Дисциплинарный модуль 5. Удобрения. Система земледелия
Задание 14
Структура и содержание систем земледелия. Основные блоки и звенья
Современная система земледелия как единое целое состоит из взаимосвязанных
подсистем (блоков, звеньев, частей).
Согласно ГОСТу система земледелия √ это единый научно обоснованный комплекс
взаимосвязанных агротехнических, мелиоративных, почвозащитных и организационно-
экономических мероприятий, направленных на эффективное использование земли,
агроклиматических ресурсов, биологического потенциала растений с целью получения
устойчивых, высоких урожаев сельскохозяйственных культур и воспроизводства
плодородия почвы.
Она состоит из четыр╦х основных подсистем (блоков):
1. Агротехнический блок;
2. Мелиоративный блок;
3. Экологический блок;
4. Организационно-экономический блок.
Целью агротехнического и мелиоративного блоков является обеспечение
воспроизводства почвенного плодородия.
Цель экологического блока: создание благоприятной природной обстановки.
Цель организационно-экономического блока: создание максимально эффективных
форм организации и оплаты труда.
Основные блоки системы земледелия включают разнообразные звенья.
В агротехнический блок входят:
1. Организация территории и севооборотов;
2. Научно обоснованная система обработки почвы;
3. Научно обоснованная система применения удобрений;
4. Интегрированная система защиты растений;
5. Семеноводство.
В мелиоративный блок входят:
1. Химическая мелиорация;
2. Водная мелиорация;
3. Лесомелиорация;
4. Культурнотехнические мероприятия.
В экологический блок входят:
1. Мониторинг плодородия и качества продукции;
2. Контроль за качеством урожая;
3. Природоохранные мероприятия;
4. Экологическая оценка.
В организационно-экономический блок входят:
1.Форма собственности;
2. Организация труда и управления;
3. Материальное стимулирование;
4. Финансирование.
Роль каждого блока и звена в различных условиях неодинакова. В пределах
каждого звена могут применяться разнообразные мероприятия √ агротехнические,
мелиоративные, почвозащитные (природоохранные) и организационно-экономические в
зависимости от того, какие задачи должны быть решены в конкретных природных
условиях. Комплексное воздействие блоков и звеньев системы земледелия
обеспечивает наибольший агрономический эффект.
Основными признаками всех систем земледелия, как ранее существовавших, так и
существующих в настоящее время, являются способы использования земли, способы
поддержания и повышения плодородия почвы.
Способ использования земли выражается в соотношении земельных угодий и
структуре посевных площадей, а способ повышения эффективного плодородия почвы √
в комплексе агротехнических и мелиоративных мероприятий в соответствии с
возделываемыми культурами.
В настоящее время применяются и разрабатываются следующие современные системы
земледелия:
а) почвозащитные - зернопаровая, зернопаропропашная, зернопропашная,
зернотравяная, плодосменная, травопольная, пропашная (промышленно-заводская) и
другие;
б) агроландшафтные - контурно-мелиоративная, адаптивно-ландшафтная,
ландшафтная (природоохранная) и др.;
в) альтернативные - органическая, биологическая, биодинамическая,
органо-биологическая, эколого-биологическая, залежная, вольная.
Система земледелия должна соответствовать общественным потребностям,
агроэкологическим требованиям сельскохозяйственных культур, природным условиям,
уровню интенсификации производства, хозяйственному укладу, а также требованиям
минимального риска загрязнения продукции и окружающей среды.
Задание: проработать контрольные вопросы по учебнику и подготовиться к их
обсуждению.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- История развития учения о системах земледелия. Основные признаки
классификации систем земледелия. Типы и виды систем земледелия (примитивные,
экстенсивные, переходные, интенсивные).
- Современные системы земледелия. Теоретические основы
адаптивно-ландшафтных систем земледелия. Основные блоки и звенья систем
земледелия.
- Особенности почвозащитных систем земледелия в степных районах.
- Особенности почвозащитных систем земледелия на склоновых землях.
- Особенности плодосменных систем земледелия.
|