и бизнес-процессами компании. В процессе моделирования устраняются посторонние детали, а важная информация выдвигается на первый план.
Моделирование необходимо для: 1. устранения избыточных бизнес-процессов; 2. сокращения затрат; 3. совершенствования работы компании; 4. повышения качества обслуживания клиентов.
Методология функционального моделирования IDEF0 ─ это технология описания системы в целом как множества взаимозависимых действий, или функций.
1. Запустите CASE-средство BPWin: Пуск | программы | Computer Associates | BPWin 4.0
2. Создайте новую модель: выберите File | New, в поле Name введите имя модели Кулинарная деятельность, в области Type выберите Business Process (IDEF0) , нажмите ОК, в поле Author введите свое имя, например Ткачева Ира, нажмите ОК
3. На экране появилась контекстная диаграмма.
4. Чтобы включить/выключить навигатор модели выберите в главном меню View и нажмите Model Explorer.
5. Введите данные об области моделирования: выберите Model | Model Properties, выберите вкладку General, в поле Model Name введите имя модели Кулинарная деятельность, в поле Project введите имя своего проекта, например Модель приготовления яичницы, в поле Time Frame выберите AS-IS.
6. Введите данные о цели и точке зрения: выберите вкладку Purpose, в поле Purpose введите Цель: Моделировать процесс приготовления яичницы, в поле Viewpoint введите Точка зрения: Повар.
7. Выберите вкладку Definition, в поле Definition введите Учебная модель, описывающая кулинарную деятельность, в поле Scope введите область моделирования Область моделирования: Общее управление процессом.
8. Введите данные об источнике информации для построения модели: выберите вкладку Source, введите Учебные методические материалы, нажмите ОК
9. Посмотрите описание модели в отчете: выберите Tools | Reports | Model Report, выберите флажками все 12 параметров отчета, выберите Preview, перед Вами отчет по модели. Выберите Close
10. Установите шрифт по умолчанию: выберите Model | Default Fonts, выберите Context Activity (блоки на контекстной диаграмме), в поле Font выберите Courier New, в поле Font style выберите обычный, в поле Size выберите 12. Нажмите ОК
11. Установите этот же шрифт для следующих типов объектов: Context Arrow (стрелки на контекстной диаграмме), Decomposition Activity (блоки на диаграмме декомпозиции), Decomposition Arrow (стрелки на диаграмме декомпозиции), Node Tree Text (текст на диаграмме дерева узлов), Frame User Text (текст вносимый пользователем в каркасе диаграмм), Frame System Text (системный текст в каркасе диаграмм), Text Blocks (текстовые блоки), Parent Diagram Text (текст родительской диаграммы), Parent Diagram Title Text (текст заголовка родительской диаграммы), Report Text (текст отчетов) см. п.10
12. Перед Вами на экране контекстная диаграмма, состоящая из одного блока. Выберите блок, нажмите МП (правая кнопка мыши), выберите Name, введите свою функцию, например Приготовление яичницы, выберите Применить. Далее выберите вкладку Definition и в поле Definition введите Текущие кулинарные процессы. Выберите вкладку Color и выберите понравившийся цвет.
13. Создайте
стрелку входа: выберите на палитре инструментов выберите кнопку стрелка
, переместите
курсор к левой части экрана и щелкните МП затем переместите курсор на левую
грань блока пока не появиться треугольник и щелкните МП. На экране появилась
граничная стрелка входа. На палитре инструментов выберите указатель
.
14. Введите метку: выберите входную стрелку, нажмите МП и выберите Name, и введите нечто, что потребляется в ходе выполнения функции Приготовление яичницы, например Яйца.
15. Сделайте входные стрелки для других продуктов, например масло, соль, лук см. п.13-14
16. Создайте
стрелку выхода: выберите на палитре инструментов кнопку стрелка , переместите
курсор к правой грани блока, пока не появиться треугольник, нажмите МП, затем
переместите курсор на правую сторону экрана и нажмите МП. На экране появилась
граничная стрелка выхода. На палитре инструментов выберите указатель
.
17. Введите метку: выберите выходную стрелку, нажмите МП и выберите Name, и введите нечто, что является результатом выполнения функции Приготовление яичницы, например Яичница.
18. Создайте
стрелку контроля: выберите на палитре инструментов кнопку стрелка , переместите
курсор к верхней части экрана и щелкните МП, затем переместите курсор на
верхнюю грань блока, пока не появиться треугольник и щелкните МП. На экране
появилась граничная стрелка контроля. На палитре инструментов выберите
указатель
.
19. Введите метку: выберите стрелку контроля, нажмите МП и выберите Name, и введите нечто, что является управлением для функции Приготовление яичницы, например Рецепт.
20. Создайте
стрелку механизма исполнения: выберите на палитре инструментов кнопку стрелка , переместите
курсор к нижней части экрана и щелкните МП, затем переместите курсор на нижнюю
грань блока, пока не появиться треугольник и щелкните МП. На экране появилась
граничная стрелка механизма исполнения. На палитре инструментов выберите
указатель
.
21. Введите метку: выберите стрелку механизма исполнения, нажмите МП и выберите Name, и введите нечто, что является исполняющим механизмом, что используется для процесса Приготовления яичницы, но не потребляется само по себе, например Повар, сковорода, плита.
22. У Вас получился функциональный блок с четырьмя стрелками: вход, выход, контроль и механизм управления.
23. Теперь
определитесь из скольких основных разделов состоит Ваш процесс, например
Приготовление яичницы состоит из трех основных разделов: 1. Обжарить лук; 2.
Разбить яйца; 3. Посолить. Теперь сделайте декомпозицию главной функции, на
панели инструментов нажмите кнопку Дочерняя диаграмма , галочкой
отметьте IDEF0, и в счетчике выберите 3 новых
блока, нажмите ОК
24. Выберите верхний блок, нажмите МП (правая кнопка мыши), выберите Name, введите свою первую функцию, например Обжарить лук, выберите Применить. Выберите вкладку Color и выберите понравившийся цвет.
25. Далее идет блок Разбить яйца, и третий нижний блок Посолить см. п. 24.
26. У Вас получились три функциональных блока. Теперь определимся что они имеют на входе.
27. Первый
функциональный блок Обжарить лук на входе имеет масло и лук. Найдите стрелку
масло наведите курсор на ее правый край щелкните МП и
затем переместите курсор на левую грань блока Обжарить лук пока не появиться
треугольник и щелкните МП. Проделайте тоже самое со входной стрелкой лук.
28. Сделайте входящую стрелку Яйца для блока Разбить яйца см. п. 27
29. Сделайте входящую стрелку Соль для блока Посолить см. п. 27
30. Выходом для блока Обжарить лук является обжаренный в масле лук, который будет одним из входных продуктов для второго блока Разбить яйца.
31. Создайте
стрелку выхода для блока Обжарить лук и стрелку входа для блока Разбить яйца.
Выберите на палитре инструментов кнопку стрелка , переместите
курсор к правой грани блока Обжарить лук, пока не появиться треугольник,
нажмите МП, затем переместите курсор к левой грани блока Разбить яйца, пока не
появиться треугольник, нажмите МП. На палитре инструментов выберите указатель
. Подпишите
получившуюся стрелку Обжаренный лук см. п. 14.
32. Выходом для блока Разбить яйца является обжаренный лук и яйца, которые будут одним из входных продуктов для третьего блока Посолить.
33. Создайте стрелку выхода для блока Разбить яйца. См. п. 31 Подпишите получившуюся стрелку Обжаренный лук и яйца см. п. 14.
34. Укажите для блоков управление: нажмите МП на нижнем крае управляющей стрелки Рецепт и переведите курсор на верхнюю грань блока Обжарить лук нажмите МП. Проделайте аналогичную операцию для блока Разбить яйца и Посолить
35. Укажите для блоков механизм исполнения: нажмите МП на верхнем крае стрелки механизма исполнения Повар, сковорода, плита и переведите курсор на нижнюю грань блока Обжарить лук нажмите МП. Проделайте аналогичную операцию для блока Разбить яйца и Посолить
36. Заключительным
аккордом в приготовлении яичницы будет стрелка выхода из блока Посолить:
выберите на палитре инструментов кнопку стрелка , переместите
курсор к правой грани блока Посолить, пока не появиться треугольник, нажмите
МП, затем переместите курсор к левой части выходной стрелки Яичница и нажмите
МП. На палитре инструментов выберите указатель
.
37. Сохраните модель: выберите File | Save as, в поле Имя файла введите idef013 где (013 ─ Ваш номер по списку). В поле Тип выберите BPWin models (*.bp1), выберите свою папку и нажмите Сохранить.