Приложение 2
К теме 12
Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для нас: лучшие западные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений.
В чем главная сущность этой педагогики? Гуманизм (от лат. Humanus человеческий, человечный) целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т. д.)
Гуманистическая педагогика система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
С позиции гуманизма конечная цель состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, общения и познания, свободной, самостоятельной личностью. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность.
Отличительные признаки:
смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;
сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности;
обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучающимся, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.
Гуманизировать этот процесс это создать условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».
Учителем гуманизма называют Карла Роджерса (родился в США в 1902 г.). В школе как малоспособный ученик подвергался унижениям со стороны учителей, но это его только укрепило в стремлении самому стать педагогом. Став педагогом, был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Создал кружок гуманистической ориентации, который превратился со временем в крупнейший исследовательский центр. В своей книге «Freedom to Learn for the 80’s» К. Роджерс писал, что нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию чеовека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (англ. facilitate), учитилей фацилитаторами. X От них требуется одно определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются.
К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:
- Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их усвоения.
- Основные элементы уроки и экзамены.
- Учитель является руководителем, учащийся подчиненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз.
- Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как диктатор, но всегда в центре.
- Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо работать без постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя.
- Учитель верит, что обучаемым лучше всего руководить, держа его периодически или постоянно в чувстве страха (публичная критика, высмеивание и т. д.).
- Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учителей. Учитель также не имеет права голоса.
- В школе место не для личности, а для интеллекта.
К. Роджерс предложил новую модель образования модель концентрации на личности. Он выделил 9 основных положений:
- Главное условие: фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и учащемуся, чтобы понять они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя.
- Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.
- Учитель руководствуется собственным опытом.
- Учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Он выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора.
- В классе создается климат, облегчающий обучение.
- Все направлено на поддержание учебно-воспитательного процесса. Содержание, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.
- Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
- Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.
- В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому продвижению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на саморазвитие.
В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих учащегося на всем протяжении его обучения.
Он будет:
принимать участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать;
находить выход для своего творчества;
открывать, что учиться интересно;
ожидать, когда же наконец наступит время, идти в школу;
любить и уважать учителей так, как они любят его;
Открывать, что некоторые вещи очень трудны для изучения и будут требовать усилий, концентрации, самодисциплины и т. д.
Итак, гуманистическая педагогика это наука, предметом которой является человек и его воспитание (включая образование, обучение), основанная на отношении к нему как к личности, с правом самовыражения и свободой выбора.
Ш. Амонашвили. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», изд. «Педагогика», 1984.
Исходные педагогические позиции, которые предопределяют установление отношение между педагогом и учащимися:
- Управлять обучением и всей школьной жизнью учащихся с позиции их интересов.
- Постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого учащегося.
- Сотрудничать с учащимися в процессе обучения.
- Быть этичным по отношению к учащемуся, уважать и поддерживать его достоинство. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Избр. пед. соч. в 3-х т.: М., 1979, г.
- Гуманное общество могут создавать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм.
«Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром».
Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия учащемуся, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей его развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
|