3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
|
Виды учебной работы | Дневное отделение |
|
---|---|---|
Всего | 5-й семестр | |
Общая трудоемкость дисциплины | 108 | 108 |
Аудиторные занятия | 50 | 50 |
Лекции | 16 | 16 |
Практические занятия | ||
Семинары | ||
Лабораторные занятия | 34 | 34 |
Самостоятельная работа | 22 | 22 |
Курсовой проект (работа) | 5 | 5 |
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | ||
Контрольные работы | ||
Вид итогового контроля (зачет) |
Экзамен | Экзамен |
Указывается количество часов на изучение тем при дневной форме обучения, через черту дроби при заочной форме обучения. Использованные обозначения: Л лекции, П практические (семинарские) или лабораторные занятия, С самостоятельная работа студентов; Литература рекомендуемая литература (номер источника в соответствии с прилагаемым списком)
Примечание: В таблице названия разделов указываются в соответствии с обязательным минимумом содержания, изложенным в ФГОС ВО.
Раздел дисциплины |
Всего часов |
В том числе | Формы контроля | ||
---|---|---|---|---|---|
Л | П | С | |||
МОДУЛЬ 1. Свойства и оценка почв | 8 | 17 | 11 | 16 | Контр.работа, инд.задания, опросы с места. Тестирование |
МОДУЛЬ 2. Система применения удобрений | 8 | 17 | 11 | 18 | Семинары, решение инд.задач, карточки, проверка выполненных заданий |
Раздел дисциплины |
Всего часов |
В том числе | Формы контроля | ||
---|---|---|---|---|---|
Л | П | С | |||
МОДУЛЬ 1. Свойства и оценка почв | 38 | 8 | 18 | 16 | |
1.1. Почвоведение как наука. История развития науки. Почвенные процессы | 20 | 2 | 8 | 10 | 1.(с.242-259), 2.(с.133-173) |
1.2. Органическое вещество почв | 18 | 2 | 10 | 6 | 1.3. Почвенные коллоиды и поглотительная способность почв. Кислотность, щелочность и буферность почв | 20 | 2 | 8 | 10 | 1.(с.242-259), 2.(с.133-173) | 1.4. Характеристика почв земледельческой зоны Красноярского края | 20 | 2 | 8 | 10 | 1.(с.242-259), 2.(с.133-173) |
МОДУЛЬ 2. Система применения удобрений | 42 | 14 | 10 | 18 | |
2.1. Агрохимия как наука. Физиологическая роль элементов питания. Минеральное (корневое) питание растений | 11 | 4 | 2 | 5 | 5.(с.13-23), 6.(с.42-45) |
2.2. Пищевой режим и оценка плодородия почв | 11 | 4 | 2 | 5 | 1.(с.29-49), 4.(с.6-92) |
2.3. Классификация удобрений. Регулирование режима питания. Экологические аспекты применения удобрений | 18 | 4 | 6 | 8 | 9.(с.15-24), 13.(с.87-200) |
2.4. Система удобрения культур в севообороте | 2 | 2 | - | - | 6.(с.3-15), 13.(с.87-200) |
Тема |
---|
Дисциплинарный модуль 1. Система оценки почв |
Практическое занятие № 1 |
Практическое занятие № 2 |
Практическое занятие № 3 |
Практическое занятие № 4 |
Практическое занятие № 5 |
Практическое занятие № 6 |
Дисциплинарный модуль 2. Система применения удобрений |
Практическое занятие № 7 (часть 1) |
Практическое занятие № 7 (часть 2) |
Практическое занятие № 8 (часть 1) |
Практическое занятие № 8 (часть 2) |
Практическое занятие № 8 (часть 3) |
Практическое занятие № 9 |
Практическое занятие № 10 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый).
Итогом самостоятельной работы студентов над теоретическим и практическим материалом дисциплины является получение зачета.
№ п/п |
Наименование задания |
Кол-во часов |
Рекомендуемая литература (номер источника в соответствии с прилагаемым списком) |
|
---|---|---|---|---|
1 | Решение домашних задач по расчету доз гипса | 2 | 1. Агрохимия /под ред. проф. П.М. Смирнова, А.В. Петербургского. - М.: Колос, 1975. - 512 с. 2. Агрохимия и система удобрения /Петухов М.П., Панова Е.А., Дудина Н.Х. – М.: Колос, 1979. – 392 с. 3. Гинзбург К.Е. Фосфор основных типов почв СССР. – М.: Наука, 1981. – 241 с. 4. Крупкин П.И., Андронова Т.М. Удобрения и урожай, Красноярск. – 1970. – 140 с. 5. Мелиорация засоленных и солонцовых почв /под ред. В.А. Ковда, В.С. Муратова, Г.В. За-харьина. – М.: Наука, 1967. - 99 с. 6. Мелиорация почв /Зайдельман Ф.Р. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 448 с. 7. Пути освоения и повышения плодородия солонцовых почв Западной Сибири /Мигуцкий А.С. – М. – Целиноград: Колос, 1965. – 152 с. 8. Рудой Н.Г. Агрохимия почв Средней Сибири: Учебное пособие.- Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2004.- 167 с. 9. Синягин И.И., Кузнецов Н.Я. Применение удобрений в Сибири.- М.: Колос, 1979.- 373 с. 10. Юлушев И.Г. Почвенно-агрохимические основы адаптивно-ландшафтной организации систем земледелия ВКЗП: Учебное пособие. - М.: Академический проект; Киров, Константа, 2005. - 368 с. | |
2 | Решение домашних задач по расчету доз извести | 4 | ||
3 | Подготовка к решению тестовых заданий по теме «Азот почвы | 4 | ||
4 | Подготовка к решению тестовых заданий по теме «Фосфор почвы» | 2 | ||
5 | Подготовка к решению тестовых заданий по теме «Калий почвы» | 2 | ||
6 | Подготовка к решению тестовых заданий, коллоквиуму по теме «Пищевой режим почв» | 3 | ||
7 | Подготовка домашнего конспекта по экологической характеристике удобрений | 1 | ||
8 | Подготовка к контрольной работе по теме « Минеральные удобрения» | 3 | ||
9 | Подготовка к коллоквиуму по теме «Минеральные удобрения и особенности их применения» | 4 | ||
10 | Подготовка к сдаче тест-карты по теме « Минеральные удобрения» | 4 | ||
11 | Подготовка к контрольной работе по теме « Органические удобрения». | 2 | ||
12 | Подготовка к коллоквиуму по теме «Влияние удобрений на качество продукции | 2 | ||
13 | Работа над индивидуальным заданием, продумывание и подбор материала | 38 | ||
ИТОГО: | 70 |
1. Перечислите методы улучшения плодородия солонцовых почв.
2. Какие почвы подвергаются гипсованию? Его задачи.
3. Напишите реакцию гипсования солонцовых почв.
4. Как влияет гипсование на свойства почвы и эффективность удобрений?
5. Какие формы азотных и фосфорных удобрений рекомендуется применять на солонцеватых почвах?
6. Назовите основные химические мелиоранты для гипсования. Требования, предъявляемые к ним.
7. Объясните следующие приемы: «самомелиорация», «фитомелиорация», «кислование» солонцовых почв?
8. Назовите недостатки метода «землевания» солонцовых почв?
9. Перечислите агротехнические приемы, повышающие эффективность гипсования почв.
10. Для чего в солонцовые почвы вносят структурообразователи?
11. Какие фитомелиоранты являются в Сибири лучшими при освоении солонцовых почв различного типа?
12. Почему гипс на степных и лугово-степных солонцах заделывается в почву в два приема (при культивации, отвальной вспашке)?
13. Почему эффективно безотвальное рыхление мелких солонцов?
14. При какой комплексности проводят сплошное гипсование почв?
15. Что дает орошение солонцовых земель после их гипсования?
16. Можно ли применять на солонцовых почвах дефекат, древесную золу и известь?
17. Почему на солонцовых почвах не эффективна фосфоритная мука?
18. По каким агрохимическим показателям определяется потребность почвы в известковании?
19. Почва дерново-подзолистая среднекислая. Какие с.-х. культуры можно возделывать на ней без известкования?
20. Гидролитическая кислотность почвы. Ее роль в связи с использованием фосфоритной муки.
21. Какие из трех известковых мелиорантов (доломит, известковая мука, пушонка), следует применять на супесчаной дерново-подзолистой почве?
22. Какие формы азотных удобрений предпочтительнее применять на кислых почвах?
23. Взаимодействие известковых материалов с почвой. Как влияет известкование на свойства почвы и эффективность удобрений?
24. Влияние известкования на мобилизацию питательных веществ почвы.
25. Назовите пределы колебаний pH водной суспензии для почв: сильнокислых, нейтральных, щелочных.
26. Какие известковые мелиоранты будете применять на кислых почвах в случае недостатка микроэлементов (доменный шлак, сланцевая зола, известковая мука, мел, торфотуф)?
27. Недостаток каких элементов будет наблюдаться на хорошо произвесткованной почве?
28. Виды почвенной кислотности. Влияние органических и минеральных удобрений на реакцию почвы.
29. Значение кальция и магния для растений. Агрономическая и экономическая эффективность известкования.
30. Основные известковые материалы. Сроки и способы их внесения.
31. Какие величины степени насыщенности почв основаниями определяют сильную, среднюю и слабую нуждаемость почвы в известковании?
32. Перечислите местные известьсодержащие отходы промышленности, применяемые в качестве мелиорантов на кислых почвах.
33. В какой очередности проводится известкование и фосфоритование?
34. Потери какого элемента питания происходят при совместном внесении извести с навозом?
35. Почему на кислых почвах рекомендуется применять гипс и под какие культуры?
36. Сгруппируйте с.-х. культуры по их отношению к кислотности почв.
37. Назовите основные месторождения известняков в крае.
38. Какие химические процессы протекают в почве при внесении извести?
39. В какие сроки и какими способами вносят известь?
40. Виды почвенной кислотности. Влияние органических и минеральных удобрений на реакцию почвы.
41. Природа почвенной кислотности. Причина токсического действия на растение алюминия и марганца.
42. Как рассчитываются дозы извести по гидролитической кислотности? Что такое полные дозы извести?
1. Какие показатели определяют агрохимическую характеристику почв?
2. Для какой цели проводят агрохимическое обследование и составляют агрохимические картограммы, агрохимические паспорта?
3. Из каких этапов состоит работа по агрохимическому обследованию почв?
4. С какой площади и каким методом отбирается один представительный агрохимический образец?
5. Каков порядок и техника составления агрохимических картограмм?
6. По какой причине не составляются картограммы обеспеченности почв азотом и как судят об обеспеченности почв этим элементом?
7. Каковы порядок и содержание агрохимического очерка?
8. Как используются агрохимические картограммы и паспорта?
9. Как часто нужно проводить повторное агрохимическое обследование почв?
10. В чем преимущество поточных методов анализа почв?
11. Какими методами пользуются при массовых анализах почв в агрохимических лабораториях?
12. Что такое местные лимиты (градации) по обеспеченности почв основными элементами питания?
13. Какими методами проводится оценка потребности растений в азотных фосфорных и калийных удобрениях?
14. В чем отличие паспорта плодородия от агрохимических картограмм?
15. Дайте определение КАХОП и назовите основные его звенья?
16. Роль вегетационного опыта в изучении вопросов питания и применения удобрений.
17. Задачи агрохимической службы. Как используются материалы агрохимического обследования в хозяйствах?
18. Сравнительная оценка полевого и вегетационного методов в исследовании питания растений.
19. Назовите подвижные формы питательных веществ в почве?
20. Дайте понятие динамике питательных веществ в почве.
21. Какова интенсивность процессов аммонификации и нитрификации в дерново-подзолистой, серой лесной, черноземной и каштановой почвах?
22. Назовите статьи прихода и расхода азота в почве.
23. Назовите агротехнические приемы, способствующие накоплению минеральных форм азота в почве.
24. Дайте определение процесса аммонификации.
25. В виде каких основных соединений находится фосфор в почвах (в дерново-подзолистых, серых лесных, черноземах и каштановых). Какова их доступность растениям?
26. Как влияет зафосфачивание почвы на подвижность микроэлементов в почве?
27. Какими методами определяют подвижный фосфор и обменный калий в различных почвах?
28. В какой почве, дерново-подзолистой или черноземе, больше обменного калия при близком гранулометрическом составе?
29. Какие формы калия входят в понятие «подвижный» и «усвояемый»?
30. Дайте определение процесса нитрификации.
31. Какие агротехнические приемы повышают содержание подвижных фосфатов и обменного калия в почве?
32. Под влиянием каких условий ускоряется переход калия из труднодоступной в усвояемую для растений форму?
33. При каких условиях протекают процессы иммобилизации азота и ретроградации фосфатов в почве?
34. Какие условия способствуют денитрификации?
35. В чем причины и механизм необменной фиксации аммония и калия в различных почах?
36. Как влияют пониженные температуры и засушливые условия на азотный и фосфатный режимы почв?
37. Перечислите наиболее характерные внешние признаки азотного, фосфорного и калийного голодания растений?
38. Смысл термина «азот биологический».
39. Назовите показатели, определяющие потенциальное и эффективное плодородие почвы?
40. Дайте определение процесса денитрификации.
41. Назовите ПДК нитратного азота в почве.
42. Дайте определение процесса необменной фиксации азота.
1. Что такое вид и форма минерального удобрения?
2. Назовите прямые и косвенные удобрения.
3. Что лежит в основе классификации азотных удобрений?
4. Назовите лучшую форму азотных удобрений под бобовые культуры?
5. Потери какого элемента могут происходить при заблаговременном смешивании аммиачной селитры с суперфосфатом?
6. Приводит ли к изменению реакции почв систематическое внесение мочевины?
7. Какие формы азотных удобрений предпочтительнее применять на почвах с кислой реакцией среды?
8. Какая доля азота (в %) используется растениями озимой ржи при внесении 60 кг/га аммиачной селитры?
9. Какие азотные удобрения наиболее эффективны при ранневесенней подкормке озимой ржи?
10. Какие азотные удобрения применяют для повышения содержания белка в озимой, яровой пшенице, озимой ржи?
11. Почему в условиях Сибири не рекомендуется применять высокие дозы азотных удобрений?
12. Перечислите экологические требования к внесению азотных удобрений.
13. Какие азотные удобрения являются лучшими при возделывании кормовой и сахарной свеклы?
14. Почему под бобовые культуры применяют стартовые дозы азотных удобрений?
15. Какие формы азотных удобрений применяют в условиях орошения? Как отличаются их дозы в сравнении с богарой?
16. Когда и с какой целью проводят сеникацию посевов зерновых культур?
17. Какие азотные удобрения можно применять для некорневой подкормки зерновых культур?
18. Какова эффективность азотных удобрений в различных почвенно- климатических зонах края?
19. При дозе удобрений под озимую рожь N60P60K60 предложите сроки и способы их внесения.
20. В какие сроки лучше внести азотные удобрения под картофель в зоне подтайги, лесостепи и степи?
21. На чем основана классификация фосфорных удобрений?
22. При дозе фосфорных удобрений под культуру 90 кг/га сколько простого и двойного суперфосфата в туках (ц/га) необходимо внести?
23. Назовите лучшее фосфорное удобрение под бобовые культуры.
24. Какие залежи фосфорных руд имеются в крае?
25. Почему на кислых почвах мала эффективность порошковидного суперфосфата?
26. На каких почвах фосфоритная мука эффективна в чистом виде?
27. Как производят фосфоритную муку? Какое значение имеет тонина помола фосфоритной муки?
28. В чем преимущество локального способа внесения фосфорных удобрений в сравнении с разбросным?
29. При компостировании с каким типом торфа растворяется фосфоритная мука?
30. Что такое послойное внесение фосфорных удобрений?
31. Причины и механизм ретроградации фосфорных удобрений.
32. На чем основана классификация калийных удобрений?
33. Назовите лучшие формы калийных удобрений для внесения под картофель, овощи и бобовые культуры.
34. Под какие культуры рекомендуется вносить хлористый калий с осени?
35. Какие удобрения повышают морозостойкость, засухоустойчивость и снижают склонность к полеганию растений?
36. В чем особенности применения сильвинита, карналлита и других сырых калийных удобрений?
37. Какие удобрительные свойства имеет печная зола?
38. Какие калийные удобрения лучше применять под картофель и сахарную свеклу, и почему?
39. Сколько калия используется растениями из калийных удобрений в год их внесения?
40. Сколько калия (в кг/га) использует картофель при внесении 90 кг/га калийных удобрений?
41. Сколько необходимо внести хлористого калия и сульфата калия (ц/га) под корнеплоды при дозе удобрений 120 кг/га?
42. Как устанавливается соотношение N:P:K в удобрениях для разных культур?
43. На чем основана классификация комплексных удобрений?
44. Какие требования предъявляют к смешиванию удобрений?
45. Перечислите преимущества и недостатки комплексных удобрений перед простыми.
46. В каких условиях и под какие культуры требуется внесение медных удобрений?
47. Что такое дробное внесение удобрений?
48. Какие удобрения вносят приемом инжектирования?
49. Что такое сегрегация удобрений? Когда она проявляется?
50. Какие удобрения можно вносить в «запас»?
51. Какие удобрения обладают последействием?
52. Перечислите основные показатели качества удобрений.
53. Перечислите экологически опасные формы удобрений. Назовите причины их опасности.
54. В каких случаях проводятся арбитражные анализы удобрений?
55. Докажите с помощью уравнения реакции, почему нельзя смешивать известковые и аммонийные удобрения?
56. Какие удобрения улучшают и ухудшают качество волокна льна?
57. Укажите удобрения, применяемые в качестве кормовых добавок в рационе скота.
58. Какие удобрения используют в баковых смесях?
59. Перечислите лучшие формы простых и комплексных удобрений при внесении на солонцовые почвы.
1. Агрохимия /под ред. проф. П.М. Смирнова, А.В. Петербургского. -М.: Колос, 1975. - 512 с.
2. Агрохимия и система удобрения /Петухов М.П., Панова Е.А., Дудина Н.Х. – М.: Колос, 1979. – 392 с.
3. Агрохимия /Минеев В.Г.- М.: Изд-во МГУ, 2006. - 720с.
4. Берзин А.М. Зеленые удобрения в Средней Сибири.- Красноярск: КрасГАУ, 2002. - 395с.
5. Гинзбург К.Е. Фосфор основных типов почв СССР. – М.: Наука, 1981. – 241 с.
6. Ермохин Ю.И. Диагностика питания растений: Монография. - Омск: ОмГАУ, 1995. - 208с.
7. Крупкин П.И., Андронова Т.М. Удобрения и урожай, Красноярск. – 1970. – 140 с.
8. Мелиорация засоленных и солонцовых почв /под ред. В.А. Ковда, В.С. Муратова, Г.В. Захарьина. – М.: Наука, 1967. - 99 с.
9. Мелиорация почв /Зайдельман Ф.Р. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 448 с.
10. Пути освоения и повышения плодородия солонцовых почв Западной Сибири /Мигуцкий А.С. – М. – Целиноград: Колос, 1965. – 152 с.
11. Ратнер В.И. Питание растений и применение удобрений. - М.: Наука, 1965. - 222 с.
12. Рудой Н.Г. Агрохимия почв Средней Сибири: Учебное пособие.- Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2004.- 167 с.
13. Рудой Н.Г. Оптимизация минерального питания растений: Учебное пособие.- Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2008.- 163 с.
14. Синягин И.И., Кузнецов Н.Я. Применение удобрений в Сибири.- М.: Колос, 1979.- 373 с.
15. Юлушев И.Г. Почвенно-агрохимические основы адаптивно-ландшафтной организации систем земледелия ВКЗП: Учебное пособие. - М.: Академический проект; Киров, Константа, 2005. - 368 с.
16. Якименко В.Н. Калий в агроценозах Западной Сибири. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. - 231с.
17. Методические указания кафедры.
|
|