Модуль 3. Геохимическая роль и основные биогеохимические функции живого вещества
Лабораторная работа 7
РАСЧЕТ АГРОХИМИЧЕСКОГО БАЛАНСА БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА
ЭЛЕМЕНТОВ (ПРИВНОСА-ВЫНОСА,
ПРИХОДА-РАСХОДА)
В СИСТЕМЕ ПОЧВА-РАСТЕНИЕ
Задачи работы. Расчет баланса привноса-выноса элементов в системе почва-растение
для выявления их избытка, достаточности и дефицита (недостатка). Ознакомление с
понятием «баланс круговорота элементов» и его основными статьями. Учебный материал. Схема расчета баланса привноса-выноса в системе
почва-растение. Индивидуальные задания. Порядок работы. Предварительно ознакомившись с теоретическим материалом (тама
3.3), в качестве примера, предлагается рассчитать баланс азота в ландшафтах
долины реки Оки при условии оптимальной биопродуктивности пойменного ландшафта
при выращивании капусты. Каждый студент самостоятельно по формуле расчета баланса (тема 3.3) выполняет
один из трех вариантов расчета, для равнинного, склонового или пойменного типа
ландшафтов соответственно и заполняет пустые графы в таблице. Таблица 3.1 Данные для расчета баланса азота в ландшафтах долины р. Оки
Составляющие баланса |
Тип ландшафтов |
Равнинный |
Склоновый |
Пойменный |
Приходная часть |
|
|
|
Минеральные удобрения |
165 |
165 |
220 |
Органические удобрения |
35 |
30 |
40 |
Семена |
3 |
3 |
3 |
Биологическая фиксация |
49 |
51 |
85 |
Сток с вышележащего ландшафта |
- |
5 |
21 |
Атмосферные осадки |
7 |
7 |
7 |
Всего |
|
|
|
Расходная часть: |
|
|
|
Вывоз с растительной продукцией |
97 |
105 |
120 |
Денитрификация |
72 |
71 |
128 |
Сток в нижележащий ландшафт |
5 |
21 |
27 |
Всего |
|
|
|
Баланс (Сб) |
|
|
|
Оформление работы. В тетради для лабораторных работ записывается формула расчета
баланса и дается ее расшифровка. В эту формулу подставляются конкретные данные
из таблицы (в соответствии с выполняемым вариантом задания). После расчета
баланса студенты самостоятельно интерпретируют полученные результаты и делают
вывод об избытке, достаточности либо дефиците азота в каждом из видов
ландшафтов. После этого каждый студент письменно формулирует свои предложения по
повышению эффективности системы агрохимических мероприятий для данной
территории. |