|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ СТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
П. 8 Порядка использования
дистанционных образовательных технологий, утвержденного
приказом
Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных
образовательных технологий» предусматривает, что учебно-методический комплекс (далее - УМК)
по дисциплине (на бумажном или электронном носителях), должен включать в себя:
- учебный план образовательного учреждения,
- учебный план обучающегося,
- программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса),
- учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу),
- практикум или практическое пособие,
- тестовые материалы для контроля качества усвоения материала,
- учебные (дидактические) пособия и задачники,
- методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля.
УМК может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы. Такой УМК позволяет обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.
Важным моментом при создании электронного учебно-методического комплекса (далее - ЭУМК) является построение его структуры, которая и выполняла бы функции методических рекомендаций для обучающегося по изучению дисциплины. При этом структура ЭУМК аналогична реальной последовательности изложения учебного материала - она задает обучающемуся траекторию движения по учебным ресурсам.
Учебные материалы группируются в темы. Эта подборка должна включать в себя:
- изложение теории (например, соответствующий фрагмент учебника, содержащего лекции);
- образец выполненного задания с пояснениями преподавателя;
- задания для самостоятельного выполнения студентом;
- фрагмент практикума или практического пособия;
- контрольные вопросы (вопросы для повторения);
- тест самоконтроля;
- список рекомендуемой литературы;
- другие материалы дополнительного характера в зависимости от темы.
Если несколько тем могут быть объединены общей идеей (т.е. представляют собой разные аспекты
одного общего изучаемого вопроса), то такие темы объединяются в модуль. Модуль представляет собой
завершенный в логическом плане фрагмент учебного материала. При этом представляется целесообразным
предварять изучение модуля постановкой целей и задач модуля (установки типа "вы будете изучать:..",
"после изучения вы сможете:.."), а в конце изучения модуля подводить итоги (например,
"вы научились:..", "эти знания вам понадобятся:.."). Кроме того, в модуль могут быть объединены
некоторые фрагменты, относящиеся к входящим в него темам: контрольные вопросы, тесты самоконтроля,
список рекомендуемой литературы и др.
Введение к дисциплине в целом должно кратко описывать предмет, цели и задачи изучения дисциплины, ее место в учебном процессе. Заключение подводит итоги работы с ЭУМК и, возможно, обозначает новые направления движения к знаниям. Введение и заключение должны быть предельно краткими (обычно несколько фраз, и уж никак не больше экранной страницы). В то же время не должны быть упущены ключевые моменты материала. С учетом этого можно порекомендовать написать введение к модулю или к ЭУМК в целом уже после завершения работы над ними.
При создании структуры ЭУМК после распределения учебных материалов по темам и модулям остаются разного рода методические указания, которые не могут быть отнесены конкретно к той или иной теме. Такие материалы вносятся в раздел "Дополнительные материалы". Это могут быть методические указания для студентов заочной формы обучения, или методические указания для самостоятельной работы студентов, или методические рекомендации по выполнению курсовой (дипломной) работы, приложения и т.п. Кроме того, это глоссарий (словарь терминов и определений), именной указатель, перечень иллюстраций (при необходимости) и другие материалы, а также общий список рекомендуемой для изучения дисциплины литературы (на который делаются ссылки из тем и модулей).
ЭУМК должен в явном виде содержать полное название, информацию об авторе (Фамилия Имя Отчество, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, Е-mail), шифр и название специальности и специализации, название учебной дисциплины (или ее раздела), объем часов всего и при очной форме обучения, дату создания и дату последнего обновления, объем в п.л. (число машинописных страниц, отпечатанных через 1,5 интервала, шрифтом 12 пт с полями 2,0 см в формате редактора MS Word).
"Эталонной", пригодной для любой дисциплины структуры ЭУМК не существует, но набор возможных ее функциональных компонентов представлен ниже.
Более подробно рекомендации по созданию учебно-методического комплекса (УМК) приведены в методических рекомендациях
"Разработка электронного учебно-методического комплекса: метод. рекомендации /Н.Д. Амбросенко, О.Г. Малышева, С.О. Потапова, В.А. Филькин;
Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2008. - 35 с."
Примерная структура электронного
учебно-методического комплекса (ЭУМК)
Рабочая программа
Введение к дисциплине
МОДУЛЬ 1. Название модуля
Цели и задачи изучения модуля
Тема 1.1. Название темы
1.1.1. Название подтемы
1.1.2. Название подтемы
Контрольные вопросы
Практическое занятие (семинар)
Задачи
Тест самоконтроля
Дополнительные материалы
Рекомендуемая литература
Тема 1.2. Название темы
1.2.1. Название подтемы
1.2.2. Название подтемы
Контрольные вопросы
Практическое занятие (семинар)
Задачи
Тест самоконтроля
Дополнительные материалы
Рекомендуемая литература
Контрольные вопросы к модулю
Итоговый тест к модулю
Рекомендуемая литература к модулю
Заключение к модулю
МОДУЛЬ 2. Название модуля (наполнение аналогично Модулю 1)
Заключение к дисциплине
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические указания для студентов заочной формы обучения
Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта)
Методические указания по выполнению дипломной работы (проекта)
Словарь терминов и определений
Контрольные вопросы
Тесты самоконтроля
Приложения
Рекомендуемая литература

|
|