Обратный инжиниринг предполагает исследование функционирующих на предприятии бизнес-процессов. Цель этапа заключается в проведении диагностики "узких мест" в организации существующих бизнес-процессов и формулировании направлений их реорганизации. Задача обратного инжиниринга упрощается, если на предприятии имеется документация о функционирующих процессах после предыдущей реорганизации.
На этапе обратного инжиниринга постановка задач реорганизации бизнес-процессов уточняется, сформулированные на этапе идентификации бизнес-процессов в общем, виде цели РБП могут быть скорректированы по результатам исследования существующей системы организации бизнес-процессов.
Обратный инжиниринг, по мнению Якобсона [107,71],
не должен вызывать получение
чрезмерно детальной картины существующих бизнес-процессов, ибо в этом
случае велика вероятность "потерять за
деревьями лес". На этапе обратного инжиниринга строятся, как правило,
только принципиальные модели бизнес-процессов, позволяющие понять сущность функционирования предприятия в целом и выявить направления
реорганизации бизнес-процессов. При необходимости
уточнения деталей каких-либо деловых
процессов к обратному инжинирингу можно итеративно вернуться на этапе прямого инжиниринга.
На этапе обратного инжиниринга для понимания
сущности функционирующих
бизнес-процессов широко используются методы и средства структурного
анализа, деловых и информационных процессов
(функционально - ориентированного или объектно-ориентированного моделирования), которые реализованы в таких известных ППП, как, например, Design/IDEF, BPWin, ERWin,
OOWin, ARIS Toolset, Rational Rose и др.
Для оценки эффективности существующих
бизнес-процессов используются, прежде всего методы и средства
функционально-стоимостного анализа (ABC - Activity Based Costing), поддерживаемые, например, в ППП Design/IDEF, Easy ABC+, ARIS ABC и др. Так,
функционально-стоимостной анализ позволяет выявить:
· наиболее трудоемкие и затратные функции;
· функции, не вносящие вклад в образование прибыли;
· функции с низким коэффициентом использования ресурсов.
Для динамической оценки существующих бизнес-процессов при наличии развитой функционирующей информационной системы и информационного хранилища могут использоваться методы анализа реальной статистики. В противном случае применяются методы и средства имитационного моделирования, например, ППП ReThink, РДО, Pilgrim, Ithink, Workflow Analyser, Service Model и др.