МОДУЛЬ 2.
Тема 2.2. (2.2.3.)

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНЫМ РЕСУРСАМ


Введение

Электронные учебные ресурсы (ЭУР) создаются в рамках исполнения приказа ректора КрасГАУ № О-273 от 06.09.2002 г. "О создании информационной системы КрасГАУ". К участию в программе приглашаются авторы и авторские коллективы кафедр, а также преподаватели, ведущие занятия в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров КрасГАУ.

Разработанные авторами электронные ресурсы могут использоваться для поддержки учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) по всем предусмотренных законом РФ "Об образовании" формам получения образования (очной, очно-заочной, заочной) или при сочетании указанных форм, для повышения квалификации специалистов, по дополнительным профессиональным образовательным программам и т.д.

Электронный учебный ресурс имеет содержательную (текст, задания) и процессуальную (организация процесса обучения) части. Содержательная часть содержит структурированное изложение основного и, возможно, дополнительного материала или ссылок на него. Процессуальная часть включает описание предпринимаемых обучающимся действий при работе с ресурсом: практических работ, контрольных заданий, участия в дистанционных дискуссиях (чат), тематических телеконференциях и видеоконференциях.

1. Общие требования к ЭУР

1.1. ЭУР может быть выполнен по одному из двух вариантов.

Первый вариант предполагает, что электронный учебный ресурс (ЭУР) является дополнением к печатным учебникам и учебным пособиям. В таком случае считается целесообразным, чтобы такие материалы не превышали пяти условных учетно-издательских листов по каждой дисциплине в пределах одного года обучения.

При втором варианте подразумевается, что электронный вариант учебного материала создается как самостоятельное комплексное учебное средство. В этом случае создаваемый электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) должен включать в себя полный набор учебно-методических материалов: от программы курса до вопросов, которые будут вынесены на зачет или экзамен. Объем материала при этом может превышать объем печатного аналога за счет введения тестов для самоконтроля, поясняющих примеров, разбора решения типовых задач , наличия необходимой нормативно-справочной базы и др.

Основные файлы ЭУР создаются в формате *.html.
Дополнительные файлы могут быть выполнены в любых форматах – документы в формате *.doc, *.rtf, *.xls, аудио- и видеофайлы и др.
Все файлы в ЭУР называются с использованием только букв латинского алфавита, цифр и разрешенных знаков препинания.
Рисунки выполняются в форматах *.jpg или *.gif.
Формулы выполняются в виде рисунков в формате *.gif.

Все материалы размещаются на сервере учебного заведения или записываются на электронный носитель (CD, DVD). Имущественные авторские права на размещенные ресурсы принадлежат Красноярскому государственному университету, авторские права – авторам-разработчикам.

1.2. ЭУР не должен содержать информацию, не отвечающую Законодательству РФ.

1.3. ЭУР должен в явном виде содержать информацию об авторе (Ф.И.О. полностью, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, Е-mail), название ресурса, шифр и название специальности и специализации, название учебной дисциплины (или ее раздела), объем часов всего и при очной форме обучения, дату создания и дату последнего обновления, объем в п.л. (число машино-печатных страниц, отпечатанных через 1.5 интервала , шрифтом Times Roman размером 12 пт со всеми полями по 2 см в формате редактора Word).

1.4. ЭУР должен корректно работать с основными видами браузеров Internet Explorer и Netscape.

1.5. ЭУР должен быть принят и рекомендован к использованию в учебном процессе Методической комиссией факультета.

2. Требования к содержанию ЭУР

2.1. Содержание ЭУР должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта, текущему научно-техническому уровню области знаний.

2.2. Содержание ЭУР должно быть структурировано в соответствии с логическими связями между изучаемыми дидактическими единицами.

2.3. Каждый логический элемент ЭУР (модуль) и ресурс в целом должен включать явно заданную целевую установку в виде списков (Вы будете изучать: Цели модуля: После изучения модуля Вы сможете:).

2.4. ЭУР должен включать в себя: методические рекомендации с описанием процесса освоения ЭУР, учебный текст, подсистему заданий для самостоятельной работы, подсистему сетевого общения, подсистему контроля знаний, словарь, библиотеку в виде электронных изданий, ссылок на электронные издания, в том числе периодические, ссылки на традиционные издания, архив выполненных обучающимися исследований и проектов и др.

2.5. Компоненты ЭУР должны быть связаны гиперссылками.

3. Методические свойства ЭУР

3.1. Простота освоения способов работы с ЭУР.

3.2. Адекватность языка и обозначений, используемых в ЭУР области знаний.

3.3. Предоставление возможности для совершенствования методик преподавания и модернизации содержания ресурса.

3.4. Наличие не менее двух способов выхода на любую страницу ресурса.

3.5. Все модули должны выглядеть одинаково, после просмотра нескольких окон обучаемые должны иметь возможность осуществлять навигацию не задумываясь.

3.6. Продуманность экранных форм для исключения "прокрутки".

3.7. Использование средств активизации памяти.

3.8. Включение элементов интерактивности (квазиинтреактивности) и мотивации обучающегося в текст ЭУР.

4. Интерфейс ЭУР

4.1. Лаконичность, аскетизм и академизм стиля.

4.2. Обоснованность цветовых решений (с точки зрения медицины, психологии, эргономики).

4.3. Наглядность средств управления навигацией.

4.4. Устойчивость к ошибкам обучающегося и оборудования, наличие защиты от некорректных действий.

5. Эффективность компьютерной поддержки

5.1. Использование средств графики и мультимедиа для передачи знаний.

5.2. Увеличение количества доступной информации и удобство работы с ней (средства поиска и сортировки, программы обработки данных).

5.3. Экономия времени обучающегося за счет использования расчетных программ, моделей и т.п.

5.4. Возможности по обновлению информации автором ЭУР.

6. Процессуальная часть курса

6.1. Использование сетевых технологий для виртуального общения координатора-преподавателя и обучающихся: электронная почта, список рассылки, видеоконференция, форум, чат. Их использование должно быть описано в методических рекомендациях к курсу или в заданиях для практических работ.

6.2. Использование различных по численности виртуальных групп обучающихся для выполнения определенных заданий.

6.3. Осуществление самостоятельной работы обучающихся.

6.4. Сочетание очных и дистанционных форм контроля знаний обучающихся.

6.5. Реализация эффективной обратной связи.

6.6. Осуществление мониторинга обучения.

6.7. Сочетание электронных и "бумажных" носителей информации для освоения курса.

7. Тестовый комплекс

7.1. Тестовый комплекс должен соответствовать "Методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" Приложение к письму Минобразования России от 16.05.2002 № 14-55-353ин/15.

7.2. Тестовый комплекс может предусматривать тесты для самостоятельной проверки знаний обучающимся и тесты для входного и для итогового контроля.

7.3. Используются критериально-ориентированные тесты.

7.4. Используются разные типы тестов, количестово вариантов ответов в закрытых тестах 3 или 4.

7.5. Тестовые задания для итогового контроля должны выбираться случайным образом.

7.6. Тестовый комплекс должен обеспечивать формирование протокола тестирования с указанием идентификатора студента, даты и времени тестирования, вида тестирования (входное, итоговое и т.д.) и учебной дисциплины (модуля).

8. Расчетные и моделирующие средства

8.1. Расчетные и моделирующие средства – это специальные программы и программные комплексы. Работа с ними при освоении ЭУР может быть организована двумя способами:
      8.1.1. Программа, включена в состав ЭУР, вызывается непосредственно из него и имеет похожий интерфейс;
      8.1.2. Специализированное программное средство или программное средство общего назначения используется для выполнения учебных заданий.

8.2. Наличие документации и методических рекомендаций по освоению программы.

8.3. Использование выбранного программного средства в профессиональной деятельности специалистов соответствующей области знаний.

8.4. Устойчивость к ошибкам обучающегося.

9. Виртуальная лаборатория

9.1. Виртуальная лаборатория является модулем системы дистанционного обучения. В общем случае виртуальная лаборатория представляет собой некую информационную среду, позволяющую проводить эксперименты, не имея непосредственного доступа к объекту исследования. При этом эксперименты могут проводиться как с использованием математических моделей, так и с использованием удаленного доступа к изучаемому объекту.

9.2. Лабораторная работа должна рассматриваться как ЭУР, в который входят также информационные страницы электронного учебника, тесты, практикум.

9.3. Каждая виртуальная лабораторная работа представляет собой обучающий комплекс, содержащий несколько компонентов:

  • краткое описание и анализ теоретических аспектов изучаемого объекта, явления или процесса;
  • описание приборов и оборудования, используемого для проведения исследований, их характеристики и порядок применения;
  • исследование изучаемого объекта, явления или процесса по индивидуальной программе, обработка результатов и представление отчета.

 

©Центр Информационных технологий Проект 2003