Модуль 3. Геохимическая роль и основные биогеохимические функции живого вещества
Лабораторная работа № 6
КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВА В БИОСФЕРЕ.
ПЕРЕДАЧА ЭНЕРГИИ В БИОСФЕРЕ
Задачи работы. Знакомство студентов с особенностями биосферного круговорота
химических элементов, играющих ведущую роль в биосферных процессах. Освоение
студентами информации о процессах передачи энергии между компонентами биосферы,
трансформации энергии из одной формы в другую в биосферных процессах. Учебный материал. Схема строения биосферы Земли, конспект лекций (тема 3.1,
3.2), Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Ход работы. Заранее ознакомившись с теоретическими материалами, студенты, под
руководством преподавателя, обсуждают особенности обмена веществом и энергией
между компонентами биосферы, механизмы обмена, переход ведущих биогенных
химических элементов из одних форм нахождения в другие, основные механизмы
передачи и трансформации энергии в биосферных процессах. На основе коллективного
обсуждения составляется схема передачи и трансформации энергии в биосфере. Далее, разбившись на группы по несколько человек, студенты составляют схемы
биосферного круговорота углерода, азота, серы, фосфора (каждая группа – на один
химический элемент). Оформление работы. Результат работы оформляется в рабочих тетрадях, в которых
приводятся зарисовки составленных схем и формулируются выводы о важнейших
особенностях передачи энергии между компонентами биосферы и круговорота того или
иного химического элемента. Защита работы производится в форме коллективного
собеседования групп студентов с преподавателем. Оценка работы даётся с учётом
активности студентов в обсуждении вопроса и уровня высказываемых при этом
суждений. |