Модуль 2. Миграции химических элементов в биосфере и геохимические
барьеры
Лабораторная работа № 5
ОЦЕНКА ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПОЧВ
ПОДВИЖНЫМИ ФОРМАМИ ЭЛЕМЕНТОВ В
ЗАВИСИМОСТИОТ ИХ
ПОВЕДЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ГЕОХИМИЧЕСКИХ ОБСТАНОВКАХ
Задачи работы. Изучение законов водной миграции (подвижности) элементов в
кислородных водах зоны гипергенеза (в том числе, почвенных водах) и определение
на этой основе предполагаемой обеспеченности почв подвижными формами элементов в
зависимости от их поведения в различных геохимических (кислотно-щелочных)
обстановках. Учебный материал. Таблицы рядов миграции (подвижности) элементов в кислородных
водах зоны гипергенеза в различных кислотно-щелочных средах (в том числе, и в
почвах) по А.И. Перельману (рис. 2.2.1) и предполагаемой обеспеченности почв
различных ландшафтно-геохимических зон. Таблицы элементов-токсикантов различных
классов опасности. Конспект лекций (темы 2.2 и 2.3) Порядок работы. Заранее ознакомившись с теоретическими материалами, студенты,
получив индивидуальные задания, рассчитывают коэффициенты водной миграции
конкретных химических элементов. Результаты расчетов используются для оценки
интенсивности водной миграции данного элемента, с учетом того, что для вод с
активной циркуляцией (например, почвенных вод) этот коэффициент характеризует
подвижность элемента, а для застойных вод (озер, болот и т.п.) тот же
коэффициент отражает интенсивность накопления элементов. В зависимости от
коэффициента водной миграции с использованием табличной формы классификации
геохимических барьеров А.И. Перельмана выделяются ряды миграции элементов в
кислородных водах зоны гипергенеза. Например: Таблица 2.1
Степень подвижности |
Условия среды окислительные |
Ряды элементов |
Высокая (Кх=10n-100n) |
Кислые |
S, Cl, [B], Br, I, F, (Mn) |
|
Нейтральные и щелочные |
B, Br, I, Mo, Re, Se, U, (V), (W),As |
Средняя (Кх=1n-10n) |
Кислые |
Cs, [Mo], Ra, Rb, Se, (Sr), Zn, Ag, Au, Cd, [Co], Cu,
Hg, [Ni], [Sb] |
|
Нейтральные и щелочные |
Zn, [Cu], [Ni], Pb, Cd |
Низкая (Кх менее1n) |
Кислые |
(Ba), Be, Bi, Cs, Fe, Ga, Ge, Li. Th, Ti, Y, As, Pb, [Cr],
Pt,Ta, Te, Zr |
|
Нейтральные и щелочные |
F, (Ba), Be, Bi, Ge, Ta, Te, Zr, Cb, Co, Ni, Th, Tl, Hg,
(Mn), (Sr) |
Пользуясь таблицами элементов-токсикантов различных классов опасности, студенты
в получившейся таблице снизу подчеркивают все элементы-токсиканты 1 класса
опасности, заключают в квадратные скобки символы элементов-токсикантов 2 класса
опасности и в круглые скобки – символы элементов-токсикантов 3 класса опасности. Используя данные этой таблицы, студенты под руководством преподавателя
определяют обеспеченность почва элементами-токсикантами 1 класса опасности для
таежно-лесных подзолистых почв и черноземов лесостепей и степей, учитывая, что
таежно-лесные почвы характеризуются кислой обстановкой, а черноземы лесостепи и
степи – нейтральной и щелочной. Естественно, что элементы высокой подвижности
окажутся недостаточными (выщелачиваются), а низкой подвижности – избыточными
(накапливаются). Элементы средней подвижности будут создавать нормальную
обеспеченность горизонта А почв. После чего, результаты приводятся в табличной
форме, например: Таблица 2.2
Классы почв и их геохимическая обстановка |
Предполагаемая обеспеченность горизонта А почв подвижными формами
элементов |
Недостаточная (дефицитная) |
Нормальная |
Избыточная (опасная) |
Таежно-лесные подзолы
Кислые, влажные (гумидные) |
F |
Se, Zn, Cd, Hg |
As, Pb |
Лесостепные и степные черноземы Нейтральные и щелочные, семиаридные
(полусухие) |
Se, As |
Zn, Pb, Cd |
F, Hg |
Следует обратить внимание студентов на то, что приведенные определения
обеспеченности почв химическими элементами являются ориентировочными
(предполагаемыми). Достоверные оценки можно получить лишь по данным анализа
почвенных растворов и произрастающих на этих почвах растений. Для закрепления полученных знаний студентам предлагается самостоятельно
определить предполагаемую обеспеченность этих же типов почв
элементами-токсикантами 2 и 3 классов опасности (по аналогичной схеме). Оформление работы. Контрольное задание и результат работы в виде таблиц
приводится в тетради для лабораторных работ. |