Тема 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
План
1. Процесс обучения
2. Принципы обучения
3. Формы обучения
4. Урок как основная форма работы в школе
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.
Образовательная функция усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.
Воспитательная функция формирование системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.
Развивающая функция развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.
Данные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно реализуемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение в свою очередь способствует воспитанию этих качеств.
Принципы это некоторые исходные положения, на которые надо опираться в какой-либо деятельности.
Принципы обучения это основные положения, на которые нужно опираться при преподавании основ науки. Основной источник, приведший к формулированию принципов, практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться. Основные принципы обучения это:
наглядность обучения;
сознательность и активность учащихся в обучении;
научность обучения;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
прочность усвоения знаний, связь теории с практикой.
Наглядность, как и созерцание, понимается широко и предполагает вовлечение в познание всех (или разных) органов чувств. К.Д. Ушинский писал, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущением вообще…, значит, нужен принцип наглядности. Используются различные виды наглядности.
Естественная наглядность ознакомление с реальными предметами, объектами (с растениями, животными, минералами и т.п.) в классе и за пределами школы.
Экспериментальная наглядность ознакомление учеников с процессами и явлениями в ходе опытов (химические реакции и т.п.).
Картинная или картинно-динамическая наглядность дает отображение реального мира (фото, рисунки, картины, немые кинофильмы и т.п.).
Объемная наглядность это макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические фигуры и т.п.
Звуковая наглядность использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов.
Символическая и графическая наглядность пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном, символическом виде (карты, планы и схемы, чертежи, диаграммы и т.п.).
Принцип сознательности и активности, учащихся в обучении это целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение. Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания.
Сущность принципа посильности и доступности обучения изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Это необходимо, так как обучение учитывает уровень развития учащихся и одновременно содействует его повышению («развивающее обучение»).
Принцип научности опора на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся во многом обусловливает действенность и результативность всех остальных. Основная цель: обучая всех, нужно научить каждого.
Принцип систематичности и последовательности: необходимо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от общего к частному. Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективнее, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.
Принцип прочности усвоения знаний это такое усвоение знаний, когда они становятся достоянием учащихся, т.е. учащиеся всегда могут пользоваться ими как в учебных, так и в практических целях. Для реализации принципа прочности особое значение имеет отделение главного от второстепенного, от деталей.
Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью это основной закон обучения: знания должны быть связаны с жизнью, применяемы.для решения практических задач, тогда они будут вызывать интерес у учащихся и стимулировать их познавательную деятельность.
Принцип воспитания в процессе обучения. Воспитательную роль, прежде всего играют методы обучения и структура урока.
Форма организации обучения специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.
Выделяются две основные формы организации обучения.
Индивидуально-групповая система обучения. Прием в школы с такой формой обучения осуществлялся в любое время года; с новыми учениками занимались индивидуально (кроме групповых занятий).
Классно-урочная система. Эта система предполагает постоянный состав группы, учащихся одного возраста и принятых к учению одновременно.
В условиях классно-урочной системы обучения важно помнить об индивидуализации обучения. Общая эффективность всего процесса обучения может быть достигнута лишь тогда, когда будет обеспечена максимальная эффективность в работе каждого отдельного ученика, чтобы каждый ученик мог успешно выполнить требования программы.
Основной формой индивидуализации обучения являются организация дополнительных занятий с отстающими или, наоборот, талантливыми детьми.
Урок логически законченный целостный элемент в учебно-воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обученияt проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития. Общие требования к уроку можно условно разделить на три группы:
- дидактические требования (или образовательные):
- четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также место конкретного урока в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и
целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний,
сформированности умений и навыков как на уроке в целом,
так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств
обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся;
- осуществление на уроке принципов и условий успешного
обучения, в частности межпредметных связей;
- воспитательные требования к уроку:
- постановка воспитательных задач урока;
- формирование у учащихся на основе приобретенных знаний высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
- формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
- всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и т.д.);
- соблюдение учителем педагогического такта;
- организационные требования к уроку:
Классификация по способу проведения урока: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки практических занятий и т.п.
Существует классификация уроков по характеру познавательной деятельности учащихся: уроки первичного восприятия фактов; уроки образования понятий и т.д.
Следующая классификация: по степени самостоятельности работы учащихся (уроки самостоятельной работы школьников, уроки работы учителя с классом).
Наиболее распространена классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе.
Выделяются следующие типы уроков:
- уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых
проводится накопление фактического материала, наблюдение, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;
- уроки усвоения и формирования умений и навыков;
- уроки обобщений и систематизации знаний;
- уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков;
- контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной
проверкой знаний, умений и навыков);
- комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.
Эта классификация считается недостаточной, поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики.
|