Чат Форум

Осуществление внешнеторговых операций

 

Учебное пособие для студентов 3 курса экономического факультета

 

ВВЕДЕНИЕ

Реализация ресурсного потенциала страны требует всестороннего и эффективного использования имеющихся мощностей во всех сферах экономики, в том числе и во внешнеэкономической деятельности. Поэтому изучение различных аспектов и форм внешнеэкономической деятельности для предприятий и организаций Российской Федерации представляет в настоящее время большой и важный практический интерес.

Для обеспечения потребностей предприятий различных форм собственности в специалистах, способных осуществлять производственную, научно-техническую, валютно-финансовую и торгово-экономическую деятельность с зарубежными контрагентами, в вузах Российской Федерации студентами различных специальностей дневной и заочной форм обучения изучаются дисциплины, посвященные вопросам и проблемам внешнеэкономической деятельности. Предметом таких курсов являются экономические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов с зарубежными организациями и фирмами.

Методические указания рассчитаны на два семинарских занятия. На первом занятии студенты изучают порядок осуществления внешнеторговых сделок (операций) по методическим указаниям, знакомятся с планом семинарских занятий и получают задания для самостоятельной подготовки по рассматриваемой тематике. На втором семинарском занятии рассматриваются вопросы и заслушиваются выступления по плану семинарских занятий, полученных студентами на первом семинарском занятии и с учетом знаний, полученных студентами по результатам их самостоятельной подготовки по литературным источникам и лекционной тематике.

Внешнеторговая операция - это комплекс действий участников торгового процесса, представляющих разные страны, с целью осуществления торгового обмена.

Участников торгового процесса, или контрагентов, должно быть не менее двух: продавец и покупатель.

В комплекс действий предприятий при осуществлении внешнеторговых операций обычно входит изучение конъюнктуры рынка интересующего контрагентов товара, его реклама, деятельность сбытовой сети, взаимодействие с торговыми посредниками, разработка коммерческих предложений и запросов, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.

Имеется следующая классификация внешнеторговых операций (табл. 1).

Таблица 1.

п/п
Признак
классификации
Виды операций
1 По направлениям торговли Экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные
2 По группам товара Купля-продажа машин и оборудования, сырьевых, продовольственных, непродовольственных товаров и др.
3 По степени готовности товара к продаже Поставка готовой продукции, узлов и деталей для сборки, комплектного оборудования и т.д.
4 Товарообменная торговля Встречные закупки, бартер, выкуп устаревшей продукции, переработка давальческого сырья и др.
5 Торговля научно-техническими достижениями и оказание услуг Купля-продажа лицензий, "ноу-хау", факторинг, инжиниринг; при осуществлении подряда, аренды, лизинга, туризма, информатизации, перевозок на транспорте и др.
6 Торгово-посредническая деятельность Консигнационные, комиссионные, агентские, брокерские
7 Торговля состязательного типа Аукцион, международные торги и биржевая торговля


© Красноярский государственный аграрный университет