ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прошло более десяти лет с начала реформирования сельского хозяйства России. За эти годы наблюдались взлет и падение российского фермерского хозяйства. На первом этапе (1990-1996 гг.) в стране и в Красноярском крае шло интенсивное возникновение фермерских хозяйств, на втором этапе (1997-1998 гг.) произошла стабилизация, а с 1999 г. возобладала тенденция к сокращению крестьянских (фермерских) хозяйств. Количество вновь создаваемых хозяйственных единиц стало меньше количества прекративших свою деятельность. Причины роста фермерских хозяйств на первом этапе находятся как в экономической, так и в других сферах. В переходный период в России прежде всего неэкономические (правовые, политические, психологические и другие) факторы вышли на первый план, обусловили бурный рост фермерства. Они были подкреплены экономическими факторами: относительно легким получением техники, земли и других средств производства, а также кредитов начинающими дело фермерами. Значительными были налоговые льготы. Практика, однако, показала, что в целом Россия еще не готова и вряд ли будет готова в обозримом будущем к "поголовной" фермеризации.
Многие вопросы фермерства в научном плане требуют еще существенной доработки. Прежде всего, необходимо четко обозначить критерии определения фермерского хозяйства. В этом вопросе наша наука может и должна использовать опыт других стран, где фермерство развивается успешно.
Выявляя признаки фермерского хозяйства, нельзя абстрагироваться и от противоречий, заключенных в каждом из них. Следует заметить, что на качественные характеристики российского фермерства значительное влияние оказывают способы создания фермерских хозяйств. К настоящему времени практика выявила три способа организации этих хозяйственных единиц. И требуется выявить эффективность каждого из них.
Представляется, что наиболее рельефно проблемы фермеров вырисовываются при рассмотрении фермерского хозяйства в структуре рынка АПК: рынка воспроизводимых средств производства (ресурсное обеспечение фермерских хозяйств), рынка земли, потребительского рынка.
Заслуживают всестороннего изучения и решения вопросы ценообразования на продукцию сельского хозяйства. Ведь цены, по которым фермеры продают свою продукцию, имеют для них решающее значение. Выявляя объективные факторы, влияющие на цены, на первый план следует поставить рентный фактор.
Проблемы становления фермерского хозяйства в России, как в зеркале, отражаются в низкой товарности производства сельскохозяйственной продукции и в низкой доходности.
Статистика показывает, что наше сельское хозяйство все больше превращается в полунатуральное, и определенный вклад в этот процесс вносят крестьянские (фермерские) хозяйства. Несмотря на слабость российского фермерства, в самой фермерской системе заложен существенный потенциал прогресса. Достоинства этого типа хозяйства проявляются прежде всего в преимуществах малого бизнеса.
Выявление сильных и слабых сторон фермерской деятельности поможет правительству разработать и осуществить эффективную сельскохозяйственную политику. Ведь сельское хозяйство является одной из немногих отраслей экономики, подверженных усиленному государственному регулированию. В России необходимость государственной поддержки аграрного сектора экономики, включая фермерство, определяется переплетением общемировых и специфических проблем.
В силу сложности сельскохозяйственной политики и множественности ее целей в ней заложен ряд конфликтов и противоречий, что снижает эффективность самой политики. В России сельскохозяйственная политика государства нуждается, ко всему прочему, в желании всех ветвей власти проводить ее твердо и последовательно.
К актуальным вопросам экономической политики следует отнести земельный налог и рынок земли. Политика государства в этих вопросах не может быть эффективной без соответствующей научной разработки. Поэтому задача экономической науки - всесторонне исследовать эти отношения, выявить механизм и их действия и выдать свои рекомендации практике.
|