2.3.4. Научно-техническая информация

Среди ведомств, формирующих информационные ресурсы в обла­сти науки и техники, бесспорным лидером является Государственный комитет РФ по науке и технологиям (ГКНТ России). Созданная под его руководством в 1960-1970-е гг. государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) была одной из крупнейших ин­формационных систем в стране и не знала равной себе в мире. Кризис 1990-х гг. затронул ГСНТИ особенно остро. Система, включавшая около двухсот специализированных организаций, а также десятки ты­сяч служб на предприятиях, фактически развалилась. Из почти 80 от­раслевых институтов информации функционируют не более десятка. Федеральные информационные центры сохранились почти все, одна­ко сократили масштабы своей деятельности в десятки раз.

В настоящее время государственная система научно-технической информации [4] представляет собой совокупность научно-техниче­ских библиотек и организаций — юридических лиц независимо от фор­мы собственности и ведомственной принадлежности, специализиру­ющихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обяза­тельств.

В состав государственной системы научно-технической информа­ции входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые органы научно-техни­ческой информации и научно-технические библиотеки, региональные центры научно-технической информации.

К федеральным органам научно-технической информации и науч­но-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, веде­ние и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников науч­но-технической информации и направлений науки и техники, отно­сятся:

  1. Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ (ВНТИЦ) — по ведущим­ся в стране и законченным открытым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмам и программам;

  2. Всероссийский научно-исследовательский институт межотрас­левой информации (ВИМИ) — по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно-техни­ческой деятельности оборонного комплекса;

  3. Российское объединение информационных ресурсов научно-тех­нического развития (Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ — по использованию результатов научно-техни­ческой деятельности предприятий и организаций, а также орга­низации обмена этой информацией между регионами;

  4. Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Министерства науки и технологий РФ;

  5. Государственная публичная научно-техническая библиотека Ми­нистерства науки и технологий РФ, Библиотека РАН, Библиоте­ка по естественным наукам РАН и Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН — по естественным и техническим наукам;

  6. Государственная центральная научная медицинская библиотека Министерства здравоохранения РФ — по медицине и здравоох­ранению;

  7. Всероссийский научно-исследовательский институт информа­ции и технико-экономических исследований агропромышленно­го комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук — по сельско­му хозяйству;

  8. Институт научной информации по общественным наукам РАН — по общественным наукам;

  9. Российский федеральный геологический фонд, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования и Всероссийская геологическая биб­лиотека Министерства природных ресурсов РАН — по геологии и минерально-сырьевым ресурсам;

  10. Федеральный фонд государственных стандартов, общероссий­ских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и ре­комендаций по стандартизации, национальных стандартов зару­бежных стран Государственного комитета РФ по стандартиза­ции, метрологии и сертификации — по нормативным документам По стандартизации, метрологии и сертификации;

  11. Федеральный институт промышленной собственности и Ин­формационно-издательский центр Российского агентства по па­тентам и товарным знакам — по патентной документации, от­носящейся к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания и наименова­ниям мест происхождения товаров, а также по документации, от­носящейся к зарегистрированным программам для ЭВМ, базам данных и топологиям интегральных микросхем;

  12. Российская книжная палата Государственного комитета РФ по печати — по опубликованным в Российской Федерации произве­дениям печати и государственной библиографии;

  13. Российский государственный архив научно-технической доку­ментации Федеральной архивной службы РФ — по документам научно-исследовательских, проектных, конструкторских, техно­логических организаций и предприятий федерального значения, переданным на постоянное хранение;

  14. Научно-технический центр «Информрегистр» — по электрон­ным изданиям;

  15. Институт промышленного развития («Информэлектро») — по технико-экономической информации и результатам технико-экономических исследований в гражданских отраслях промыш­ленности (обязанности закреплены Постановлением Правитель­ства РФ от 10 июля 1998 г. № 736);

  16. ряд других всероссийских государственных структур по отраслям промышленности, сельского хозяйства и видам деятельности.

    Порядок формирования федеральных информационных фондов указанных организаций устанавливается законодательством РФ.

    Рассмотрим подробнее входящие в структуру ГКНТ организации, а также некоторые другие учреждения, генерирующие в процессе сво­ей деятельности научно-техническую информацию.

2.3.4.1. Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ)

Важнейшим элементом отечественной информационной инфра­структуры является Всероссийский научно-технический информацион­ный центр (ВНТИЦ). В хранилищах ВНТИЦ формируется нацио­нальный фонд отчетов о научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работах (НИР и ОКР), кандидатских и докторских диссертаций, алгоритмов и программ, обеспечивается их сохранность и общественно полезное использование в научно-производственной и культурной сфере страны.

Важнейшей составной частью национальных информационных ре­сурсов являются так называемые непубликуемые источники- научно-технические отчеты, диссертации и переводы Они (в первую очередь переводы) являются важным каналом научных коммуникаций, носи­телями информации, необходимой для решения практических задач. Непубликуемые источники научно-технической информации (НТИ) существуют всего в нескольких экземплярах, поэтому доступ к ним обеспечивается созданием на федеральном уровне централизованных фондов Выявлены следующие мировые тенденции использования и обращения неопубликованной научно-технической информации (ННТИ) на информационном рынке, которые в большинстве своем имеют самое прямое отношение к деятельности ВНТИЦ:

  1. ННТИ как «электронная» информация или как фактически пуб­ликуемая НТИ, которая может быть распространена любым ти­ражом в минимальные сроки,

  2. ННТИ как коммерческая информация При заинтересованности коллективов в получении денежного вознаграждения в отчеты о НИР могут быть включены сведения об имеющихся «ноу-хау» или иные дополнительные сведения внедренческого харакгера. Федеральный информационный центр в этом случае может иг­рать роль агента-посредника и получать свой процент от прибы­ли за реализацию конкретного информационного продукта,

  3. ННТИ как форма защиты прав человека и интеллектуальной собственности. Зачастую единственной возможностью включить результаты исследований в информационно-коммуникацион­ный процесс для определенной категории научно-технических работников является возможность поместить отчет о НИОКР, заявку или техническое предложение в тот или иной депозита­рий ННТИ Например, опыт Японии показал, что покупка от­вергнутых заявок является весьма прибыльным делом, «прово­цирующим» научно-техническое творчество по аналогии или иным способом. При этом по отвергнутой патентной заявке, описанию изобретения или другому документу, помещенному в фонд идей, составляется регистрационная карта, подтверждаю­щая дату приоритета и первичное содержание;

  4. ННТИ как архивная информация;

  5. ННТИ как культурно-историческое наследие.

Федеральным законом РФ от 29 декабря 1994 г № 77-ФЗ «Об обяза­тельном экземпляре документов» на ВНТИЦ возлагается комплекто­вание обязательных бесплатных экземпляров неопубликованных до­кументов, их регистрация и учет, выпуск информационных изданий о них, обеспечение их сохранности и использования ВНТИЦ готовит и распространяет следующие периодические информационные издания:

  • бюллетени регистрации НИР и ОКР по 28 тематическим сериям;

  • сборники рефератов НИР и ОКР по 28 тематическим сериям;

  • библиографический указатель информационных лист ков о науч­но-технических достижениях (перечень информационных и рек­ламных листков),

  • аналитические обзоры по актуальным научно-техническим про­блемам.

В России имеется огромный не использованный прошлой системой инновационный потенциал (запас идей), который в значительной мере сосредоточен в фондах ВНТИЦ, однако в ходе реформ государ­ство не смогло создать сектор обмена их на инвестиционные ресурсы. Поиск инвесторов научно-технической деятельности в настоящее вре­мя представляет собой очень сложный вопрос

К перспективным направлениям научных исследований ВНТИЦ следует отнести задачи освоения громадного наследия советской на­уки 1960-1980-х гг, когда были накоплены колоссальные научно-технические заделы, не востребованные в силу тяжелого финансового положения российской науки в 1990-х гг. ВНТИЦ является есте­ственным хранителем этого ценнейшего ресурса и может служить ин­формационной базой при реализации программы обращения научно­го сообщества к освоению исследовательских заделов советского времени.