Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности

 

1. Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности

1.1. Понятие информации. Подходы к оценке информации

Любая деятельность человека основывается на информации. В се­редине XX века в результате социального и научно-технического про­гресса ее роль возросла. Произошло лавинообразное нарастание массы различной информации, получившее название «информационного взры­ва». Возникла потребность в создании более эффективных средств обработки  информации, что подразумевало применение научного подхода. Информация, ее свойства стали объектом пристального внима­ния исследователей. Изменилась трактовка этого понятия. Во-первых, оно стало включать не только обмен сведениями между человеком и человеком, но также между человеком и автоматом, автоматом и авто­матом; обмен сигналами в животном и растительном мире. В науке появилось целое направление - кибернетика.—

"Кибернетика» — наука об управлении, связи и переработке информации. Основным объектом исследования в кибернетике являются так называемые киберне­тические системы. В общей (или теоретической) кибернетике такие системы рассматриваются абстрактно, безотносительно к их реальной физической природе. Высокий уровень абстракции позволяет кибер­нетике находить общие методы подхода к изучению систем качествен­но различной природы, например технических, биологических и даже социальных.

С точки зрения кибернетики управление это процесс целенаправ­ленной обработки информации.


Во-вторых, была предложена количественная мера информации, что привело к созданию теории информации.

Согласно Большой Советской Энциклопедии, информация  — сведения, передаваемые од­ними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с исполь­зованием технических средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений. Дадим определение информации.

 

Информация — сведения об окружающем мире (объектах, явлени­ях, событиях, процессах и т.д.), уменьшающие имеющуюся степень неопределенности, отчужденные от их создателя и ставшие сообще­ниями, которые можно воспроизводить путем передачи людьми уст­ным, письменным или другим способом

 

В этом определении важно выделить следующее: информация — это не любые сведения, а нечто новое, уменьша­ющее имеющуюся неопределенность;

·        информация существует отдельно от ее создателя;

 

·        информация является сообщением, так как она выражена на опре­деленном языке в виде знаков;

 

·        сообщение может быть сохранено в виде записи на материальном
носителе информации.

 

Для оценки количества информации применяются различные под­ходы, среди которых можно выделить статистический, семантический и прагматический.

 

Статистический подход реализуется в теории информации. Его осно­воположником считается Клод Шеннон, опубликовавший в 1948 году свою математическую теорию связи.

 

Согласно К. Шеннону, количество информации измеряется вели­чиной уменьшения неопределенности состояния системы после полу­чения информации. Количественно выраженная неопределенность со­стояния получила название энтропии. При получении информации снижается энтропия системы,

К моменту приема информации ее получатель имеет некоторые априорные сведения о системе X. Оставшаяся неосведомленность яв­ляется для него мерой неопределенности состояния — энтропией сис­темы. Обозначим априорную энтропию системы X через Н(Х). После приема сообщения получатель приобрел дополнительную информацию !(Х), уменьшившую его начальную неосведомленность так, что апостериорная неопределенность состояния системы стала Н'(Х). То­гда количество информации I может быть определено как !(Х) = Н(Х) - Н'(Х), Другими словами, количество информации измеряется умень­шением неопределенности состояния системы. Недостатком статистического подхода к определению количества информации является то, что он практически не учитывает семантического аспекта информа­ции (то есть ее смысла, содержания).

Семантический подход является трудно формализуемым. В науке он еще до конца не определен.

Наиболее часто для измерения смыслового содержания информа­ции используется тезаурусная мера, предложенная Ю, И. Шнейдером. Тезаурус— это со­вокупность смысловыражающих единиц языка с заданной системой семантических отношений. Первоначально тезаурус рассматривали как одноязычный словарь, в котором семантические отношения определя­ются группировкой слов по тематическим рубрикам. Концепция тезаурусного метода состоит в том, что для восприятия информации ее полу­чатель должен обладать определенным запасом знаний (тезаурусом). Если индивидуальный тезаурус получателя S отражает его знания о данном предмете, то количество информации I, содержащееся в не­котором сообщении, можно оценить степенью изменения этого тезау­руса, произошедшего после приема сообщения. Таким образом, количе­ство информации I нелинейно зависит от состояния индивидуального тезауруса пользователя. Несмотря на то, что смысловое содержание сообщения S постоянно, получатели, имеющие разные тезаурусы, бу­дут получать неодинаковое количество информации. Если индивиду­альный тезаурус получателя информации близок к нулю S = 0, то в этом случае и количество воспринятой информации равно нулю I = О (получатель не понимает сообщения). Примером такой ситуации мо­жет быть прослушивание сообщения на языке, которым получатель не владеет.

Количество информации I в сообщении также будет равно нулю, если получатель информации абсолютно все знает о предмете. В та­ком случае сообщение не дает ему ничего нового.

Между этими полярными значениями тезауруса пользователя су­ществует некоторое оптимальное значение Sopt , при котором количе­ство информации I, извлекаемое из сообщения, становится для полу­чателя максимальным.


 В прагматическом подходе количество информации рассматрива­ется с точки зрения достижения получателем поставленной цели. Под­ход основывается на статистической теории Шеннона и рассматрива­ет количество информации как приращение вероятности достижения цели. Если принять вероятность достижения цели до получения ин­формации равной Р0 а после ее получения — P1, то количество инфор­мации определяется:

 

 


Рассмотрим свойства информации.

Адекватность информации — это степень соответствия трактовки информации получателем тому содержанию, которое вложил в нее создатель информации.

Поясним это свойство на примере.

Предположим, 1-го апреля Вы встречаете невероятное объявление. Информация, полученная Вами, будет адекватной, то есть содержание объявления Вы истолкуете верно, в соответствии с ситуацией, на что и рассчитывает его автор. При этом понятно, что информация недосто­верна. Таким образом, достоверность и адекватность — не одно и то же. Достоверность информации — это ее соответствие объективной ре­альности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира.

Актуальность информации — это степень соответствия информа­ции текущему моменту времени.

Полнота информации это ее достаточность для принятия ре­шения.

Избыточность информации — это наличие информации в объеме сверх необходимого для реализации цели восприятия.

Обычный текст имеет избыточность порядка 20 %. Так, если запи­сать номер телефона словами, то, исключив из этой записи гласные буквы, воспринять информацию о номере телефона все-таки можно. А вот цифровая запись этого номера не является избыточной инфор­мацией, поскольку при удалении любой цифры информация о номере телефона будет утеряна.

Визуальная информация, которую человек получает посредством органов зрения, имеет большую избыточность — более 90 %. Потеряв даже значительную часть визуальной информации, человек все-таки может воспринимать ее содержание.

Доступность информации это степень возможности ее получения. С понятием информации тесно связано понятие данных.

Данные — это зарегистрированные сигналы, наблюдения.

Согласно введенному выше определению, данные, строго говоря, могут не быть информацией. Информация должна уменьшать неопре­деленность, иметь смысл для потребителя или приносить пользу (см. концепции семантического и прагматического подходов). Так, сооб­щение на иностранном языке может не содержать информации для получателя, не владеющего этим языком. Тем не менее, это сообще­ние — данные.

Имеет место проявление субъективизма понятий информации и дан­ных. В случае освоения языка сообщение станет информативным. Таким образом, данные можно рассматривать как потенциальную информацию.

1.2. .Понятие информационных ресурсов.

Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об инфор­мации, информатизации и защите информации» определяет инфор­мационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фон­дах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы существовали всегда и всегда использовались в управлении. Однако до некоторого времени они не рассмат­ривались как экономическая категория. В современной экономике информационные ресурсы находятся в одном ряду с такими базовыми

ресурсами, как земля, капитал, труд.

.  Информационные ресурсы- это накопленная информация об окружающей действительности, зафиксированная на материальных носителях, обеспечивающих передачу информации во времени и простран­стве между потребителями для решения конкретных задач .

Следует обратить внимание на то, что информационным ресурсом является вся накопленная информация, в том числе :

*  информация недостоверная («дефектологическая»);

*  информация, потерявшая свою актуальность;

*  информация, представленная ложными положениями и неэффективными подходами;

*  несопоставимые данные, накопленные по нестандартным метoдикам;

*  информация, потерявшая конкретность в результате субъектив­ных толкований;

*  заведомая «дезинформация».


 В зависимости от носителей информации, информационные ресур­сы разбивают на три основных класса:

- персонал, который обладает знаниями и квалификацией;

- документы всех видов и их собрания на любых видах носителей;

- коллекции объектов неживой и живой природы (промышлен­ные образцы, рецептуры и технологии, стандартные образцы

и др.);

В числе особенностей информационных ресурсов можно отме­тить:

*  неисчерпаемость — по мере развития общества и роста потребле­ния знаний их запасы не убывают, а растут;

*  нематериальность — что обеспечивает относительную легкость
их воспроизведения, передачи, распространения по сравнению
с другими видами ресурсов.

2. Информационные технологии управления с точки зрения системного подхода

Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, знаний о природе, обществе и т. п. Объект можно считать системой если он обладает следующими истцами:

1)целостность и делимость. Система — это целостная совокупность
элементов. С другой стороны, в ее составе отчетливо могут быть
выделены целостные объекты (элементы). Элемент системы -
это часть системы с определенным функциональным назначением. Сложные элементы систем, состоящие из более простых, называют подсистемами;

2)наличие устойчивых связей (отношений) между элементами и их
свойствами, превосходящих по мощности связи этих элементов
с элементами, не входящими в данную систему;

3)организация. Это свойство связано со снижением энтропии системы по сравнению с энтропией системообразующих факторов;

4)эмерджентность. Предполагает наличие таких свойств, которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее эле­ментов в отдельности.

 

Свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не опре­деляются ими полностью. Отсюда можно сделать следующие выводы:

* система не сводится к простой совокупности элементов;

* расчленяя систему на отдельные части, изучая каждую из них в от­дельности, нельзя познать все свойства системы в целом.

Структура системы — это совокупность элементов системы, нахо­дящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной цели системы. Число ком­понентов системы и их связей должно быть минимальным, но доста­точным для выполнения главной цели системы.

Архитектура системы — это совокупность свойств системы, име­ющих существенное значение для пользователя.

Одним из главных инструментов, используемых для преодоления организованной сложности системы, является декомпозиция, т. е. де­ление системы на части и организация этих частей в иерархию. Этот инструмент используется в так называемом структурном анализе

сложных систем.

В процессе декомпозиции система разбивается на компоненты, на­зываемые черными ящиками. Черный ящик — это подсистема, про ко­торую известно лишь то, какие данные поступают на се вход и какие данные получаются на выходе; о том же, каким образом обрабатыва­ются данные внутри черного ящика, ничего не известно. Люди часто сталкиваются с черными ящиками. Так, для многих пользователей компьютера лазерный принтер является черным ящиком, получающим бумагу на входе и выдающим распечатку на выходе.

Одними из основных принципов организации систем являются принципы централизации и децентрализации,

В централизованной системе сравнительно легко обеспечить согласо­ванную деятельность подсистем, направленную на достижение единой:  цели. Централизованная система обладает большой живучестью за счет оперативного перераспределения функций и ресурсов. Однако центра­лизованные системы большой размерности обладают и недостатками:

 

*  задержки передачи информации между уровнями вызывают
снижение оперативности принятия и реализации управленче­ских решений;

*  противоречия в работе системы, связанные с естественным стремлением подсистем к самостоятельности, что не согласуется с принципом централизации.

Поэтому в многоуровневых централизованных организационно-ад­министративных системах; управления, как правило, присутствуют элементы децентрализации.


 

В децентрализованных одноуровневых системах сбор информации о состоянии системы, оценка текущей ситуации, реализация управлен­ческих решений осуществляются более оперативно.

Рациональное сочетание элементов централизации и децентрали­зации предполагает организацию информационных потоков таким образом, чтобы информация использовалась в основном на том уров­не, где она создается, т. е. необходимо стремиться к уменьшению чис­ла передач информации между уровнями системы .

Внешние факторы: информация о состоянии рынка, наличных ре­сурсах, сроках поставок и др.

Целевая функция управления — это количественно измеряемая ве­личина, являющаяся функцией входных и выходных переменных, па­раметров объекта управления и времени.


Система управления представляет собой совокупность объекта управления (например, организация) и субъекта управления (управлен­ческого аппарата). Задачей объекта управления является реализация целей поставленных управленческим аппаратом. Оба главных компо­нента системы связаны прямой и обратной связью. Прямая связь-это поток информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления. Обратная связь представляет собой поток инфор­мации о выполнении принятых решений, идущий в обратном направ­лении. Если обратная связь увеличивает влияние входа системы на ее выход, то она называется положительной обратной связью, если умень­шает влияние, то отрицательной. Отрицательная обратная связь спо­собствует восстановлению равновесия в системе, когда оно нарушает­ся внешним воздействием .

Методика управления, основанная на использовании обратной свя­зи, нашла широкое применение в системах управления техническими объектами, в организационно-административных системах.

Сотрудники, выполняющие операции по переработке информации, и совокупность информационных потоков, средств обработки, пере­дачи и хранения информации представляют информационную систе­му управления объектом. Здесь необходимо рассмотреть основные этапы развития информационных систем управления в России.

1.  1946 год — начало эры электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
Создан способ записи и долговременного хранения формализован­ных знаний, при этом знания могли непосредственно влиять на ре­жим работы оборудования. Запись формализованных знаний в
форме, готовой для непосредственного воздействия на машины
и механизмы, получила название программирования на ЭВМ,

2.  Конец 1950-х — начало 1960-х — ЭВМ применяется для решения
расчетных задач.

3.  1960-е — начало 1970-х — с помощью ЭВМ решаются задачи
электронной обработки плановой и текущей информации, хра­нения в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача
машинограмм на бумажных носителях и др.

4.  1970-е — применяются ЭВМ третьего поколения для обработки
информации на всех этапах управления деятельностью органи­зации, осуществляется переход к разработке автоматизированных систем управления (АСУ).

5.Конец 1970-х — появляются персональные компьютеры (ПК),
доступные для обычного пользователя, позволившие автоматизировать многие трудноформализуемые аспекты человеческой деятельности и открывшие эру новых информационных техно­логий, отличительной чертой которой является диалоговый ре­жим работы в режиме реального времени.

6.   1980 год — формируется тенденция к децентрализации обработки данных, решению задач в многопользовательском режиме и
широкое применение автоматизированных систем управления
технологическими процессами (АСУТП), систем автоматизиро­ванного проектирования (САПР), производственных, отрасле­вых и общегосударственных АСУ,

7.   Конец 1980-х характеризуется следующими направлениями ис­пользования ЭВМ:

   комплексным решением экономических задач;

   объектно-ориентированным подходом к проектированию систем;

   широким спектром приложений;

   бурным развитием глобальных компьютерных сетей и распро­странением локальных компьютерных сетей;

   преобладанием интерактивного взаимодействия пользователя
в ходе эксплуатации вычислительной техники;

   реализацией интеллектуального человеко-машинного интер­фейса;

   реализацией систем поддержки принятия решений и инфор­мационно-советующих систем;

   широким распространением систем обработки мультимедий­ной информации.

 

Дадим определение автоматизированной информационной техно­логии с точки зрения системного подхода.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) — это система методов и способов передачи, обработки, хранения и предо­ставления информации на основе применения технических средств. Любая ИТ основывается на следующих составляющих:

» комплексе технических средств, реализующих информационный процесс;

» средствах управления техническим комплексом (ПО);

» организационно-методическом обеспечении, согласовывающем использование технических средств, средств управления техни­ческим комплексом и деятельность персонала.


3. Средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности

Автоматизация управления необходима в случаях, когда:

* физиологических и психологических возможностей персонала

недостаточно для управления данным процессом;

* система управления находится в среде, опасной для жизни и здо­ровья человека;

* участие человека в управлении процессом требует от него слиш­ком специализированной квалификации.

Автоматическую систему можно определить как совокупность управ­ляемого объекта управляющих устройств, функционирующую самостоятельно,  без участия человека.

Автоматизированная система — это совокупность управляемого объекта и управляющих  устройств, в которых часть функций управ­ления выполняет человек.

Разнообразие технических и программных средств обусловило по­явление понятия «платформа». Говорят: «аппаратная платформа», «Программная платформа». Платформа определяет тип аппаратного и программного обеспечения, на основе которых функционирует используемая информационная технология. Зачастую (но не всегда) программной платформой называют операционную систему. _ Достаточно часто встречается термин « интерфейс».

 

Интерфейс — это технология взаимодействия подсистем в системе человек—компьютер. Например, аппаратный интерфейс — технология взаимодействия устройств компьютера, программный интерфейс — тех­нология взаимодействия компьютерных программ, интерфейс пользо­вателя (пользовательский интерфейс) — чаще всего — взаимодействие пользователя и компьютерной программы.


 


Техническое обеспечение АИТ состоит из следующих компонентов:

1)       компьютеры:

    персональные;

    корпоративные;

    суперкомпьютеры;

2)      офисная техника:

    средства создания документов;

    копировально-множительная техника;


·        средства обработки документов

·        средства уничтожения

3)     техническое обеспечение компьютерных сетей

Можно выделить несколько уровней программного обеспечения. Самым низким является уровень базового ПО. Базовые программные средства (BIOS) непосредственно входят в состав оборудования и хранятся в специальных микросхемах, называемых постоянными запоминающими устройствами (ПЗУ). Существуют программы системного уровня, которые обеспечивают взаимодействие прочих программ компьютерной системы с программами базового уровня и непосредственно с аппаратным обеспечением.

Наиболее многочислен класс прикладных программ.

Пакеты прикладных программ (ППП) можно разделить на 2 группы:

·        проблемно-ориентированные

·        функционально-ориентированные

Проблемно-ориентированные ППП предназначены для формирования информационной и аналитической среды для пользователя. Назначение проблемно-ориентированных ППП сводится к формиро­ванию и организации информации в виде электронных текстовых, гра­фических документов и баз данных, выполнению аналитического пре­образования информации и т. д.

Функционально-ориентированные ППП обеспечивают реализацию тех или иных конкретных функций управления предприятием.

Тестовые и диагностические программы (утилиты) предназначены для проверки работоспособности отдельных узлов компьютера, ком­понентов программно-файловых систем и устранения выявленных неисправностей.

Антивирусные программы предназначены для выявления и устра­нения компьютерных вирусов.

 Операционные системы относятся к классу системных программ.

Операционная система(ОС) — это комплекс специальных про­граммных средств, предназначенных для управления загрузкой, за­пуском и выполнением других (пользовательских) программ, а также    для управления вычислительными ресурсами ЭВМ.

ОС опирается на базовое программное обеспечение компьютера, входящее в ВIOS, и в то же время является опорой для программного обеспечения более высоких уровней — служебного и прикладного.

 К основным функциям ОС относятся:

 

* посредническая, заключающаяся в обеспечении нескольких ви­дов интерфейсов:

   между пользователем и программно-аппаратными средствами
(интерфейс пользователя);

   между программным и аппаратным обеспечением (аппаратно-
программный интерфейс);

   между разными видами программного обеспечения (программ­ный интерфейс).

*  создание автономной среды для функционирования программ;

*  распределение ресурсов компьютера между конкурирующими процессами. В рамках выполнения этой функции ОС решает сле­дующие задачи:

  планирование ресурса — определение, какому процессу, когда
и в каком количестве необходимо выделить данный ресурс;

  отслеживание состояния ресурса — поддержание оперативной
информации о том, занят или не занят ресурс, а для делимых
ресурсов — какое количество ресурса уже распределено, а ка­кое свободно.

 

ОС классифицируются по следующим признакам:

* количество процессов, которые могут одновременно выполнять­ся под управлением ОС;

* количество пользователей, одновременно обслуживаемых сис­темой.

В соответствии с первым признаком различают однозадачные и мно­гозадачные ОС.

Однозадачные ОС передают все ресурсы компьютера одному ис­полняемому приложению и не допускают ни параллельного выполне­ния другого приложения, ни его приостановки и запуска другого при­ложения.

Многозадачные ОС обеспечивают возможность:

* одновременной или поочередной работы нескольких прило­жений;

* обмена данными между приложениями;

* совместного использования программных, аппаратных, сетевых ресурсов несколькими приложениями.

 

Второй признак делит ОС на однопользовательские S DOS) и мно­гопользовательские (Windows).

Командно-файловые оболочки предназначены для организации об­легченного взаимодействия пользователя с вычислительной системой в оконном диалоговом режиме.

Системы подготовки текстовых документов предназначены для из­готовления различных информационных материалов текстового ха­рактера.

Системы обработки финансово-экономической информации пред­назначены для обработки числовых данных, характеризующих раз­личные производственно-экономические и финансовые явления и объекты, и для составления информационно-аналитических материа­лов. Они включают в себя универсальные табличные процессоры, бухгалтерские программы, специализированные программы финансо­во-экономического анализа и планирования.

Системы управления базами данных предназначены для создания,

хранения и обработки структурированных данных.

 

Системы подготовки презентаций предназначены для подготовки графических и текстовых материалов, используемых для демонстра­ции на презентациях, деловых переговорах, конференциях.

Системы управления проектами предназначены для планирования и управления использованием ресурсов различных видов (материаль­ными, техническими, финансовыми, кадровыми, информационными) при реализации сложных проектов.

Экспертные системы и системы поддержки принятия решений предназначены для информационного обеспечения управления на ос­нове экономико-математического моделирования и принципов искус­ственного интеллекта.

Контрольные вопросы

1.   Перечислите основные свойства информации.

2.   В чем состоит отличие информации от данных?

3.   Охарактеризуйте основные подходы для оценки и измерения ко­личества информации.

4.   Дайте определение информационных ресурсов.

5.   Какими свойствами должен обладать объект, чтобы считаться
системой?

6.   Что позволяет достичь рациональное сочетание элементов централизации и децентрализации в системе управления?

7.   Что такое обратная связь в системе управления?

8.   Перечислите этапы развития информационных систем в России.

9.   Почему автоматизированная информационная технология явля­ется системой?

10.  Перечислите программное обеспечение АИТ.

11.  Перечислите средства управления техническим комплексом АИТ.

12.  Назовите функции операционной системы.