ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения дисциплины «Геохимия биосферы» Вы узнали:
- что и какими методами изучают геохимия и геохимия биосферы;
- каково их место в системе наук и как они связаны с другими научными дисциплинами;
- что представляет собой биосфера Земли как системная оболочка;
- о геохимических свойствах элементов;
- каким закономерностям подчиняется относительная распространенность атомов химических элементов;
- какие существуют геохимические классификации и на каких принципах основана
каждая из них;
- каковы основные компоненты биосферы и какими особенностями отличается химический состав каждого из этих компонентов, а также с основными
особенностями распределения химических элементов в каждом из них;
- об основных процессах и механизмах миграции, концентрации и рассеяния химических элементов в биосфере;
- что такое геохимические барьеры;
- на каких принципах основана классификация физико-химических барьеров;
- каковы основные геохимические процессы, происходящие в биосфере и их важнейшие особенности;
- что представляет собой почва как единая биокосная система и какие
биогеохимические процессы наиболее важны для педосферы
- как преобразуется в этих процессах вещество минералов и горных пород;
- что такое режим природных вод и как он влияет на ход экзогенных геологических
процессов;
- в чём заключается биологический круговорот вещества и каковы его основные особенности;
- почему для биосферы в целом важна неполная замкнутость биологического круговорота
- как определяется агрохимических баланс элементов в системе почва-растение;
- на каких принципах основана периодизация истории биосферы;
- как современная наука представляет основные закономерности эволюции биосферы;
- какое влияние на биосферу оказывает техногенез;
- что такое «ноосферогенез» и какие основные проблемы существуют в процессе
трансформации биосферы в ноосферу
- каковы особенности агроландшафтов
В практическом отношении Вы познакомились с некоторыми методами геохимических и
биогеохимических исследований, освоили основные приёмы обработки первичных
геохимических данных, научились рассчитывать агрохимические балансы, выявлять
дефицитные и избыточные химические элементы, определять статьи прихода и
расхода элементов в круговороте системы почва-воздух-растение. Вы также
познакомились с нормами содержания некоторых химических элементов в различных
объектах, с принципами выделения биогеохимических провинций и основами
эколого-геохимического картирования, а также с некоторыми экологическими
нормативами, в частности, с понятием ПДК для элементов-токсикантов, особенно в
таком объекте как почвы, загрязнение которых ведет к деградации остальных
компонентов биосферы. Полученные знания пригодятся Вам при изучении таких дисциплин, как «Почвоведение»,
«Мелиорация», «Геоэкология», «Ландшафтоведение |