15.2.2. Особенности проектирования форм документов  результатной информации

В результате решения задачи рассчитываются результатные показатели, которые требуется выдать на материальный носитель в виде, удобном для пользователя. Так как результатный документ используется для осуществления процессов управления, то он должен отвечать следующим требованиям:

- полнота информации, т .е . результатные документы должны содержать в себе первичные (исходные ) и результатные показатели ;

- количество результатных показателей должно соответствовать количеству группировочных признаков (количество итогов должно быть равно количеству ключей сортировки );

- своевременность предоставления информации управленческому персоналу;

- достоверность предоставляемой информации ;

- хорошая читаемость (логичность построения форм и наличие хорошо отредактированного текста шапок документов );

- отсутствие показателей, рассчитываемых вручную .

Можно выделить следующие принципы построения результатных документов (рис . 5.4):

-  выделение трех зон в документе;

- разделение реквизитов на однозначные, т .е . имеющие одно значение на документ, и многозначные реквизиты, имеющие несколько значений в документе;

- выделение группировочных реквизитов, помещаемых во вторую зону документа, и размещение этих реквизитов в порядке убывания старшинства;

- выделение реквизитов -оснований и размещение их в последовательности, противоположной той, в какой выстраиваются группировочные реквизиты, по которым рассчитываются итоги (т .е . от первичных оснований ─ к результатным, а среди результатных ─ размещение их в порядке возрастания старшинства итога);

- если документ не размещается на одном стандартном листе, то выполнение разрыва строк и переноса оставшихся строк документа второй зоны вместе с реквизитами третьей зоны на другой лист, сохраняя размеры листов стандартными (при таком перенесении строк заголовки таблиц не переносятся, а переносятся только номера колонок ).

Наименование предприятия __________________

Наименование документа

Наименование подразделения __________________

(период времени ) ____________________________

Количество

листов _______

Номер листа __

Количество

экземпляров __

Номер экз .______

Наимено-ваие 1-го признака

Код 1-го признака

Наимено-ваие 2-го признака

Код 2-го признака

Наимено-ваие 3-го признака

Код 3-го признака

Коли-чество

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по 3- му признаку

*

*

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по 2- му признаку

 

**

Итого по 1- му признаку

 

***

Подпись _______________________ Дата ________________

Рис . 5.4. Схема структуры результатного документа

Построение результатных документов должно выполняться в следующей последовательности:

1. Определение полного реквизитного состава документа .

2. Классификация реквизитов-признаков : на справочные и группировочные, реквизиты -основания: на первичные и результатные, а результатные основания ─ по степеням итогов .

3. Выбор формы документа (с одной или несколькими таблицами в содержательной части документа).

4. Размещение реквизитов в форме согласно их логической соподчиненности .

5. Подсчет длины строки в табличной зоне (L док ), с учетом пробелов между реквизитами и разделительными линиями граф по формуле :

L док = L1 + L2 + ┘+Li +┘+ Ln + k*d,

где Li ─ длина i-го реквизита, ( i = 1 - n);

k ─ число колонок в таблице,

d- число пробелов между колонками .

Если длина строки документа, т.е. его ширина больше ширины каретки печатающего устройства (с учетом возможного уменьшения размеров шрифта), то проведение перегруппировки реквизитов таблицы с использованием следующих методов :

- выносятся итоговые колонки в итоговые строки ;

- перенос не уместившихся в листе колонок на новый лист с продолжением нумерации колонок (такие документы затем склеиваются).

При этом осуществляется выделение в первой зоне специальной области для служебных реквизитов (количество листов в документе, номер текущего листа, количество экземпляров, номер экземпляра).