Реализация ресурсного потенциала страны требует всестороннего и эффективного использования имеющихся мощностей во всех сферах экономики, в том числе и во внешнеэкономической деятельности. Поэтому изучение различных аспектов и форм внешнеэкономической деятельности для предприятий и организаций Российской Федерации представляет в настоящее время большой и важный практический интерес.
Для обеспечения потребностей предприятий различных форм собственности в специалистах, способных осуществлять производственную, научно-техническую, валютно-финансовую и торгово-экономическую деятельность с зарубежными контрагентами, в вузах Российской Федерации студентами различных специальностей дневной и заочной форм обучения изучаются дисциплины, посвященные вопросам и проблемам внешнеэкономической деятельности. Предметом таких курсов являются экономические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов с зарубежными организациями и фирмами.
Методические указания рассчитаны на два семинарских занятия. На первом занятии студенты изучают порядок осуществления внешнеторговых сделок (операций) по методическим указаниям, знакомятся с планом семинарских занятий и получают задания для самостоятельной подготовки по рассматриваемой тематике. На втором семинарском занятии рассматриваются вопросы и заслушиваются выступления по плану семинарских занятий, полученных студентами на первом семинарском занятии и с учетом знаний, полученных студентами по результатам их самостоятельной подготовки по литературным источникам и лекционной тематике.
Внешнеторговая операция - это комплекс действий участников торгового процесса, представляющих разные страны, с целью осуществления торгового обмена.
Участников торгового процесса, или контрагентов, должно быть не менее двух: продавец и покупатель.
В комплекс действий предприятий при осуществлении внешнеторговых операций обычно входит изучение конъюнктуры рынка интересующего контрагентов товара, его реклама, деятельность сбытовой сети, взаимодействие с торговыми посредниками, разработка коммерческих предложений и запросов, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.
Имеется следующая классификация внешнеторговых операций (табл. 1).
Таблица 1.
№ п/п
|
Признак классификации |
Виды операций |
1 |
По направлениям торговли |
Экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные |
2 |
По группам товара |
Купля-продажа машин и оборудования, сырьевых, продовольственных, непродовольственных товаров и др. |
3 |
По степени готовности товара к продаже |
Поставка готовой продукции, узлов и деталей для сборки, комплектного оборудования и т.д. |
4 |
Товарообменная торговля |
Встречные закупки, бартер, выкуп устаревшей продукции, переработка давальческого сырья и др. |
5 |
Торговля научно-техническими достижениями и оказание услуг |
Купля-продажа лицензий, "ноу-хау", факторинг, инжиниринг; при осуществлении подряда, аренды, лизинга, туризма, информатизации, перевозок на транспорте и др. |
6 |
Торгово-посредническая деятельность |
Консигнационные, комиссионные, агентские, брокерские |
7 |
Торговля состязательного типа |
Аукцион, международные торги и биржевая торговля |
|