Электронная коммерция



 Понятие и классификация моделей электронной коммерции

                                                                                -.

Электронная коммерция — это коммерческая деятельность, име­ющая целью получение прибыли и основанная на комплексной авто­матизации коммерческого цикла за счет использования компьютер­ных сетей.

Экономической предпосылкой электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в ком­мерческих циклах .

Технической предпосылкой электронной коммерции стало стреми­тельное развитие служб Интернета .

Для покупателя одним ил главных преимуществ электронной ком­мерции является значительная экономия времени на получение ин­формации о товаре, его выборе.

Компании, занимающиеся электронной коммерцией, получают ряд преимуществ по сравнению с предприятиями «реального» бизнеса. Перечислим их:

·       расширение рынка сбыта с перспективой выхода на зарубежные
рынки;

·       доступность круглосуточно;

·       автоматизация сбора маркетинговой информации с использова­нием СRМ-систем (СRМ, Customer Relationship Managementуправление отношениями с клиентами). Любой посетитель сай­та оставляет о себе некоторую информацию (с какого он сайта пришел и на какой ушел и т. д.), некий электронный «след». Эту информацию можно накапливать;


· снижение расходов на организацию и поддержку инфраструкту­ры, так как в этом случае нет необходимости в организации тор-
говых залов, офисов;

· снижение расходов на рекламу. Реклама в Интернете в ряде случаев
обходится дешевле, по сравнению со средствами массовой информации, к тому же Интернет предоставляет больше возможностей.

 

Пользователь услуг электронной коммерции, в свою очередь, полу­чает следующие преимущества:

·       более удобные возможности выбора: клиенту достаточно открыть
необходимое число сайтов;

·       возможность получения более полной информации. Если речь
идет о покупке товара, то в Сети, как правило, имеется полная
информация о нем. При качественном оформлении сайта элек
тронного магазина покупатель может воспользоваться, например,
сервисом сравнения товаров, получить список рекомендованных

_ фирмой-производителем аксессуаров и т. д.

К основным моделям электронной коммерции в Интернете отно­сятся следующие :

·       В2C (Вusiness-to-Consumer) — «фирмапотребитель»;

·       В2В (Вusiness-to- Вusiness) — «фирма—фирма»;

·       С2В (Consumer to – Вusiness) –потребитель-фирма

·       С2С (Р2Р, «равный-равный») «потребитель—по­требитель»;

·       В2G или В2А«фирма—государство»;

·       G2В или А2В -государство—фирма»;

·        G2С или А2С— «государство—потребитель»;

·       С2Gили С2А— «потребитель—госу­дарство»;

·       G2G или А2А— «государство—го­сударство»;

·       Е2Е (Ехсhange-to-Ехсhange) — «биржабиржа»;

·        интернет-банкинг; интернет-трейдинг;

·       интернет-услуги:

·       услуги технологической цепочки электронной коммерции: си­стемы электронных платежей, доставка товара;

    консалтинговые услуги;

    исследовательские услуги;

    страхование через Интернет.

 

Модель В2С является наиболее популярной формой электронной коммерции и охватывает розничную торговлю в Интернете.

Достоинством данной модели электронной коммерции является минимизация количества посредников при организации продаж. Про­дажи осуществляются напрямую.

Возможны следующие реализации данной модели:

·       веб-витрины;

·       интернет-магазины;

·       торговые интернет-системы (ТИС).

Веб-витрины - это относительно недорогие и достаточно простые в реализации сайты представляющие каталог товаров. В число функций веб-витрины может входить заказ товаров и выставление счета. Однако обработку заказа осуществляет человек - менеджер по продажам- В его обязанности входит организация взаимодействия со складом, доставки товара, подтверждение оплаты покупки, изучение
спроса, проведение рекламных и маркетинговых мероприятий, аналитическая работа. Таким образом, стыковка процесса продажи с_внутренними бизнес-процессами предприятия осуществляется менедже­ром вручную.

 

 Организация торговли с помощью интернет-магазина более подходит для компании, которая  хочет контролировать весь процесс электронной торговли и стремится уменьшить операционные издержки. По сравнению с витриной, создание магазина обходится дороже, но     при грамотной организации эти расходы окупаются быстрее.

    Запросы покупателей обрабатываются сервером приложений, ко­торый, в свою очередь, связывается с хранилищем данных и электронной платежной системой. Технически Интернет магазин представляет собой_совокупностъ  веб-витрины и электронной торговой системы( front-office u back-office). Эта система осуществляет_автоматическую обработку поступающих заказов (резервирование на складе, контроль платы" и доставки товара и др.)

В отличие от веб-витрин, в интернет-магазине менеджер только кон­тролирует работу системы. Интернет-магазин может работать и в авто­матическом режиме.

Торговая интернет-система (ТИС) характеризуется еще более вы­сокой степенью автоматизации коммерческого цикла по сравнению с интернет-магазином. Главное отличие ТИС от интернет-магазина за­ключается в ее интеграции с корпоративной информационной систе­мой компании.

Согласно модели В2В, компании заключают сделки между собой с использованием Интернета.

В2В-шющадка объединяет в себе решения для поставщиков и по­купателей, образуя единую систему в виде интернет-портала. При со­здании любой В2В-площадки следует учитывать ряд важных аспек­тов, необходимых для успешной работы.

1. Доступность для новых участников.

2. Масштабируемая и надежная платформа. Появление в системе
новых участников и добавление новых приложений не должны
влиять на функционирование площадки в целом.

3. Качественное управление информационным наполнением портала.

4.Возможности интеграции. В2В-площадка должна поддерживать
все виды электронной коммерции — от систем транзакций до поддержки сети поставок и делового сотрудничества между ком­паниями. Важным аспектом интеграции является обеспечение взаимодействия бизнес-процессов В2В-площадки с бизнес-про­цессами ЕКР системам ее участников. Подобная интеграция поможет компании-участнику оптимизировать планирование и управление внутренними ресурсами, а организаторы В2В-пло-щадки смогут получать данные из внешних приложений в режи­ме реального времени.

    5.Обеспечение безопасности. Создателям В2В-площадки необхо­димо обеспечить безопасность осуществления платежей и пере­
дачи ценной информации.

6 Аналитические услуги. В2В-площадка должна не только снаб­жать участников необходимой деловой информацией, но и осу­ществлять ее анализ.

7.Дополнительные услуги. В целях получения дополнительной прибыли и привлечения новых клиентов В2В-шющадка может предлагать ряд дополнительных услуг: аукционы, различные фи­нансовые услуги (например, депонирование или объединение платежей за месяц), услуги по логистике и др.

 

Модель В2В реализуется следующими схемами:

·       электронные торговые площадки (торговые концентраторы, е-marketplace);

·        электронные торговые склады (системы сбыта и снабжения, е-ргоcurement).

Реализация модели торгового концентратора предполагает органи­зацию на сайте «содружеств» продавцов и покупателей. Продавцам выделяются специальные места для рекламы своих товаров, а покупа­телям предоставляется возможность взаимодействовать с ними с целью получения новостей, спецификаций и описаний продуктов и т. д. Тор­говые концентраторы могут быть как горизонтальными, т. е. поддер­живать все категории продавцов и покупателей многих отраслей, так и диагональными, т. е. поддерживать определенные категории продав­цов и покупателей или определенные категории продуктов многих отраслей. Такая площадка выступает в роли посредника.

Электронные торговые склады являются универсальным местом для закупки материально-технического обеспечения. В едином месте и в едином формате представляются каталоги многих поставщиков. Информация о группах и категориях продуктов отображается в реаль­ном масштабе времени и может содержать сотни тысяч наименований.



Модель С2В реализована на сайтах, предоставляющих возможность покупателю назватъ цену, за которую он хотел бы купить товар или _ услугу. Так формируется спрос. Однако это не означает, что продажа совершится по названной цене. Продавец, пользуясь данными теку­щего спроса, принимает окончательное решение. Этот вид электрон­ной коммерции является наименее развитым по сравнению с осталь­ными. Реализация модели С2С предполагает куплю-продажу услуг между потребителями, осуществляемую с помощью посредника. Дан­ная модель получила название электронных досок объявлений. На досках объявлений продавцы и покупатели размещают информацию о товарах и услугах. Данная модель реализуется_также по схемам он­лайновых аукционов (Р2Р).

 Согласно статистике, объем мирового рынка онлайновых аукцио­нов составляет примерно 6,5 млрд. долл. В Интернете насчитывается около 1000 веб-сайтов, занимающихся аукционной деятельностью, среди которых несомненный лидер — eBay, где проходит 76 % всех торгов, а также Yahoo! —12%, Amazon — 8 %.

В российском секторе Сети развитие аукционного бизнеса началось сравнительно недавно — в 1999 году, когда появился первый россий­ский интернет-аукцион. Сегодня в российском Интернете имеется более 10 интернет-аукционов, крупнейшими из которых являются Molotok.ru,  Stavka.ru,  Auction.ru.

Модель В2С предполагает организацию государственных и муници­пальных закупок через Интернет.

Модель С2В предполагает предоставление информации и услуг со стороны органов государственного и муниципального управления хо­зяйствующим субъектам и предпринимателям посредством государ­ственных и муниципальных интернет-порталов.

Модели С2Си С2С предполагают организацию взаимодействия ор­ганов власти с гражданами. С одной стороны, это целый спектр услуг, реализованный на государственных и муниципальных интернет-пор­талах, например:

·       сбор налогов;

·       регистрация транспортных средств;

·       предоставление информации населению и др.

С другой стороны — это организация обратной связи с гражданами, получение информации о реакции населения на действия властей, изучение мнений, организация социологических опросов, выборов, референдумов через Интернет.


Модель Е2Е появилась после возникновения и широкого распро­странения интернет-бирж. Партнерство и кооперация интернет-бирж возникают как следствие того, что на одной интернет-бирже невоз­можно представить всю совокупность товаров и услуг. В связи с этим потребитель должен принимать участие в деятельности нескольких бирж, что во многих случаях неудобно. Согласно этой модели потре­битель, зарегистрированный на одной бирже, посылает заявку на то­вар или услугу на «свою» биржу. Если на данной бирже заявка не мо­жет быть удовлетворена, то она автоматически передается на другую биржу. Если и там требуемого товара и/или услуги нет, то она переда­ется дальше до тех пор, пока не будет удовлетворена.

Интернет-банкингэто обеспечение клиенту возможности управ­ления банковским счетом через Интернет на основе систем электрон­ных платежей.

Интернет-трейдингэто заключение сделок на покупку или про­дажу ценных бумаг или валютных активов через Интернет, в режиме

реального времени.                   __

 Развитие Интернета привело к появлению так называемых онлай­новых брокеров, которые предлагают те же услуги, что и обычные бро­керы, но взаимодействие инвестора и брокера происходит только че­рез Интернет.