В плане проекта должны быть четко обозначены:
- цели и запланированные результаты (масштаб или
область охвата);
- уровень качества (качество);
- этапы и сроки выполнения работ (время);
- бюджет (или смета) по срокам и видам работ
(стоимость).
1. Постановка задачи.
2. Планирование проекта
3. Реализация проекта.
4. Завершение проекта.
Методы сетевого планирования разработаны для
эффективного планирования и управления большими проектами. Сетевое планирование
и управление включает три этапа: структурное планирование, календарное
планирование и оперативное управление. Методы сетевого планирования и
управления базируются на методе критического пути (МКП, или СРМ -Critical Path Method)
и методе анализа и оценки планов (PERT - Performance Evaluation and Review Technique). Планирование
сложных проектов осуществляется на основе сетевых графиков. На сетевом графике
можно наглядно представить последовательность выполнения работ и оценить общую
длительность выполнения проекта. Полный путь в сетевом графике - это
непрерывная последовательность взаимосвязанных работ и событий (от начального до конечного). Помимо полного пути определяется критический путь - это наиболее длинный
путь последовательных работ и событий. Критический путь состоит из критических
работ. Работа считается критической, если для нее резерв времени в плане
проекта равен нулю. Некритические работы имеют некоторый резерв времени и их задержка не приводит к задержке всего проекта.
В настоящее время на рынке программного обеспечения
представлено большое количество различных средств автоматизации управления
проектами. Приложение Microsoft Office Project является одним из наиболее доступных и популярных
средств для автоматизации организационного
планирования и управления в среде Windows.
С помощью Project
руководитель проекта может автоматизировать все этапы работы над проектом:
1. Составление плана проекта - описание логической
структуры проекта, указание связей между работами, расчет критического пути,
сохранение базового плана, анализ базового плана и его оптимизация, возможность
создания нескольких базовых планов;
2. Графическое представление структуры проекта -
отображение плана проекта на различных диаграммах - сетевом графике, диаграмме Ганта, графике ресурсов и др.
3. Сбор и анализ сведений - использование средств совместной для обмена данными о проекте, возможность экспорта\импорта данных в другие приложения, поддержка
стандартов SQL и ODBC;
4. Управление графиком работ - определение
критических и некритических работ, вычисление длительности работ, регистрация
текущего состояния работ по проекту, коррекция графика работ;
5. Управление ресурсами - назначение ресурсов на
работы, настройка календаря для каждого ресурса, выявление перегрузки ресурсов
и методы её устранения, совместное использование ресурсов в нескольких
проектах;
6. Управление расходами - автоматический (или
вручную) расчет затрат по проекту, оценка по методу PERT, отслеживание затрат в
процессе реализации проекта;
7. Управление областью охвата - анализ и пересмотр
целей проекта, указание приоритетов задач;
8. Составление отчетов по проекту - формирование
разнообразных отчетов на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Имеется два выпуска MS Project - MS Project Standard и MS Project Professional. Project Standard
включает все перечисленные выше основные возможности для руководства проектом
на уровне рабочей группы. Выпуск MS Project Professional рекомендуется использовать для управления
проектами в нескольких отделах или в нескольких организациях, этот выпуск
позволяет осуществлять управление корпоративными ресурсами. Совместно с MS Project Professional используется
дополнительная программа Project Server,
которая предназначена для управления проектами через Web-узел.
Методы управления проектами в MS Project:
- Определение целей и задач проекта
- Определение параметров задач
- Ресурсное и бюджетное планирование
- Оперативное управление
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА.
Этап планирования проекта может занять много времени
и потребовать участия многих людей, поэтому важно заранее определить следующее:
1. Цели проекта. Цели включают:
- список планируемых результатов проекта;
- конкретные сроки выполнения
как отдельных работ, так и всего проекта;
- конкретные критерии качества, которым должны
удовлетворять результаты работы;
- уровень затрат, который не должен быть превышен в
ходе выполнения проекта.
2. Предположения о ходе выполнения проекта:
- получение результатов от участников проекта;
- доступность и загруженность ресурсов;
- длительность задач;
- затраты на проект;
- доступное время;
- результаты работы;
3. Ограничения проекта. Различают три
основных типа ограничений:
- время -(установка
фиксированной даты окончания проекта или крайних сроков для наиболее важных
работ);
- ресурсы или стоимость;
- область охвата ( совокупность
всех целей и задач проекта).
Определение параметров задач проекта. Типы задач в MS Project:
- обычные задачи
- повторяющиеся задачи
- вехи (задачи с нулевой длительностью)
- суммарные задачи (задачи, содержащие подзадачи)
В MS Project существуют
различные способы представления информации по проекту. Панель
представлений и собственно представление проектных данных расположены в рабочей
области. Панель представлений вызывается на экран командой меню ВИД.
По умолчанию для нового проекта устанавливается представление в виде диаграммы Гантта (Генри Гантт - первый
разработчик графической интерпретации тактического плана реализации проекта).
Планирование работ. Создание списка задач.
План работ лучше всего составлять (и редактировать)
в представлении Диаграмма Гантта. Вставка новой
задачи осуществляется через команду меню - Вставка - Новая задача. Для
просмотра и редактирования информации о задаче выбрать команды - Проект- Сведения о задаче. Для структурирования списка задач
используются кнопки - На уровень выше - На уровень ниже- на
панели инструментов Форматирование. Связь между двумя задачами определяет каким образом время начала или завершения одной
задачи влияет на время начала или завершения другой. Задача, влияющая на другую, называется Предшественник, а задача, зависящая от
другой, называется Последователь. В MS Project есть
четыре типа связей между задачами:
1. Окончание-начало (ОН) - наиболее распространенный
тип связи (устанавливается в программе по умолчанию), при которой задача В не
может начаться раньше , чем завершена задача А.
2. Начало-начало (НН)
3. Окончание-окончание (ОО)
4. Начало-окончание (НО) - зависимость, при которой
задача В не может закончиться до тех пор, пока не
началась задача А.
- использовать команды меню – Правка - Связать
задачи
- непосредственно на диаграмме Гантта
потащить мышку от предшествующей задачи к последующей