25.3. Гарантированность системы защиты

Гарантированность ─ "мера доверия, которая может быть оказана архитектуре и реализации системы. Гарантированность может проистекать как из тестирования, так и из проверки (формальной или нет) общего замысла и исполнения системы в целом и ее компонентов. Гарантированность показывает, насколько корректны механизмы, отвечающие за проведение в жизнь выбранной концепции безопасности. Гарантированность можно считать пассивным компонентом защиты, надзирающим за самими защитниками" [12 ].

Гарантированность ─ это мера уверенности, с которой можно утверждать, что для проведения в жизнь сформулированной концепции безопасности выбран подходящий набор средств и что каждое из этих средств правильно исполняет отведенную ему роль. В "Оранжевой книге" рассматриваются два вида гарантированности ─ операционная и технологическая. Операционная гарантированность относится к архитектурным и реализационным аспектам системы, в то время как технологическая ─ к методам построения и сопровождения.

2.1. Операционная гарантированность ─ это способ убедиться в том, что архитектура системы и ее реализация действительно проводят в жизнь избранную концепцию безопасности и включает в себя проверку следующих элементов:

∙  архитектуры системы;

∙  целостности системы;

∙  анализа тайных каналов передачи информации;

∙  надежного администрирования;

∙  надежного восстановления после сбоев;

∙  операционной гарантированности.

Архитектура системы должна способствовать реализации мер безопасности или прямо поддерживать их. Примеры подобных архитектурных решений в рамках аппаратуры и операционной системы ─ разделение команд по уровням привилегированности, защита различных процессов от взаимного влияния за счет выделения каждому своего виртуального пространства, особая защита ядра ОС. В принципе меры безопасности не обязательно должны быть заранее встроены в систему ─ достаточно принципиальной возможности дополнительной установки защитных продуктов надежности компонентов.

Целостность системы в данном контексте означает, что аппаратные и программные компоненты надежной вычислительной базы работают должным образом и что имеется аппаратное и программное обеспечение для периодической проверки целостности.

Анализ тайных каналов передачи информации ─ тема, специфичная для режимных систем, когда главное ─ обеспечить конфиденциальность информации. Тайным называется канал передачи информации, не предназначенный для обычного использования. Обычно тайные каналы используются не столько для передачи информации от одного злоумышленника другому, сколько для получения злоумышленником сведений от внедренного в систему "Троянского коня".

Надежное администрирование в трактовке "Оранжевой книги" означает, что должны быть логически выделены три роли ─ системного администратора, системного оператора и администратора безопасности. Физически эти обязанности может выполнять один человек, но в соответствии с принципом минимизации привилегий в каждый момент времени он должен выполнять только одну из трех ролей. Конкретный набор обязанностей администраторов и оператора зависит от специфики организации.

Надежное восстановление после сбоев ─ метод обеспечения гарантированности, при котором должна быть сохранена целостность информации и, в частности, целостность меток безопасности. Надежное восстановление включает в себя два вида деятельности ─ подготовку к сбою (отказу) и собственно восстановление. Подготовка к сбою ─ это и регулярное выполнение резервного копирования, и выработка планов действий в экстренных случаях, и поддержание запаса резервных компонентов. Восстановление, вероятно, связано с перезагрузкой системы и выполнением ремонтных и/или административных процедур.

2.2. Технологическая гарантированность охватывает весь жизненный цикл системы, т.е. этапы проектирования, реализации, тестирования, внедрения и сопровождения. Все перечисленные действия должны выполняться в соответствии с жесткими стандартами, чтобы обезопаситься от утечки информации и нелегальных "закладок".

Критерии, изложенные в "Оранжевой книге", позволили специалистам ранжировать информационные системы защиты информации по степени надежности. В этом документе определяется четыре уровня безопасности (надежности) ─ D, C, B и A. Уровень D предназначен для систем, признанных неудовлетворительными. В настоящее время он содержит две подсистемы управления доступом. По мере перехода от уровня C к A к надежности систем предъявляются все более жесткие требования. Уровни C и B подразделяются на классы (C1, C2, B1, B2, B3) с постепенным возрастанием надежности. Таким образом, всего имеется шесть классов безопасности ─ C1, C2, B1, B2, B3, A1. Чтобы система в результате процедуры сертификации могла быть отнесена к некоторому классу, ее концепция безопасности и гарантированность должны удовлетворять разработанной системе требований, соответствующей этому классу.