Семинарское занятие
Тема: «Идеи гуманизации воспитания и обучения»
Движение современного образования к концепции "воспитания в свободе и для свободы" невозможно без реального воплощения гуманистических идей прошлого и настоящего.
Цель: Осмысление значимости гуманизации образования сегодня, понимание принципиальных различий гуманистического и авторитарного типов образования, отказ от авторитарной педагогики, противоречащей современным тенденциям личностноориентированного образования.
Основные понятия и категории:
Авторитаризм это исторически определяющаяся система воззрений, предусматривающая постоянный контроль над личностью, подавление, которые создают препятствие на пути к самореализации личности.
Гуманизм это исторически определяющаяся система воззрений признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающаяся благом человека и критерием оценки справедливости обществом.
Гуманистическая педагогика воспитательный процесс, который основан на таких принципах как: уважать в ребенке растущего человека, не стеснять его, а стимулировать в ходе воспитания естественные развитие ребенка. Ориентирована на самореализацию личности.
Авторитарная педагогика воспитательный процесс, который основан на принципах монотонного заучивания материала, что лишает воспитанника способности рассуждать. В процессе физического воспитания у детей формируется способность переносить лишения. Ориентирована на подавление личности.
Задание студентам:
- Изучение работ педагогов-гуманистов и выявление основных идей гуманистической педагогики (см. список литературы и приложения).
- Дать сравнительную характеристику гуманистическому и авторитарному типам образования. Согласны ли вы с мнениями Демаковой И. Д.:»Время авторитарного образования прошло, но система мгновенно измениться не может. Измениться должны люди, работающие в образовании… стратегии образовательного взаимодействия, основанные на научных гуманистических теориях…»; П. Фрейд о том, что школа «освобождаемого образования» не приходит на смену автократической парадигме, а существует с ней одновременно. Привести в связи с этим примеры парадоксов школьной действительности.
- Определить сущность и условия реализации личностно-ориентированной воспитательной деятельности.
Работа на занятии:
- Определение основных понятий и категорий.
- Обсуждение основных идей педагогов-гуманистов, их актуальность сегодня.
- Дискуссия по гуманистическому и авторитарному типам образования.
- Заполнить таблицу и проиллюстрировать примерами из прочитанных работ педагогов-гуманистов.
Таблица 1
1. Место ребенка в педагогическом процессе |
объект |
субъект |
2. Направленность педагогического процесса, приоритеты воспитательной деятельности |
ЗУН (дисциплина, успеваемость, послушание, управление УВП) |
развитие личности изучение ребенка, создание условия для развития личности |
3. Способы взаимодействия детей и взрослых и формируемые ими отношения |
функциональные субъект-объектные Авторитарные: управление, принуждение |
субъект-субъектные равнопартнерские межличностные Сотрудничество соразвитие |
4. Принципы, основные идеи |
см. ниже |
см. ниже |
5. Позиции участников пед. процесса |
-над-под- |
-вместе-, рядом, сотрудничество |
P. S.: Использовать при заполнении также таблицу приложения.
Форма проведения занятия
- Cводные микрогруппы.
- Внутригрупповое обсуждение.
- Работа микрогруппы с консультантами.
- Интернет-конференция (при наличии компьютеров, происходит обмен информацией, найденной в Интернете по заданной теме).
- «Круглый стол» (при работе с небольшой группой студентов; каждый «студент входит в роль» выбранного им педагога-гуманиста, и занятие проходит в виде конференции по теме: «Гуманистическая педагогика, ее плюсы и минусы»).
- «Суд идет!» (группа студентов делится на две части. На «скамье подсудимых»авторитарная педагогика).
Заключение: Формулирование общего вывода о самоценности ребенка, создание условий для его развития, актуальность личностно-ориентированного типа образования сегодня.
|