Тема 1. Введение в психологию
1.1. Психологические знания как условие личностного совершенствования и как источник опыта
1.2. Наука и другие способы познания
1.3. Что изучает психология, и ее место в системе наук
1.4. Отрасли психологии
1.5. Основные теоретические подходы в психологии
1.6. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии
1.7. Соотношение научной и житейской психологии
1.1. Психологические знания как условие личностного совершенствования и как источник опыта
Использование научных знаний в практической деятельности выражается в умении научно мыслить при решении повседневно возникающих перед человеком задач и проблем. Именно в этом предназначение психологии как учебного курса. Студент учится (должен учиться) действовать грамотно, «со знанием дела», подходить с научной позиции к предмету деятельности и выполнять ее умнее, чем только на основе житейской сметки, личного опыта или чужих советов. Учиться мыслить психологически, чтобы в дальнейшей личной и профессиональной жизни лучше разбираться в психологии окружающих, понимать действия и поступки реальных людей, имеющих неповторимые индивидуальные особенности, требующие специфического подхода к каждому человеку как к личности.
Сегодня умение кого бы то ни было психологически мыслить так же естественно, как наличие математического мышления для математика. Педагог, руководитель, инженер, бизнесмен любой, кто работает с людьми, будет профессионалом в своей области лишь при условии, если он обладает психологическим складом мышления и «имеет подход к людям».
Почему и мы считаем необходимым и возможным введение «непсихологов» в мир психологической науки и проблем психологии?
Во-первых, потому что душевная, духовная жизнь всегда вызывала широкий интерес у любого человека, являясь значимой в развитии личности, общества, государства. Да и вообще, независимо от образования каждый человек, как известно, все равно считает себя специалистом в сфере человеческих душ (так же, впрочем, как в политике и в медицине).
Во-вторых, главное назначение высшего образования приобщить студента на пути его становления как Человека, специалиста, гражданина к самостоятельным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем не только в науке, технике, культуре, обществе, но и в сфере межличностных отношений, в поиске смысла жизни, встрече с Другим; диалогу с самим собой. Знание основ, «азов» психологии, может пригодиться для того, чтобы преодолевать трудности общения, осознанно выбирать способы воздействия на себя и на других в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию своих детей, созданию семьи, разрешению межличностных и внутриличностных конфликтов.
В конце концов, игнорирование психологического знания это невнимание к самому себе, пренебрежение будущим. А это неприемлемо для разумного человека.
Итак, знание основ психологической науки, ее предмета, методов, результатов исследований и возможностей их применения в различных сферах общественной практики, соотнесения их с собственным опытом, субъективной реальностью миром внутренних переживаний необходимы не только специалистам психологам.
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и если будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время: я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (Ф.М. Достоевский).
1.2. Наука и другие способы познания
Под наукой понимают сферу человеческой деятельности, основная функция которой выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемой научной картины мира) и построение способов взаимодействия с миром (так называемая научно обоснованная практика).
«Тело» науки составляют законы открытые устойчивые связи между явлениями, формулировка которых позволяет описать, объяснить и предсказать явления объективной реальности.
Разумеется знания, выработанные наукой нельзя считать абсолютными.
Законы формулируются в рамках определенных теорий.
Теории же представляют собой попытки целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности и возникают на базе гипотез, т.е. предположений относительно этих связей и свойств.
Собственно развитие науки в основном и представляет развитие и смену теорий: Невозможность объяснить данные в рамках имеющихся представлений порождает познавательный интерес, противоречие, составляющее проблему (обычно в виде вопроса); далее формулируется гипотеза (предположительный ответ); для проверки организуется получение эмпирических данных (рис. 1.1) в дальнейшем обрабатываемых и интерпретируемых.
Наука это способ познания мира (в том числе человека, его внутреннего мира психики).
Во многих отношениях наука, в частности психология, связана с другими способами познания:
- Обыденное познание;
- Художественное познание;
- Религиозное познание.
Обыденное познание это познание, осуществляемое нами в обыденной жизни. Человек по существу ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, чтобы эффективно с ним взаимодействовать.
Чтобы жить, мы должны опираться на определенные, выявленные нами закономерности жизни. При взаимодействии с чем-то новым мы опираемся (хотя и не всегда формулируем) на определенные гипотезы, например, при встрече с новым человеком бессознательно можем исходить из того, что он добр или хочет нам навредить. Эти гипотезы мы проверяем практикой, при не подтверждении меняем их и действуем соответственно.
Действительно сходство есть: более того, иногда полагают, что наука родилась из обыденного опыта и представляет собой своего рода «упорядоченный здравый смысл» (теория личностных конструктов американского психолога Джоржа Келли, в основе которой лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией (пятая сущность основа, суть чего-либо) тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Основная цель ученого снизить неопределенность. Но и все люди имеют такие цели: мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах).
Отличие: житейский опыт индивидуален, наука же стремится к универсальности знания.
От искусства (художественное познание) науку отличает то, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (в психологии это не всегда так).
В искусстве же основным является ориентация на уникальную личность творца, его субъективное видение мира.
Кроме того, принято подчеркивать рационализм, интеллектуализм науки в противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества. В том, что касается наук о человеке, искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям. Так экзистенционализм формировался как художественная литература (нач. 20 в. Бердяев, Шестов, Бубер; Жан Поль Сартр, Камю). Основные темы произведений одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. Галилео Галилей для изучения пятен на солнце использовал работы флорентийского художника Людовико Чиголи. Ровно как, и наука открывала новые грани для возможностей художественного освоения мира: психоанализ оказал большое влияние на писателя Г. Гессе, художника С. Даме, кинорежиссера Ф. Феллини; компьютерная графика, компьютерная музыка искусство «из науки».
От религии (религиозное познание) науку отличает, прежде всего, готовность к самоопровержению, вплоть до базовых принципов. Религиозное знание, в рамках той или иной конфессии, направлено на подтверждение исходных догматов, символа веры. В религиозном знании мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, а в науке как относительно самостоятельная реальность.
Определенную отрасль знаний называют наукой, когда соблюдаются следующие необходимые условия:
- четко выделен, обособлен, зафиксирован собственный предмет;
- для его изучения применяются объективные методы исследования;
- зафиксированы объективные связи (законы, закономерности) между факторами, процессами, составляющими предмет;
- установленные законы и закономерности позволяют предвидеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов, производить необходимые расчеты.
Как возникает та или иная наука? Каждая наука формируется под влиянием потребностей общества. Например, социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, необходимость передачи опыта объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории (педагогики).
1.3. Что изучает психология, и ее место в системе наук
Что есть психология? Иногда ее называют наукой о психических процессах, наукой о сознании, наукой о поведении. Это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на обширную сферу психологической практики.
Спектр явлений изучаемых психологией, достаточно широк: одни имеют отношение к биологии, другие к социальным наукам; одни относятся к особенностям поведения животных, другие исключительно характерны для людей; некоторые касаются осознаваемого опыта, другие бессознательных или малоосознаваемых причин поведения; некоторые связаны с поведением человека (или животного) в изоляции, другие с тем как они ведут себя в группе, в социальном окружении, как влияют друг на друга, как относятся к другим.
Психология своими корнями уходит в философию разных стран мира и, в результате развития, стала наукой, цель которой описание и объяснение того, как мы мыслим, чувствуем и действуем.
Одной из характерных особенностей сегодняшнего дня есть многообразие подходов к изучению человека, их глубина, какого еще никогда не знала история науки.
В связи с важными сдвигами, выдвигающими проблему человека в центр современной науки, существенно изменяется положение психологии в общей системе научного познания. На протяжении многих десятилетий положение психологии в системе наук складывалось как нельзя драматически. Ее определяли, то как науку естественную (биологическую), то как науку общественную (историческую), то как «смешанную» (биосоциальную и социобиологическую). Известны попытки, увековечить подобную двойственность психологии и констатировать существование двух психологий объяснительной и описательной. Так или иначе, промежуточное положение психологии, относящейся к наукам об обществе и природе одновременно, всегда расценивалась как своего рода аномалия научного познания, принципиальный дефект психологического познания. Однако в настоящее время «дефект» психологии, ее «аномалия» оборачиваются принципиальными выгодами для всей современной науки.
Объединение естествознания, общественных и гуманитарных наук в значительной мере происходит на почве психологии, своеобразие которой заключается в том, что изучаемый ею человек как субъект, может быть понят как личность и индивид (целостный организм) одновременно.
Более того, психологическое познание человека становится в современных условиях одной из общих моделей человекознания, поскольку исследование многообразных отношений человека к миру невозможно без исследования его сложнейшей структуры, а эту структуру тем более нельзя понять вне системы отношений человека к обществу и природе, звеном которых он является.
Все возрастающее многообразие аспектов человекознания специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложениями к различным областям общественной практики.
Эти приложения связаны с так называемыми человеческими факторами в промышленном и сельскохозяйственном производствах, в системах управления народным хозяйством, транспортом, строительством и т.д. Тот факт, что математика, физика, химия, а вслед за ними и технические науки непосредственно занялись изучением человека, имел важное значение, и для их собственного развития.
Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику, как специальную науку о трудовой деятельности человека; семиотику дисциплину о знаковых системах (как языковых, так и не языковых), имеющую значение для изучения механизмов культурного развития человека; аксиологию науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития человека и общества, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации. На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики с другой, складывается эвристика общая теория мыслительных поисков и творческого мышления человека. Развиваются более психологические дисциплины психология науки, психология искусства, как исследования творческой деятельности и др.
Многообразие подходов современной науки к изучению человека не является только следствием все большего расчленения теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens и индивид, как человечество в его историческом существовании и личность, как субъект и индивидуальность.
Проблема положения психологии в системе наук волновала многих исследователей.
Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук» (Рис. 1.1), сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже, полемизируя с Б.М. Кедровым, поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.
Рисунок 1.1 Классификация наук по Б.М. Кедрову
На XVIII Международном психологическом конгрессе (г. Москва, 1966) выдающийся швейцарский ученый Жан Пиаже в лекции «Психология, междисциплинарные связи и система наук» в заключение сказал: «я хотел выразить чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. С одной стороны, психология зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математических координаций, которые выражают структуру реальности, но овладение которыми возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в развитии».
Б.Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания [19].
Вслед за ним Б.Ф. Ломов выделил систему связей психологии [162]:
- с общественными науками (через отрасль психологии социальную психологию и связанными с ней дисциплинами);
- с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию);
- с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию);
- с педагогическими науками через психологию развития, педагогическую и специальную психологию;
- с техническими науками через инженерную психологию.
Согласно точки зрения Б.Ф. Ломова, дифференциация психологии обусловлена ее отношениями с другими науками, особенно математикой и философией (Рис. 1.2).
Рисунок 1.2 Связи психологии с другими науками (по Б.Ф. Ломову)
1.4. Отрасли психологии
Современная психология динамично развивающаяся отрасль знания, на передний план которой вышли: когнитивная психология являющаяся доминирующим направлением мировой науки, нейропсихология; появились новые направления психолингвистика, психосемантика, геронтопсихология, психология художественного творчества, психология научного творчества и др.
Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных ее отраслей, претендующих на статус «полноценных» научных дисциплин. В.Н. Дружинин [8, с. 10] для ориентировки предлагает библиотечный стандарт (УДК) и перечень специализаций по специальности 020400 «Психология» Министерства общего и профессионального образования, в котором 14 отраслей: общая психология, психология личности, социальная психология, политическая психология, психология менеджмента, организационная психология, юридическая психология, психология труда и инженерная психология, клиническая (медицинская) психология.
Одна из возможных классификаций содержится в принципе развития психики в деятельности:
- конкретная деятельность;
- развитие;
- отношение человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу.
К первой группе относятся отрасли психологии, изучающие отдельные виды деятельности, такие как, например:
Психология труда изучает психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Разделы: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология, медицинская и др.
Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а так же вопросы, находящиеся в системе реализации права. Разделы: судебная, криминальная, пенитенциарная (исправительно-трудовая).
Военная психология изучает психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих, воина, воинского коллектива.
Психология творчества проводит исследования творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве. К специфической проблематике относится изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества (способности, талант, гениальность и пр.), факторов, способных стимулировать творческую активность (групповая дискуссия, мозговая атака и т.д.).
Психология науки изучает психологические факторы научной деятельности, с целью повышения ее эффективности.
Ко второй группе можно отнести отрасли психологии, такие как, например:
Возрастная психология (психология развития) изучает особенности функционирования психики у представителей различных возрастных групп. Разделы: детская психология (изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, личности растущего человека, условия ускорения развития); психология подростка, психология юности, геронтопсихология (греч. geron/ gerontos старец, старик).
Психофизиология исследует психические процессы человека с применением разных физиологических методов и изучает физиологические механизмы психологических процессов.
Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания. Она исследует формирование у учащихся мышления; изучает проблемы управления процессом усвоения, приемов и навыков интеллектуальной деятельности; выясняет психологические факторы, влияющие на успешность обучения; взаимоотношения между педагогами и учащимися, отношения в ученическом коллективе, индивидуально психологические особенности учащихся; психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения психического развития, специфику работы со взрослыми в процессе их обучения.
Клиническая психология (медицинская психология) занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения. Разделы: психофармакология, психотерапия и др.
Нейропсихология изучает роль, которую играют отдельные аппараты нервной системы в построении психических процессов и в частности, изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга,
Специальная психология психология аномального развития: сурдопсихология (изучает особенности психики глухих и слабослышащих), олигофренопсихология (изучает психику людей с врожденными дефектами мозга), тифлопсихология (изучает психические особенности слепых) и т.д.
Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни. Отрасли: зоопсихология, этология (изучение врожденных механизмов поведения животных).
Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) изучает индивидуальные различия людей, описывает типы поведения и психической деятельности людей, отличающихся друг от друга характерными особенностями. Следует поставить рядом с генетической психологией.
К третьей группе можно отнести отрасли психологии, такие как, например:
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом включения их в группы, а также характеристики этих групп. Разделы: психология совместной деятельности и общения; социальная психология личности; психология межличностных отношений; психология социальных групп.
Этнопсихология изучает особенности функционирования психики у представителей различных этнических групп, проводит кросскультурные исследования (от англ. cross пересекать, переходить).
Психосемантика область психологии, изучающая генезис (от греч. genesis связанный с процессом образования, возникновения), функционирование и строение индивидуальной системы значений.
Психолингвистика изучает обусловленность процессов речи структурой языка.
Практически все перечисленные разделы основных отраслей сегодня являются самостоятельными отраслями психологии.
Основанием классификации может служить также цель деятельности (получение или применение нового знания), тогда можно выделить фундаментальные (возрастная, дифференциальная, социальная, генетическая сравнительная психологии, нейропсихология, психофизиология) и прикладные отрасли психологии (медицинская, педагогическая, инженерная психологии, психология спорта, рекламы, психотерапия, психодиагностика и др.)
Универсальные закономерности функционирования психики, общие закономерности, методы изучения, теоретические принципы, научные понятия изучает отрасль психологии, которая называется общая психология. Основная ее задача: разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений (разделы: общетеоретический; познавательные процессы; регулятивные процессы; психология личности).
В.В. Нуркова, Н.Б. Берзанская [153, с. 29] классифицируют отрасли психологии на общую психологию и специальные отрасли (Рис. 1.3).
Рисунок 1.3 Отрасли психологии (В.В. Нуркова, Н.Б. Берзанская)
В последние годы из-за возросшего интереса общества к психологическому знанию психология стала частью культуры, в том числе массовой культуры и возникла новая сфера, так называемая «поп-психология». По мнению М. Гриффитса, ее можно обозначить как: «упрощенная психология», «неакадемическая психология», «психология для массового читателя». «Поп-психологию» не следует путать с популяризацией научных психологический знаний. В основном это элемент идеологии общества потребления, эрзац-знания (нем. ersatz неполноценный заменитель чего-либо, суррогат), обоснованность которых не совсем ясна (В.Н. Дружинин).
1.5. Основные теоретические подходы в психологии
Ученые придерживаются разных подходов к изучению тех или иных психологических явлений. Мы можем изучать любой психологический феномен, рассматривая его одновременно с разных теоретических позиций.
Эволюционный анализ того, как чувства способствуют сохранению генов индивида (сохранение в ходе естественного отбора свойств, закрепляющихся в определенном наборе генов);
Биологический изучение процессов, которые происходят в организме (в мозге) и вызывают физические, внешне различимые изменения у человека: покраснение лица, возбуждение и т.д. (возникновение эмоций, воспоминаний и сенсорного опыта на основе физиологических процессов);
Генетический изучение того, как наследственность и опыт влияют на индивидуальные различия (в какой степени интеллект, способности, сексуальные ориентации, депрессия, агрессия и т.д. обусловлены генами или окружающей средой);
Бихевиористический (от англ. behaviour поведение)- изучение того, как происходит формирование поведенческих навыков в различных ситуациях (через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Как формы поведения приобретаются, сохраняются и модифицируются в результате научающего прошлого опыта индивида);
Когнитивный изучение процессов обработки, хранения и воспроизведения информации (как мы пользуемся информацией при запоминании, мышлении, решении проблем. Как, например, наша интерпретация конфликтной ситуации воздействует на интенсивность чувства гнева и как гнев воздействует на наше мышление);
Социокультурный изучение зависимости поведения и мышления от конкретных жизненных ситуаций и культурных традиций (что общее у нас русских, американцев, азиатов или африканцев как членов единой человеческой семьи, чем мы отличаемся друг от друга с учетом традиций. Тот, кто придерживается этого подхода, будет исследовать кросскультурные различия чувства гнева и определит круг ситуаций, в которых это чувство возникает).
1.6. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии
Парадигма (от греч. paradeigma пример, образец) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности. Это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе (например, геоцентрическая модель мира Клавдия Птолемея и пришедшая на ее смену гелиоцентрическая модель Николая Коперника). Собственно, смена парадигм и есть факт развития науки.
В психологии, не являющейся единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, представлены направления как естественно-научной, так и гуманитарной ориентации (можно, однако, говорить о возрастающем «удельном весе» гуманитарного подхода в связи с тем, что в центр психологии помещаются человеческие личности, а это означает невозможность строго объективного подхода к человеку без обсуждения проблем человеческих ценностей, смыслов, переживаний, т.е. подход к человеку, просто как к «явлению природы» недостаточен; кроме того, большое значение имеет личность исследователя: например, система ценностей самого психолога.
С конца XIX начала XX века, идея о двух подходах в психологии или даже двух психологий становится очень распространенной, особенно с бурным развитием практической психологии, в частности психотерапии. Разделение психологии на две науки было выдвинуто немецким философом, основателем «философии жизни» Дильтеем в 1894 году:
- естественно-научная (или физиологическая) психология, которая пыталась точно изучить и причинно объяснить элементарные психические процессы и установить их объективные законы. В основе своей «биотропна» (от био… и греч. tropos поворот, направление).
- описательная (или субъективная) психология, которая рассматривала высшие формы сознательной жизни человека, подходя к ним, как к проявлениям духа. Эдуард Шпрангер называл ее «понимающей». В основе своей «социотропна».
Представители этих направлений называют свой подход к исследованию человека и помощи ему либо «естественно-научной парадигмой», либо «гуманитарной парадигмой» соответственно.
К первому направлению можно отнести: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психологию сознания В. Вундта, социально-когнитивное направление в психологии А. Бандуры, теорию поля К. Левина.
Ко второму направлению можно отнести: понимающую психологию В. Дильтея, гуманистическую психологию В. Франкла, К. Роджерса, А. Маслоу.
Скрещивание идеалов представлены: в учении З. Фрейда, К. Юнга, Л.С. Выготского, в психологической теории деятельности.
Перечисленные направления будут рассмотрены нами далее (Тема 4).
Отличие данных подходов заключено в предмете исследования, принципах и методах (Рис. 1.4).
Рисунок 1.4 Отличия естественно-научного и гуманитарного подходов
1.7. Соотношение научной и житейской психологии
У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи (писатели, священнослужители, врачи, педагоги). Каждый в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть индивидуальные особенности, помочь ему и т.п.
- Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам (говорят, водители такси, официанты хорошие психологи, но для решения каких задач? Как мы знаем довольно прагматичных; также прагматичные задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим с отцом и третьим с бабушкой, чтобы добиться желаемой цели, но вряд ли мы можем ожидать такой же проницательности по отношению к чужим бабушкам и мамам. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций, лиц.
Научная психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Обработка понятий одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Например, можно очень долго описывать человека, перечисляя все его качества; научная же психология ищет и находит обобщающие понятия, которые экономизируют описания и позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.
- Второе отличие житейских психологических знаний в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Например, подобный способ отчетливо виден у детей: их интуиция достигается путем ежедневных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых взрослые не догадываются. В ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки». А из кого нет. Часто педагоги, тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая результаты «идя на ощупь».
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны.
- Третье отличие в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом: вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим КПД. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств: т.е. речи и языка.
- Четвертое отличие состоит в методах получения знаний.
В житейской психологии мы ограничиваемся наблюдениями и размышлениями. В научной к ним добавляется эксперимент.
- Пятое отличие, и вместе с тем преимущество научной психологии в том, что она располагает обширным, уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.
|