Приложение 1
К теме 12
Принципы традиционной и гуманистической «центрированной на мире детства» парадигмы (по А. Б. Орлову)
Авторитарная педагогика.
Принцип субординации мир детства это часть мира взрослых, его несамостоятельный придаток, часть, неравноценная целому и подчиненная ему.
Принцип монологизма мир детства это мир учеников и воспитанников, мир взрослых мир учителей и воспитателей. Содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении от взрослых к детям.
Принцип произвола мир взрослых всегда навязывал свои законы миру детей, мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых. Он никак и никогда не воздействовал на него.
Принцип контроля контроль мира взрослых, рассматриваемый как необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивал принудительную ассимиляцию мира детства миром взрослых.
Принцип взросления развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т. е. движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов. Нарушение процесса аномалия.
Принцип инициации существование границ между миром взрослых и детства и перевод человека из одного в другой мир.
Принцип деформации мир детства всегда деформирован вторжением взрослых.
Гуманистическая педагогика.
Принцип равенства мир детства и мир взрослости совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга.
Принцип диалогизма мир детства так же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием…, взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс»…
Принцип сосуществования мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны страдать от действия взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались.
Принцип Свободы мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охранение жизни и здоровья), предоставить миру детства возможность выбирать свой путь.
Принцип соразвития развитие мира детства это процесс, параллельный развитию мира взрослости, цель развития человека гармонизация внешнего и внутреннего «я» цель развития.
Принцип единства мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода) миров, составляют единый мир людей.
Принцип принятия человек должен приниматься другими людьми таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценкам взрослости и детскости.
|