Модуль 3. Геохимическая роль и основные биогеохимические функции живого вещества
Лабораторная работа 8
ГЕОХИМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
НА ОСНОВЕ ЕГО ЭЛЕМЕНТНОГО СОСТАВА
Задачи работы. Ознакомление с принципами составления почвенно-геохимических карт
и биогеохимического районирования территорий. Учебный материал.Результаты анализа почвенных проб (несколько выборок по
80-120 анализов в каждой, условные схемы опробования с указанием номеров проб
для каждой точки, учебные ландшафтно-геохимические карты (атлас) Порядок работы. Для геохимического районирования почвенного покрова основным
фактором является его элементный состав. Поэтому для построения
почвенно-геохимических карт проводится опробование почв на жизненно важные для
растений макро- и микроэлементы. Сеть (густота) опробования почв определяется
выбранным масштабом картирования. При любом масштабе картирования на 1 см2 карты
должно приходиться не менее 1 пробы. Студенты, получив от преподавателя бланки результатов анализов ( 80-120
анализов) и схемы отбора проб поэлементно выносят эти результаты на схемы,
получая геохимические поля распределения каждого конкретного элемента в почве.
По этим данным по уже известной им методике (см. лабораторную работу 1) студенты
выделяют фоновые и аномальные поля в распределении данного элемента и
раскрашивают их в зависимости от интенсивности цветными карандашами
(положительные аномалии – красным цветом, отрицательные – синим, участки фоновых
содержагний – желтым). Как Вы помните отрицательные аномалии представляют собой
участки с недостатком элемента в почве, а положительные с избытком. Фоновые
участки представляют собой оптимум (или норму) в содержании элемента, важного
для жизнедеятельности организма. Для использования в целях биогехимического районирования данные опробования
выносят на ландшафтно-геохимическую основу, чтобы охарактеризовать геохимический
состав почв определенной территории в зависимости от их состава,
кислотности-щелочности, почвообразующих пород, рельефа и климата и т.д. Студенты под руководством преподавателя знакомятся с ландшафтно-геохимическими
картами учебного атласа. Оформление работы. В тетради лабораторных работ записывается порядок обработки
результатов анализов почвенных проб и составления карты геохимических полей
конкретной территории, туда же вклеивается раскрашенная схема опробования с
вынесенными содержаниями конкретного элемента и в письменной форме проводится
анализ этой карты с указанием в какой части территории содержания элемента
избыточны, недостаточны, либо оптимальны. В письменном виде формулируются
предложения о том какие меры нужно предпринять для того. Чтобы содержание
данного элемента привести к оптимальным содержаниям на всей условной территории.
После этого знания по данной теме проверяются путем устной беседы с
преподавателем. |