Каждому полноправному пользователю Интернет доступно множество различных сервисов Интернет, и их использование в тех или иных задачах обработки информации (от поиска информации до организации системы распределенных вычислений). Дать сколько-нибудь определенную классификацию сервисов, в зависимости от их применения практически невозможно ввиду уникальности каждого сервиса и одновременно неотделимости его от остальных. Каждый сервис или служба характеризуется свойствами, часть которых пересекается с одной группой сервисов, а другая часть с другой.
Можно разделить сервисы на сервисы интерактивные (on-line), прямые и отложенного чтения (off-line). Хотя эта классификация не является точной, так как одним и тем же сервисом (например, FTP) можно пользоваться как в режиме (on-line), так и в режиме (off-line).
Большинство сервисов Интернет работают с использованием принципа "клиент--сервер". Это означает, что, когда пользователь (клиент) запускает программу, запрашивающую какую-либо сетевую услугу (такую программу также называют "клиентом"), эта программа соединяется по сети с дpугой пpогpаммой (такую программу называют "сервером", а в OC UNIX -- "демоном"), запущенной на дpугой машине сети. Компьютер, пpедоставляющая сетевую услугу, также называется сеpвеpом. Компьютер, подключенный к сети и отвечающий на запросы, называется хостом (host).
Сеpвеpом может быть любой хост (даже РС). Для этого на нем должны быть запущены соответствующие пpогpаммы, предоставляющие сервисные сетевые услуги, или эти программы запускаются автоматически операционной системой, непосpедственно после пеpвого же обpащения за услугой.
Хост, на котоpом работает пользователь, называется локальным. Компьютер-хост должен иметь 32-х разрядный IP-адpес и составное имя в доменной фоpме.
Сервисы, относящиеся к классу отложенного чтения (off-line), наиболее распространены в среде отечественных пользователей. Они наименее требовательны к ресурсам компьютеров и линиям связи. Основным признаком этих сервисов является та особенность, что запрос и получение информации могут быть достаточно сильно (что, вообще говоря, ограничивается только актуальностью информации на момент получения) разделены по времени. К сервису отложенного чтения можно отнести, например, электронную почту. В обычной связи аналогом сервиса отложенного чтения является, например, письменная корреспонденция, доставляемая обычной почтой.
Прямые сервисы характерны тем, что информация по запросу клиента возвращается немедленно. Однако от клиента (получателя информации) не требуется немедленной реакции на полученный ответ. К этому типу сервисов относится большинство служб сети Интернет (например, WWW, FTP и др.). В обычной связи аналогом прямого сервиса является, например, факс.
Сервисы, где требуется немедленная реакция на полученную информацию, т.е. получаемая информация является, по сути дела, запросом, относятся к интерактивным сервисам. В качестве примера интерактивного сервисы можно привести TELNET В обычной связи аналогами интерактивного сервиса является, например, телефон.