Агропочвоведение

электронный учебно-методический комплекс

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент кадровой политики и образования
Красноярский государственный аграрный университет


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Агропочвоведение

направление 35.03.03
Агрохимия и агропочвоведение
Институт агроэкологических технологий
кафедра Почвоведения и агрохимии
курс 3-й семестр 5-й
Красноярск – 2016 г.


Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению 35.03.03 - агрохимия и агропочвоведение (бакалавриат)


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры почвоведения и агрохимии, 2016 г.

Составитель программы Белоусов А. А., Белоусова Е. Н.

Заведующий кафедрой Чупрова В. В.


Одобрена методической комиссией Института агроэкологических технологий Протокол № 1 2015/2016 уч. год

Председатель Коротченко И.С.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематический план

4.2. Лекционный курс

4.3. Практические, семинарские занятия

4.5. Самостоятельная работа студентов

5. Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

а) цель преподавания дисциплины:

заинтересовать студентов наукой почвоведение и агрохимии методами ее изучения; показать особенности почвы как природного тела; научить грамотно оценивать качество почв для определения их цены в системе городского и земельного кадастра.

б) задачи изучения дисциплины:

студентам необходимо:

  1. научиться читать и думать критически;
  2. уметь диагностировать почвы по морфологическим признакам и условиям почвообразования;
  3. научиться использовать знания о свойствах почв для оценки их плодородия, цены и путях рационального использования;
  4. уметь донести знания о почве до участника производственного процесса;
  5. научиться грамотно работать с почвенными картами и картограммами;
  6. учиться выстраивать коммуникации в сообществе коллег;
  7. в) перечень предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

    Наименование
    дисциплины
    Тема Основные темы
    изучаемой дисциплины
    Математика основы алгебры, геометрии расчет основных статистических показателей, бонитировка почв
    Биология основы ботаники, с.-х. микробиология органическое вещество почвы, генезис почв
    Экология агроэкология деградация почв, функции почв
    Химия аналитическая химия, качественный и количественный анализ понятие о почве, генезис почв, гумус, поглотительная способность почв
    Физика законы термодинамики, молекулярно-кинетическая теория морфология почв, физика почв, водные свойства почв
    Земледелие система земледелия агротехнические мероприятия, направленные на сохранение почвенного плодородия
    Агрометеорология почвенная климатология, гидротермический анализ исследуемой территории генезис почв, проявление почвенных свойств в различных гидротермических условиях
    Физиология растений фотосинтез, дыхание морфология почв, генезис почв

    3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
    И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

    Виды учебной работы Дневное
    отделение
    Всего 5-й семестр
    Общая трудоемкость дисциплины 108 108
    Аудиторные занятия 50 50
    Лекции 16 16
    Практические занятия
    Семинары
    Лабораторные занятия 34 34
    Самостоятельная работа 22 22
    Курсовой проект (работа) 5 5
    Расчетно-графические работы
    Реферат
    Контрольные работы
    Вид итогового контроля
    (зачет)
    Экзамен Экзамен

    4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    4.1. Модульный план.

    Указывается количество часов на изучение тем при дневной форме обучения, через черту дроби – при заочной форме обучения. Использованные обозначения: Л – лекции, П – практические (семинарские) или лабораторные занятия, С – самостоятельная работа студентов; Литература – рекомендуемая литература (номер источника в соответствии с прилагаемым списком)

    Примечание: В таблице названия разделов указываются в соответствии с обязательным минимумом содержания, изложенным в ФГОС ВО.

    Раздел
    дисциплины
    Всего
    часов
    В том числе Формы контроля
    Л П С
    МОДУЛЬ 1. Свойства и оценка почв 8 17 11 16 Контр.работа, инд.задания, опросы с места. Тестирование
    МОДУЛЬ 2. Система применения удобрений 8 17 11 18 Семинары, решение инд.задач, карточки, проверка выполненных заданий

    4.2. Лекционный курс.

    Раздел
    дисциплины
    Всего
    часов
    В том числе Формы контроля
    Л П С
    МОДУЛЬ 1. Свойства и оценка почв 38 8 18 16
    1.1. Почвоведение как наука. История развития науки. Почвенные процессы 20 2 8 10 1.(с.242-259), 2.(с.133-173)
    1.2. Органическое вещество почв 18 2 10 6
    1.3. Почвенные коллоиды и поглотительная способность почв. Кислотность, щелочность и буферность почв 20 2 8 10 1.(с.242-259), 2.(с.133-173)
    1.4. Характеристика почв земледельческой зоны Красноярского края 20 2 8 10 1.(с.242-259), 2.(с.133-173)
    МОДУЛЬ 2. Система применения удобрений 42 14 10 18
    2.1. Агрохимия как наука. Физиологическая роль элементов питания. Минеральное (корневое) питание растений 11 4 2 5 5.(с.13-23), 6.(с.42-45)
    2.2. Пищевой режим и оценка плодородия почв 11 4 2 5 1.(с.29-49), 4.(с.6-92)
    2.3. Классификация удобрений. Регулирование режима питания. Экологические аспекты применения удобрений 18 4 6 8 9.(с.15-24), 13.(с.87-200)
    2.4. Система удобрения культур в севообороте 2 2 - - 6.(с.3-15), 13.(с.87-200)

    4.3. Практические, семинарские занятия

    Тема
    Дисциплинарный модуль 1. Система оценки почв
    Практическое занятие № 1
    Практическое занятие № 2
    Практическое занятие № 3
    Практическое занятие № 4
    Практическое занятие № 5
    Практическое занятие № 6
    Дисциплинарный модуль 2. Система применения удобрений
    Практическое занятие № 7 (часть 1)
    Практическое занятие № 7 (часть 2)
    Практическое занятие № 8 (часть 1)
    Практическое занятие № 8 (часть 2)
    Практическое занятие № 8 (часть 3)
    Практическое занятие № 9
    Практическое занятие № 10

    4.5. Самостоятельная работа студентов

    Внеаудиторная самостоятельная работа студентов относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый).

    Итогом самостоятельной работы студентов над теоретическим и практическим материалом дисциплины является получение зачета.


    п/п
    Наименование
    задания
    Кол-во
    часов
    Рекомендуемая
    литература
    (номер источника
    в соответствии
    с прилагаемым списком)
    1 Решение домашних задач по расчету доз гипса 2

    1. Агрохимия /под ред. проф. П.М. Смирнова, А.В. Петербургского. - М.: Колос, 1975. - 512 с.

    2. Агрохимия и система удобрения /Петухов М.П., Панова Е.А., Дудина Н.Х. – М.: Колос, 1979. – 392 с.

    3. Гинзбург К.Е. Фосфор основных типов почв СССР. – М.: Наука, 1981. – 241 с.

    4. Крупкин П.И., Андронова Т.М. Удобрения и урожай, Красноярск. – 1970. – 140 с.

    5. Мелиорация засоленных и солонцовых почв /под ред. В.А. Ковда, В.С. Муратова, Г.В. За-харьина. – М.: Наука, 1967. - 99 с.

    6. Мелиорация почв /Зайдельман Ф.Р. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 448 с.

    7. Пути освоения и повышения плодородия солонцовых почв Западной Сибири /Мигуцкий А.С. – М. – Целиноград: Колос, 1965. – 152 с.

    8. Рудой Н.Г. Агрохимия почв Средней Сибири: Учебное пособие.- Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2004.- 167 с.

    9. Синягин И.И., Кузнецов Н.Я. Применение удобрений в Сибири.- М.: Колос, 1979.- 373 с.

    10. Юлушев И.Г. Почвенно-агрохимические основы адаптивно-ландшафтной организации систем земледелия ВКЗП: Учебное пособие. - М.: Академический проект; Киров, Константа, 2005. - 368 с.

    2 Решение домашних задач по расчету доз извести 4
    3 Подготовка к решению тестовых заданий по теме «Азот почвы 4
    4 Подготовка к решению тестовых заданий по теме «Фосфор почвы» 2
    5 Подготовка к решению тестовых заданий по теме «Калий почвы» 2
    6 Подготовка к решению тестовых заданий, коллоквиуму по теме «Пищевой режим почв» 3
    7 Подготовка домашнего конспекта по экологической характеристике удобрений 1
    8 Подготовка к контрольной работе по теме « Минеральные удобрения» 3
    9 Подготовка к коллоквиуму по теме «Минеральные удобрения и особенности их применения» 4
    10 Подготовка к сдаче тест-карты по теме « Минеральные удобрения» 4
    11 Подготовка к контрольной работе по теме « Органические удобрения». 2
    12 Подготовка к коллоквиуму по теме «Влияние удобрений на качество продукции 2
    13 Работа над индивидуальным заданием, продумывание и подбор материала 38
    ИТОГО: 70

    Перечень вопросов для самоподготовки

    Модуль 1. Питание растений

    1. Перечислите методы улучшения плодородия солонцовых почв.

    2. Какие почвы подвергаются гипсованию? Его задачи.

    3. Напишите реакцию гипсования солонцовых почв.

    4. Как влияет гипсование на свойства почвы и эффективность удобрений?

    5. Какие формы азотных и фосфорных удобрений рекомендуется применять на солонцеватых почвах?

    6. Назовите основные химические мелиоранты для гипсования. Требования, предъявляемые к ним.

    7. Объясните следующие приемы: «самомелиорация», «фитомелиорация», «кислование» солонцовых почв?

    8. Назовите недостатки метода «землевания» солонцовых почв?

    9. Перечислите агротехнические приемы, повышающие эффективность гипсования почв.

    10. Для чего в солонцовые почвы вносят структурообразователи?

    11. Какие фитомелиоранты являются в Сибири лучшими при освоении солонцовых почв различного типа?

    12. Почему гипс на степных и лугово-степных солонцах заделывается в почву в два приема (при культивации, отвальной вспашке)?

    13. Почему эффективно безотвальное рыхление мелких солонцов?

    14. При какой комплексности проводят сплошное гипсование почв?

    15. Что дает орошение солонцовых земель после их гипсования?

    16. Можно ли применять на солонцовых почвах дефекат, древесную золу и известь?

    17. Почему на солонцовых почвах не эффективна фосфоритная мука?

    18. По каким агрохимическим показателям определяется потребность почвы в известковании?

    19. Почва дерново-подзолистая среднекислая. Какие с.-х. культуры можно возделывать на ней без известкования?

    20. Гидролитическая кислотность почвы. Ее роль в связи с использованием фосфоритной муки.

    21. Какие из трех известковых мелиорантов (доломит, известковая мука, пушонка), следует применять на супесчаной дерново-подзолистой почве?

    22. Какие формы азотных удобрений предпочтительнее применять на кислых почвах?

    23. Взаимодействие известковых материалов с почвой. Как влияет известкование на свойства почвы и эффективность удобрений?

    24. Влияние известкования на мобилизацию питательных веществ почвы.

    25. Назовите пределы колебаний pH водной суспензии для почв: сильнокислых, нейтральных, щелочных.

    26. Какие известковые мелиоранты будете применять на кислых почвах в случае недостатка микроэлементов (доменный шлак, сланцевая зола, известковая мука, мел, торфотуф)?

    27. Недостаток каких элементов будет наблюдаться на хорошо произвесткованной почве?

    28. Виды почвенной кислотности. Влияние органических и минеральных удобрений на реакцию почвы.

    29. Значение кальция и магния для растений. Агрономическая и экономическая эффективность известкования.

    30. Основные известковые материалы. Сроки и способы их внесения.

    31. Какие величины степени насыщенности почв основаниями определяют сильную, среднюю и слабую нуждаемость почвы в известковании?

    32. Перечислите местные известьсодержащие отходы промышленности, применяемые в качестве мелиорантов на кислых почвах.

    33. В какой очередности проводится известкование и фосфоритование?

    34. Потери какого элемента питания происходят при совместном внесении извести с навозом?

    35. Почему на кислых почвах рекомендуется применять гипс и под какие культуры?

    36. Сгруппируйте с.-х. культуры по их отношению к кислотности почв.

    37. Назовите основные месторождения известняков в крае.

    38. Какие химические процессы протекают в почве при внесении извести?

    39. В какие сроки и какими способами вносят известь?

    40. Виды почвенной кислотности. Влияние органических и минеральных удобрений на реакцию почвы.

    41. Природа почвенной кислотности. Причина токсического действия на растение алюминия и марганца.

    42. Как рассчитываются дозы извести по гидролитической кислотности? Что такое полные дозы извести?

    Модуль 2. Агрохимические свойства почв в связи с питанием растений и применением удобрений.

    Перечень примерных вопросов для коллоквиума:

    1. Какие показатели определяют агрохимическую характеристику почв?

    2. Для какой цели проводят агрохимическое обследование и составляют агрохимические картограммы, агрохимические паспорта?

    3. Из каких этапов состоит работа по агрохимическому обследованию почв?

    4. С какой площади и каким методом отбирается один представительный агрохимический образец?

    5. Каков порядок и техника составления агрохимических картограмм?

    6. По какой причине не составляются картограммы обеспеченности почв азотом и как судят об обеспеченности почв этим элементом?

    7. Каковы порядок и содержание агрохимического очерка?

    8. Как используются агрохимические картограммы и паспорта?

    9. Как часто нужно проводить повторное агрохимическое обследование почв?

    10. В чем преимущество поточных методов анализа почв?

    11. Какими методами пользуются при массовых анализах почв в агрохимических лабораториях?

    12. Что такое местные лимиты (градации) по обеспеченности почв основными элементами питания?

    13. Какими методами проводится оценка потребности растений в азотных фосфорных и калийных удобрениях?

    14. В чем отличие паспорта плодородия от агрохимических картограмм?

    15. Дайте определение КАХОП и назовите основные его звенья?

    16. Роль вегетационного опыта в изучении вопросов питания и применения удобрений.

    17. Задачи агрохимической службы. Как используются материалы агрохимического обследования в хозяйствах?

    18. Сравнительная оценка полевого и вегетационного методов в исследовании питания растений.

    19. Назовите подвижные формы питательных веществ в почве?

    20. Дайте понятие динамике питательных веществ в почве.

    21. Какова интенсивность процессов аммонификации и нитрификации в дерново-подзолистой, серой лесной, черноземной и каштановой почвах?

    22. Назовите статьи прихода и расхода азота в почве.

    23. Назовите агротехнические приемы, способствующие накоплению минеральных форм азота в почве.

    24. Дайте определение процесса аммонификации.

    25. В виде каких основных соединений находится фосфор в почвах (в дерново-подзолистых, серых лесных, черноземах и каштановых). Какова их доступность растениям?

    26. Как влияет зафосфачивание почвы на подвижность микроэлементов в почве?

    27. Какими методами определяют подвижный фосфор и обменный калий в различных почвах?

    28. В какой почве, дерново-подзолистой или черноземе, больше обменного калия при близком гранулометрическом составе?

    29. Какие формы калия входят в понятие «подвижный» и «усвояемый»?

    30. Дайте определение процесса нитрификации.

    31. Какие агротехнические приемы повышают содержание подвижных фосфатов и обменного калия в почве?

    32. Под влиянием каких условий ускоряется переход калия из труднодоступной в усвояемую для растений форму?

    33. При каких условиях протекают процессы иммобилизации азота и ретроградации фосфатов в почве?

    34. Какие условия способствуют денитрификации?

    35. В чем причины и механизм необменной фиксации аммония и калия в различных почах?

    36. Как влияют пониженные температуры и засушливые условия на азотный и фосфатный режимы почв?

    37. Перечислите наиболее характерные внешние признаки азотного, фосфорного и калийного голодания растений?

    38. Смысл термина «азот биологический».

    39. Назовите показатели, определяющие потенциальное и эффективное плодородие почвы?

    40. Дайте определение процесса денитрификации.

    41. Назовите ПДК нитратного азота в почве.

    42. Дайте определение процесса необменной фиксации азота.

    Модуль 3. Минеральные и органические удобрения, их состав, свойства и условия повышения эффективности.

    Перечень примерных вопросов для коллоквиума:

    1. Что такое вид и форма минерального удобрения?

    2. Назовите прямые и косвенные удобрения.

    3. Что лежит в основе классификации азотных удобрений?

    4. Назовите лучшую форму азотных удобрений под бобовые культуры?

    5. Потери какого элемента могут происходить при заблаговременном смешивании аммиачной селитры с суперфосфатом?

    6. Приводит ли к изменению реакции почв систематическое внесение мочевины?

    7. Какие формы азотных удобрений предпочтительнее применять на почвах с кислой реакцией среды?

    8. Какая доля азота (в %) используется растениями озимой ржи при внесении 60 кг/га аммиачной селитры?

    9. Какие азотные удобрения наиболее эффективны при ранневесенней подкормке озимой ржи?

    10. Какие азотные удобрения применяют для повышения содержания белка в озимой, яровой пшенице, озимой ржи?

    11. Почему в условиях Сибири не рекомендуется применять высокие дозы азотных удобрений?

    12. Перечислите экологические требования к внесению азотных удобрений.

    13. Какие азотные удобрения являются лучшими при возделывании кормовой и сахарной свеклы?

    14. Почему под бобовые культуры применяют стартовые дозы азотных удобрений?

    15. Какие формы азотных удобрений применяют в условиях орошения? Как отличаются их дозы в сравнении с богарой?

    16. Когда и с какой целью проводят сеникацию посевов зерновых культур?

    17. Какие азотные удобрения можно применять для некорневой подкормки зерновых культур?

    18. Какова эффективность азотных удобрений в различных почвенно- климатических зонах края?

    19. При дозе удобрений под озимую рожь N60P60K60 предложите сроки и способы их внесения.

    20. В какие сроки лучше внести азотные удобрения под картофель в зоне подтайги, лесостепи и степи?

    21. На чем основана классификация фосфорных удобрений?

    22. При дозе фосфорных удобрений под культуру 90 кг/га сколько простого и двойного суперфосфата в туках (ц/га) необходимо внести?

    23. Назовите лучшее фосфорное удобрение под бобовые культуры.

    24. Какие залежи фосфорных руд имеются в крае?

    25. Почему на кислых почвах мала эффективность порошковидного суперфосфата?

    26. На каких почвах фосфоритная мука эффективна в чистом виде?

    27. Как производят фосфоритную муку? Какое значение имеет тонина помола фосфоритной муки?

    28. В чем преимущество локального способа внесения фосфорных удобрений в сравнении с разбросным?

    29. При компостировании с каким типом торфа растворяется фосфоритная мука?

    30. Что такое послойное внесение фосфорных удобрений?

    31. Причины и механизм ретроградации фосфорных удобрений.

    32. На чем основана классификация калийных удобрений?

    33. Назовите лучшие формы калийных удобрений для внесения под картофель, овощи и бобовые культуры.

    34. Под какие культуры рекомендуется вносить хлористый калий с осени?

    35. Какие удобрения повышают морозостойкость, засухоустойчивость и снижают склонность к полеганию растений?

    36. В чем особенности применения сильвинита, карналлита и других сырых калийных удобрений?

    37. Какие удобрительные свойства имеет печная зола?

    38. Какие калийные удобрения лучше применять под картофель и сахарную свеклу, и почему?

    39. Сколько калия используется растениями из калийных удобрений в год их внесения?

    40. Сколько калия (в кг/га) использует картофель при внесении 90 кг/га калийных удобрений?

    41. Сколько необходимо внести хлористого калия и сульфата калия (ц/га) под корнеплоды при дозе удобрений 120 кг/га?

    42. Как устанавливается соотношение N:P:K в удобрениях для разных культур?

    43. На чем основана классификация комплексных удобрений?

    44. Какие требования предъявляют к смешиванию удобрений?

    45. Перечислите преимущества и недостатки комплексных удобрений перед простыми.

    46. В каких условиях и под какие культуры требуется внесение медных удобрений?

    47. Что такое дробное внесение удобрений?

    48. Какие удобрения вносят приемом инжектирования?

    49. Что такое сегрегация удобрений? Когда она проявляется?

    50. Какие удобрения можно вносить в «запас»?

    51. Какие удобрения обладают последействием?

    52. Перечислите основные показатели качества удобрений.

    53. Перечислите экологически опасные формы удобрений. Назовите причины их опасности.

    54. В каких случаях проводятся арбитражные анализы удобрений?

    55. Докажите с помощью уравнения реакции, почему нельзя смешивать известковые и аммонийные удобрения?

    56. Какие удобрения улучшают и ухудшают качество волокна льна?

    57. Укажите удобрения, применяемые в качестве кормовых добавок в рационе скота.

    58. Какие удобрения используют в баковых смесях?

    59. Перечислите лучшие формы простых и комплексных удобрений при внесении на солонцовые почвы.



    5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    для модуля 1

    1. Александрова, Л.Н. Лабораторно-практические занятия по почвове-дению /Л.Н. Александрова, О.А. Найденова. - Л.: Колос, 1986. – 295 с.
    2. Борголов, А.Б. Курс геологии. Учебное пособие /А.Б. Борголов. - М.: Агропромиздат, 1989. - 216 с.
    3. Бугаков, П.С. Агрономическая характеристика почв земледельческой части Красноярского края: учеб. пособие / П.С. Бугаков, В.В. Чупрова. – Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 1995. – 176 с.
    4. Ганжара, Н.Ф. Практикум по почвоведению: учеб. Пособие для вузов / Н.Ф. ганжара, Б.А. Борисов, Р.ф. Байбеков; под ред. Н.Ф. Ганжары. – М.: Агроконсалт, 2002. – 280 с.
    5. Ковриго, В.П. / Почвоведение с основами геологии. / Ковриго В.П., Кауричев И.С., Бурлакова Л.М. М.: Колос, 2000. – 415 с.
    6. Почвоведение / Под ред. В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. – М.: Высш. шк., 1988. – 368 с.
    7. Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Агропромиздат, 1989. – 719 с.
    8. Почвоведение: история, социология, методология / Отв. Ред. В.Н. Ку-деяров, И.В. Иванов. – М.: Наука, 2005. – 422 с.
    9. Чупрова, В.В. Экологическое почвоведение: учеб. пособие / В.В. Чу-прова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2005. – 172 с.
    10. Александрова, Л.Н. Органическое вещество почвы и процессы его трансформации /Л.Н. Александрова. – Л.: Наука, 1980. -287 с.
    11. Безкоровайная, И.Н. Биологическая диагностика и индикация почв: Краткий курс лекций /И.Н. Безкоровайная. – Красноярск, 2001. – 43 с.
    12. Брицина, М.П. Рельеф и почвообразующие породы центральной час-ти Красноярского края // М.П. Брицина. - Природное районирование центральной части Красноярского края и некоторые вопросы пригород-ного хозяйства.- М.: Изд-во АН СССР, 1962.- С. 27-46.
    13. Булгаков, Д.С. Агроэкологическая оценка пахотных почв / Д.С. Бул-гаков. – М.: 2002. – 252 с.
    14. Викторов, С.В., Введение в индикационную геоботанику / С.В.Викторов, Е.А. Востокова, Д.Д. Вышивкин – М.: Изд-во МГУ. – 1962.
    15. Викторов, С.В. Ландшафтная индикация /С.В. Викторов, А.Г. Чики-шен. - М.: Наука, 1985.
    16. Возможности современных и будущих фундаментальных исследо-ваний в почвоведении. – М.: ГЕОС, 2000. – 138 с.
    17. Гиляров, М.С. Зоологический метод диагностики почв /М.С. Гиля-ров. – М.: Наука, 1965
    18. Добровольский, Г.В. Функции почв в биосфере и экосистемах (эко-логическое значение почв) / Г.В. Добровольский, Е.Д. Никитин. – М.: Наука, 1990. – 261 с.
    19. Ерохина, А.А. Почвы /А.А. Ерохина, М.В. Кириллов. - Средняя Си-бирь.- М., 1964.- с.226-276.
    20. Сергеев, В.Л. Островные лесостепи и подтайга Приенисейской Си-бири В.л. Сергеев. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во.- 1971.- 263 с.
    21. Ершов, Ю.И. Основы теории почвообразования /Ю.И. Ершов. – Красноярск: РИО КГПУ, 1999. -384 с.
    22. Жуков, М.М. Основы геологии / Жуков М.М., Славин В.И., Дунаева Н.Н. / М.: Госгеолтехиздат, 1961. – 626 с.
    23. Карпачевский, Л.О. Экологическое почвоведение / Л.О. Карпачев-ский. – М.: ГЕОС, 2005. – 336 с.
    24. Качинский, Н.А. / Физика почвы. / Качинский Н.А. М.: Высш. шк., 1970. Т. 1, 2. – 322 с.
    25. Кириллов, М.В. География почв Средней Сибири /М.В. Кириллов. - Учебное пособие для студентов-заочников.- Красноярск, 1963.- 74 с.
    26. Кирюшин, В.И. Экологические основы земледелия /В.И. Кирюшин. – М.: Колос, 1996. –367 с.
    27. Козловский, Ф.И. Теория и методы изучения почвенного покрова / Ф.И. Козловский. – М.: ГЕОС, 2003. – 536 с.
    28. Корсунов, В.М. Методология почвенных эколого-географических исследований и картографии почв / В.М. Корсунов, Е.Н. Красеха, Б.Б. Ральдин. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. – 232 с.
    29. Крупкин, П.И. Черноземы Красноярского края /П.И. Крупкин. – Красноярск: Изд-во КГУ, 2002. – 332 с.
    30. Роде, А.А. Основы учения о почвенной влаге /А.А. Роде. – Л.: Гид-рометеоиздат, 1965. – 663 с.
    31. Розанов, Б.Г. Генетическая морфология почв /Б.Г. Розанов. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 292 с.

    Для модуля 2

    1. Агрохимия /под ред. проф. П.М. Смирнова, А.В. Петербургского. -М.: Колос, 1975. - 512 с.

    2. Агрохимия и система удобрения /Петухов М.П., Панова Е.А., Дудина Н.Х. – М.: Колос, 1979. – 392 с.

    3. Агрохимия /Минеев В.Г.- М.: Изд-во МГУ, 2006. - 720с.

    4. Берзин А.М. Зеленые удобрения в Средней Сибири.- Красноярск: КрасГАУ, 2002. - 395с.

    5. Гинзбург К.Е. Фосфор основных типов почв СССР. – М.: Наука, 1981. – 241 с.

    6. Ермохин Ю.И. Диагностика питания растений: Монография. - Омск: ОмГАУ, 1995. - 208с.

    7. Крупкин П.И., Андронова Т.М. Удобрения и урожай, Красноярск. – 1970. – 140 с.

    8. Мелиорация засоленных и солонцовых почв /под ред. В.А. Ковда, В.С. Муратова, Г.В. Захарьина. – М.: Наука, 1967. - 99 с.

    9. Мелиорация почв /Зайдельман Ф.Р. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 448 с.

    10. Пути освоения и повышения плодородия солонцовых почв Западной Сибири /Мигуцкий А.С. – М. – Целиноград: Колос, 1965. – 152 с.

    11. Ратнер В.И. Питание растений и применение удобрений. - М.: Наука, 1965. - 222 с.

    12. Рудой Н.Г. Агрохимия почв Средней Сибири: Учебное пособие.- Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2004.- 167 с.

    13. Рудой Н.Г. Оптимизация минерального питания растений: Учебное пособие.- Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2008.- 163 с.

    14. Синягин И.И., Кузнецов Н.Я. Применение удобрений в Сибири.- М.: Колос, 1979.- 373 с.

    15. Юлушев И.Г. Почвенно-агрохимические основы адаптивно-ландшафтной организации систем земледелия ВКЗП: Учебное пособие. - М.: Академический проект; Киров, Константа, 2005. - 368 с.

    16. Якименко В.Н. Калий в агроценозах Западной Сибири. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. - 231с.

    17. Методические указания кафедры.


© ФГОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения