М.Б. Абсалямов

Мифы
древней Сибири

Поиск

 


ПРЕДИСЛОВИЕ


Человек живет во времени и пространстве культуры. Он - ее творение и творец. «Познай самого себя»,- призывал мудрый философ. И человек обращается к прошлому, чтобы понять: кто он на этой земле? Как связан с окружающим миром и что ждет его за пределами реального бытия? Через пространство лет культуры смотрят на нас развалины Парфенона, каменные изваяния острова Пасхи, таинственные стелы святилищ и погребений удивительной земли Хакасии.

Познать самого себя - значит окунуться в мир, рассказывающий о прошлом, о духовных творениях человечества.

Ночное небо тускло серебрится,
На всем его чрезмерности печать.
Мы - далеко, мы с ним не можем слиться,-
И слишком близко, чтоб о нем не знать. *

Эти строки P.M. Рильке могут служить наглядным примером нашей взаимосвязи с культурой предков. Свет ее многоцветной чрезмерности доносят нам великие творения Гомера, Данте и, конечно же, мифы, легенды и сказания народов мира. В них, как в волшебном кристалле, человеческая культура светит гранями миропонимания, мироволшебства и человеческого чувственного мира, слитого с миром природы.

Обращаясь к мифам древности, мы соприкасаемся с детством своей культуры. Миф был духовной формой организации жизни древнего человека. Он задавал содержание религиозной ритуальности и социальной иерархичности древнего мира культуры. Что позволяет историкам и культурологам с уверенностью утверждать это? Исследователи мифов опираются на два основных постулата. Первый - миф есть универсальная структура сознания человека. Она присуща индивидуальному и общественному сознанию всех времен и народов.

«Под теми философскими конструкциями, которые в новой философии призваны были осознавать научный опыт, кроется вполне определенная мифология, не менее мифологична и наука»,- писал известный исследователь мифа А.Ф. Лосев. О современных мифологиях XX века можно прочитать у Ролана Барта и Эрнста Кассирера. Универсальной структурой сознания миф становится благодаря тому, что он есть образ бытия личностного, «лик личности». В мифе человек представляет мир через свою чувственную субъективность, наделяя ее свойствами весь окружающий мир.

Второй постулат исходит из того, что миф - это особая форма знания, в содержании которой еще нет логической причинности и логических критериев истинности. Миф - форма всеобщего оборотничества. В мифе птица может оборачиваться живой девушкой, а юноша - прекрасным цветком.

В мифическом сознании еще нет рефлексии добра и зла, но образы любви и ненависти, добра и

силы знания уже задаются в нем. Миф - это образ чуда, в который верит человек, и эта вера наделяет его надеждой и мужеством. Общность сюжетов и образов прослеживается в содержании мифов разных народов и времен. Единство мифической структурности позволяет представить историю человечества как единый культурный процесс и выделить в этом процессе, как в драгоценном ожерелье, алмазы отдельных мифических культур.

Мы обращаемся к древней культуре Сибири не только для того, чтобы в истории народов, ее населявших, увидеть прошлое своего края, но также для того, чтобы услышать в наивных и чистых голосах мифов и легенд наших предков предостережения от зазнайства и невоздержанности в общении с природой, чтобы научиться вслушиваться в природу, вслушиваться в себя и мир вокруг нас, чтобы проникнуться достоинством и гордостью за разум и волю героической жизни наших предков и научиться ценить мир их культуры. Итак, перед вами книга, в которой мне хотелось показать, как трудом историка-археолога восстанавливается связь пластов культуры, как в теоретических реконструкциях возникает образ далеких времен.

Труд историка интересен и сложен. М. Герасимов из отдельных костей древнего человека воссоздавал его скульптурный портрет. Историк из находок вещественных и письменных реконструирует духовный мир прошлых эпох. Его мысль питается идеями общечеловеческого характера, открытыми мыслителями культуры и эмпирическими фактами, добытыми трудами археологов. Чтобы понять духовные явления локальной культуры, историк должен мыслить системно и, как отмечал Лев Гумилев,- «панорамно». Панорама его исторической картины включает в себя связи с культурами других эпох. Историк освещает прошлое лучом современного знания, устанавливает связи духовных творений разных времен и народов. Он видит, например, как, освещенный гением Илиады и Одиссеи, возникает образ скифского мира Причерноморья, который, в свою очередь, позволил высветить скифские черты сибирской культуры.

Человек как явление культуры - един и многообразен. Духовное единство человечества воссоздается в структурах тех архетипов мифического мира, которые описали К.Г. Юнг и К. Леви-Стросс. Эти архетипы присущи и духовному строю мифических воззрений народов Сибири. Так, в единстве всеобщего и особенного, в аналогиях и системности выстраивается картина культуры. Но строгая логика не единственный инструмент историка. Его мысль питается герменевтическими приемами интерпретации прошлого и художественной фантазией поэтического мышления.

Текст, интерпретатор и время - это три основные единицы герменевтической ситуации, в которой историк должен осмыслить текст прошлой культуры как «свой», прочувствовать дыхание прошлых эпох как свою собственную духовность. Однако в то же время, как говорил Г. Гадамер, текст должен предстать перед ним, как «иное», то есть показать себя в своей самостоятельной культурной определенности. Древняя культурная природа явлена нам в сказаниях, легендах и мифах. Миф и легенда впитали в себя дух ландшафтов древних степей или лесов, в них тонко выражены самопонимание древнего человека, его хозяйственные заботы и миропредставление, его чувства, страсти и общественная природность.

Собрав и представив вам легенды, сказания и мифы Древней Сибири, я хотел показать их на фоне той исторической панорамы, которая уже составлена историками и археологами Сибири. Я взял на себя трудную задачу - показать, чего добились историки-теоретики, раскрыть специфику их труда и проблем, стоящих перед ними, а также развернуть для вас картину мифической духовности сибирских народов, таким образом соединив лед чистой мысли с пламенем мифической чувственности. Пусть не смущают вас теоретические сложности работы. Знакомство с духовным миром древней культуры Сибири вознаградит все ваши усилия и обогатит вас знанием, которое наполнит багаж вашего исторического разума, а значит- человеческого и культурного достоинства.

А древние пращуры зорко
Следят за работой сынов,
Ветлой наклоняясь с пригорка,
Туманом вставая с лугов.
И нынче тропой неизбежной,
Сквозь годы и бедствий и смут,
Влечется суровый, прилежный,
Веками завещанный труд.
В. Брюсов

М.Б. АБСАЛЯМОВ,
доктор культурологии, профессор,
заведующий кафедрой культурологии
Красноярского государственного
аграрного университета