3.1.2. Способы определения затратВ общих, затратах на реализацию логистических функций есть ряд затрат, порядок определения которых имеет некоторые особенности. В последующем изложении приводятся эти виды затрат и способы их определения. Затраты на транспортировку грузов. Затраты, связанные с транспортировкой, рассматриваются как эксплуатационные расходы транспортных подразделений предприятий или транспортных компаний, занятых перевозками. Сумма этих расходов включает в себя:
Следует иметь в виду, что в случае, если предприятие привлекает для перевозки продукции внешние транспортные организации, расходы на транспортировку приобретают характер транспортных тарифов. Затраты, связанные с созданием запасов, рассматриваются как расходы предприятия на выполнение заказов и хранение материалов. Они включают в числе прочих расходов потери от иммобилизации средств и «издержки дефицита». Расходы по страхованию. Страхование товаров охраняет имущественные аспекты грузовладельцев и перевозчиков; обеспечивает определенную устойчивость и надежность функционирования процессов товародвижения и сокращение издержек транспортных организаций. Расходы на страхование определяются размерами ставок страхового рынка. 3.1.3. Оптимизация процессов логистикиКритерий оптимальности процессов логистикиКритерием оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия. Прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия, но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия, и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно. Поэтому в качестве критерия оптимальности возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат
где СП издержки производства; Соб издержки обращения. Эффективность товародвижения, организуемого по соответствующему каналу, может быть определена по формуле
где R норма прибыли процесса товародвижения; В торговая выручка предприятия; СТД затраты на товародвижение. Возможными направлениями деятельности для обеспечения высокой эффективности товародвижения следует считать:
При оптимизации процессов товародвижения необходимо ответить на ряд вопросов:
Выбор схем и форм товародвиженияПри выборе схем и форм товародвижения определяется наилучшая (оптимальная) комбинация затрат, при которой их общая величина будет наименьшей даже в условиях, когда один из важнейших компонентов (транспортные расходы) будет находиться на относительно высоком уровне. Так, в ряде случаев, несмотря на более высокую стоимость авиационных перевозок по сравнению со стоимостью перевозок другими видами транспорта, они обеспечивают более низкие затраты на товародвижение и позволяют значительно быстрее доставить груз к месту назначения. При решении конкретных задач оптимизации устанавливаются конкретные цели максимизация прибыли, минимизация логистических затрат, поддержание уровня обслуживания, обеспечение сроков поставок и т.д. Выбор вида транспорта. При выборе вида транспорта может быть использован метод определения рационального радиуса перевозок грузов от изготовителя к потребителю продукции. В этом случае для альтернативных видов транспорта (например, железнодорожного и автомобильного) определяются затраты на доставку груза, которые зависят от вида груза, деятельности и схемы перевозки, величины груза и транспортных тарифов. Расчеты показывают, что предельные расстояния автомобильных перевозок, при которых они эффективнее железнодорожных, составляют: при повагонных отправках от 25-40 до 75-120 км; при контейнерных отправках от 20-50 до 80-130 км; при мелких отправках от 30-110 до 80-180 км. Выбор складской или транзитной формы снабжения. Такой выбор можно осуществить, выполнив расчеты с помощью следующего выражения:
где ЗОС потери от залеживания товаров в запасе на складе и в пути; ЗЗС издержки содержания запасов на складе предприятия; ЗТС суммарные затраты на транспортировку; ЗСТС расходы на погрузку и выгрузку; ЗКС комиссионные вознаграждения торгово-nocpeдническим, транспортным и брокерским компаниям; ЗПЗС потери о невыполнения заказов; ЗДС затраты на оформление документации; ЗСС затраты на страхование; ЗПС убытки от порчи и потерь товаров в пути; ЗОТ потери от залеживания товара в запасе; ЗЗТ издержки содержания запасов на складе предприятия и покупателей; ЗТТ затраты па транспортировку; ЗСТТ затраты на погрузку и вьгрузку; ЗКТ комиссионные вознаграждения посредникам; ЗПЗТ потери от невыполнения заказов из-за невозможности обеспечить требуемые сроки поставки; ЗДТ затраты на оформление документации; ЗСТ затраты на страхование; ЗПТ убытки от порчи и потерь товаров в пути. В приведенном выражении левая часть формулы отражает общие затраты при складской форме товародвижения, а правая при транзитной. Складская форма будет предпочтительней, если общие затраты транзитной формы будут больше или равны затратам, складывающимся при складской форме. Вопросы для повторения
|