Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 2. Человек: индивид, субъект, личность
Тема 5. Человек как индивид, субъект, личность,
индивидуальность, универсальность

Тема 5. Человек как индивид,
субъект, личность,
индивидуальность, универсальность

5.1. Целостное представление о человеке

5.1.1. Феномен человека

5.1.2. Трех составная суть человека

5.2. Понятие о человеке как индивиде (телесное существование человека)

5.2.1. Классификация индивидных свойств человека

5.2.2. Возрастно-половые особенности человека

5.2.3. Индивидуально-типические свойства человека

5.2.4. Конституциональные различия

5.2.5. Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека

5.2.6. Проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками человека в различных видах деятельности

5.3. Понятие о человеке как субъекте (душевное существование человека)

5.3.1. Целостность психологической организации субъекта

5.3.2. Профессионализация субъекта труда

5.4. Человек как личность, индивидуальность и универсальность (духовное существование человека)

5.4.1. Понятие о личности

5.4.2. Этапы формирования личности в онтогенезе

5.4.3. Психологическая структура личности

5.4.4. Развитие, социализация и становление личности

5.4.5. Движущие силы и факторы развития личности

5.4.6. Человек как индивидуальность и универсальность

5.1. Целостное представление о человеке

Традиционно человека описывают (изучают) в проявлении его индивидных, субъектных, личностных, индивидуальных особенностей. Такое деление оправдано с точки зрения научного анализа, но нужно понимать, что мыслит, думает, борется, любит не личность, а человек, обладающий личностью, через нее, только ему, присущим образом постигающий тайны любви, жизни, борьбу.

В психологии утвердилось различение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» в описании человека. Наиболее последовательно такое различение проведено в работах Б.Г. Ананьева (1907-1972), А.Н. Леонтьева (1903-1979).

Развитие человека Б.Г. Ананьев рассматривал как единый процесс, где индивидуальность представляет собой множество общественно-природных свойств. Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», он отмечал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность его глубинное измерение.

В качестве особой проекции человека Б.Г. Ананьев выделял его «индивидность». Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамики психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках.

Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Человек как индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости.

Другая проекция человека – это его бытие как субъекта.

Б.Г. Ананьев указывал на такие его проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Указания на субъектность как на базовую характеристику человека встречаются во многих философских и психологических работах.

Широко употребляемым в психологии является понятие «личность». Этим понятием обозначается наиболее развитый уровень человеческой субъективности. В силу того, что все три проекции являются целостными формами, постоянно происходит смешение и отождествление этих категорий: индивид, субъект, личность. «Понятие личности, – писал А.Н. Леонтьев, – выражает целостность субъекта жизни… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [9].

Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принято считать «индивидуальность», фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности.

В.И. Слободчиков ввел понятие «человек как универсальность» – это особая проекция. Универсум есть полнота человеческой реальности: человек, способный совершать поступки во благо всего человечества, руководимые высшими ценностями жизни. Жертвенность, подвижнечество – формы проявления человека как универсума.

Индивид (от лат. individuum – неделимое) – человек как представитель рода, имеющий природные свойства;

Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – человек как носитель предметно-практической деятельности;

Личность (от лат. persona) – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

Универсум – высшая степень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

5.1.1. Феномен человека

«Человек, – писал Н.А. Бердяев, – есть принципиальная новизна в природе. Тело человека – культурное тело; оно одухотворено и подчиняется высшим целям человека».

Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать чувство голода и жажды, преодолеть чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.

Человек – общественное существо (связан отношениями с другими людьми, имеет статус, играет роли), что приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека. Личность – это всегда определенная позиция, которую занимает человек.

Способ жизни человека – общение. «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, опирающемся лишь на реальность различия между «Я» и «Ты»» (Л. Фейербах).

5.1.2. Трех составная суть человека

Другим основанием необходимости представления человека через указанные образы его целостности является религиозное, философское, психологическое учение о трехсоставной сути человека – телесной, душевной, духовной.

Полагается, что телесное бытие человека есть его характеристика как индивида. Душевная или собственно психологическая реальность соотносима с описанием человека как субъекта. Духовная суть человека раскрывается через личностные, индивидуальные и универсальные его характеристики.

Данные положения, как они видятся с позиций современной психологии можно представить схематично (Рис. 5.1).


Рисунок 5.1 – Модусы человеческой реальности (по В.И. Слободчикову)

5.2. Понятие о человеке как индивиде
(телесное существование человека)

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт эволюционного и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт и особенностей (задатки, влечения, темперамент и т.д.). Это есть некоторая целостность, некоторая неделимость.

Это природное, телесное, биологическое существование человека.

Индивид филогенетически и онтогенетически формируется в системе естественных природных связей субъекта с окружающим его предметным миром

«Индивид, – писал А.Н. Леонтьев, – это, прежде всего, генотипическое образование… Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни».

Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Изучение индивидных свойств человека проводится в пограничных с психологией областях – в дифференциальной психофизиологии, психогенетике, психосоматике, нейропсихологии.

5.2.1. Классификация индивидных свойств человека

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым и подразделяются им на два класса (Рис. 5.2):

  • возрастно-половые свойства;
  • индивидуально-типические свойства.


Рисунок 5.2 – Индивидные свойства человека (по Б.Г. Ананьеву)

Возрастные, половые, конституциональные и нейродинамические свойства, Б.Г. Ананьев называл первичными индивидными свойствами, связи между которыми определяют структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию индивида. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков.

5.2.2. Возрастно-половые особенности человека

Понятие возрастных особенностей человека в психологии связано с описанием изменений во времени его биологических свойств, его природного организма.

Биологический возраст – предполагает деление всего цикла жизни организма человека, его онтогенеза на отдельные, качественно своеобразные периоды – это составляет основу периодизации развития человека.

Периодизация жизни человека тесно связана с периодизацией его психического развития. Теории, основанные на биогенетическом принципе отождествляют периодизацию биологического созревания (органического роста) и периодизацию психического развития (периодизаций развития субъективности). Например, П.П. Блонский расчленил на эпохи детство на основании дентиции (появление и смена зубов): беззубое детство, молочнозубое детство и детство постоянных зубов; З. Фрейд периодизацию развития строил как периодизацию органического психосексуального развития (оральная стадия – 0-18 мес., анальная – 1,5-3 года, фаллическая 3-6 лет, латентная 6-12 лет, генитальная – половое созревание).

И.С. Кон отмечает, что соотношение генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого принципиально неодинаково у разных индивидов, даже относимых к одной возрастной группе.

Потребности педагогической практики, проблемы готовности к школе, определение объективных критериев зрелости человека побуждают психологив обратится к исследованиям сензитивных и критических периодов индивидуального развития.

Сензитивными периодами называют фазы развития, на которых организм отличается повышенной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам. Если по тем или иным причинам это сензитивное время упущено, то дальнейшее формирование конкретных особенностей (развитие речи, усвоение языка и др.) будет затруднено и психическое развитие ребенка по сравнению с возможностями его хронологического возраста задержится.

Критические периоды в онтогенезе индивида представляют возрастные интервалы, внутри которых повышается его чувствительность к внешним воздействиям, снижается сопротивляемость к ним. Но относительное снижение сопротивляемости представляет собой только один аспект развития адаптивных способностей организма. Как отмечает физиолог И.А. Аршавский, критическая стадия онтогенеза «характеризуется преобразованием одного доминантного состояния, свойственного предыдущему возрасту, в существенное доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном периоде». Иначе говоря, чувствительность организма не просто повышается, а становится более избирательной. В возрастной физиологии выделяют кризисы, 3-х летнего, 7 летнего и 12-13 летнего возраста. На эти кризисы (и другие: новорожденности, 1 года ) указывают и детские психологи. Однозначного соответствия здесь нет, но можно полагать, что кризисы индивидного развития, накладываясь на кризисы психического развития, обусловливают более сложную картину его протекания.

Гетерохронность развития представляет собой неравномерность созревания и роста различных структур и функций организма.

Понятие акселерации описывает влияние ускоренного физического развития детей и подростков в современных условиях. Акселерация общесоматического развития детей детерминируется многими факторами, среди которых решающими являются изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий, профилактических средств. Акселерация полового созревания во многом связана и с социокультурными факторами: ускорение общего темпы жизни, включение подростков в активную социальную деятельность, в различные системы массовых коммуникаций и т.п.

В определенном возрасте физические особенности организма становятся для человека предметом осознания и оказывают влияние на психику. Так, например, подростки очень чувствительны к особенностям своего полового созревания – его темпу, появлению вторичных половых признаков, росту, массе, силе, физической привлекательности и т.п.

Половой диморфизм – фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую, это физическое различие между полами, обусловленное биологически.

Пол индивида – предпосылка становления психологического пола человека.

Этапы половой дифференциации:

  • Генетический (хромосомный) пол – сочетание хромосом в момент оплодотворения яйцеклетки определяют пол будущего ребенка;
  • Секреционный пол – примерно на 7-ой неделе развития зародыша образуются половые железы;
  • Гормональный пол – гормоны половых желез вызывают в организме двоякие изменения, порождающие половую дифференциацию;
  • Морфологический пол – под влиянием гормонов формируется внешний и внутренний пол, происходит разделение соответствующих мозговых центров, задающих основу будущего полового созревания. Критический период данного этапа – 3-ий внутриутробный месяц жизни. Дальнейшие качественные изменения в половом созревании являются уже постнатальными;
  • Гражданский(паспортный) пол – определяется при рождении ребенка на основании генитальных признаков и в соответствие с этим строится воспитание ребенка, осознание им схемы собственного тела;
  • Пубертатный гормональный пол – формируется в подростковом возрасте и включает как морфологические изменения организма (вторичные половые признаки), так и физиологические (обнаружение половой потенции) и психологические (сопровождаемые эротическими переживаниями). Адекватное прохождение этого периода завершается осознанием половой идентичности.

Этапы формирования половой идентичности:

  • Первый этап – знание «первичной половой идентичности» формируется у ребенка к 1,5 годам в ходе общения со взрослыми. Уже к 1,5 годам дети могут знать о своей половой принадлежности.
  • Второй этап – 3-4 года. К этому периоду формируется способность различать людей по полу, складывается четкое осознание своей половой принадлежности. Субъективными критериями этого различия могут выступать различные поверхностные и случайные свойства (например, одежда).
  • Третий этап – 6-7 лет. На этом этапе происходит почти полная дифференциация половых ролей, выбираются определенные формы игр и компаний.
  • Четвертый этап – решающий этап формирования половой идентичности – период полового созревания, или пубертатный. Становление не только половой идентичности, но и сексуальной роли – проблема, которая возникает перед человеком и разрешается им в течение пубертатного периода. Половое созревание – это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка (И.С. Кон).

5.2.3. Индивидуально-типические свойства человека

В психологии описана попытка установить связь между строением тела индивида и его психологическими особенностями. При этом исследователи пытались выделить наиболее характерные, типичные конституции и связать их с типичными проявлениями в поведении индивида. «По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди», – остроумно заметил Оскар Уайльд.

5.2.4. Конституциональные различия

Термином «конституция» в анатомии называются морфологические и функциональные особенности организма животных и человека, сложившиеся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые выражаются в определенных формах телосложения и других признаках.

Задача психолога, который хочет придать точный смысл понятию телесной конституции, сводится к установлению соответствия между определенными типами конституции и психологическими особенностями людей.

Широкую известность получили типологии Эрнста Кречмера (1888-1964) и Уильяма Шелдона (1899-1977).

Немецкий психиатр Э. Кречмер в книге «Строение тела и характер» (1921) выделил четыре основных типа телосложения, которые, по его мнению, определяют психический склад человека и тесно связаны с предрасположенностью к определенным психическим заболеваниям.

Первый тип был назван астеническим и характеризует хрупкое телосложение, узкие плечи, вытянутое лицо, длинные и худые ноги.

Второй тип – атлетический – связан с сильно развитой мускулатурой, широкими плечами и узким тазом.

Третий тип – пикнический – характеризуется округлой фигурой, средним ростом, круглой головой, маленькой плотной шеей и выраженной жировой прослойкой.

Четвертый тип – диспластичный – характеризуется диспропорциональным строением тела.

Кречмер исследовал 260 пациентов с различными типами телосложения и заключил, что существует связь между маниакально депрессивным психозом и пикническим типом, шизофренией и астеническим типом, эпилепсией и атлетическим типом, диспластики, выражаясь образно, болеют чем угодно и всем сразу.

Конечно, тем или иным телосложением обладают не только больные, но и здоровые люди. Однако и у них наблюдаются черты, сходные со специфичными для данного телосложения патологиями (Рис. 5.3).


Рисунок 5.3 – Связь типа телосложения
и психического склада человека (по Э. Кречмеру)

Шизотимики (нормальные люди с астеническим типом телосложения) погружены в себя, замкнуты, склонны к абстрактному мышлению, плохо адаптируются в социуме;

Циклотимики (нормальные люди с пикническим типом телосложения) общительны, страдают резкими перепадами настроения, открыты новым впечатлениям;

Иксотимики (нормальные люди с атлетическим типом телосложения) сдержанны, не склонны к открытой демонстрации эмоций, скрупулезны в мелочах, не обладают богатым воображением.

У. Шелдон, отталкиваясь от концепции Э. Кречмера, выделил три варианта телосложения, максимально не похожих друг на друга по параметрам:

  • эндоморфный;
  • мезоморфный;
  • эктоморфный.

Сочетание трех названных параметров образует соматотип. Содержание этих параметров (компонентов) близко пикническому, атлетическому и астеническому типам соответственно. Каждый из параметров оценивается по семибалльной шкале.

Трем основным соматотипам У. Шелдон приводит в соответствие три группы черт характера (Рис. 5.4).


Рисунок 5.4 – Связь типа телосложения
и психического склада человека (по У. Шелдону)

Человек с высокими показателями по висцеротонии (от лат. viscera – внутренности) характеризуется стремлением к расслаблению, любовью к комфорту, ненасытностью в еде, общении и привязанностях, потребностью быть среди людей. Его реакции замедленны, он терпим к окружающим, приветлив со всеми и эмоционально уравновешен. Для него характерны: жажда похвалы и одобрения, ориентация на других людей, стабильность эмоциональных проявлений, безмятежная удовлетворенность, хороший сон, бесхарактерность, легкость выражении чувств, общительность и мягкость, потребность в людях в тяжелую минуту, ориентация на семью и детей. Такого человека можно назвать «человеком желудочным». Как пишет сам Шелдон: «Пищеварительный тракт царствует в жизни висцеральной личности». Человек с высокими показателями по соматотонии (от лат. soma – тело) характеризуется стремлением к приключениям, риску, потребностью в физических упражнениях, стремлением к власти. Ему присущи: уверенность в осанке и движениях, любовь к физическим нагрузкам, энергичность, решительные манеры, храбрость, боязнь замкнутого пространства, отсутствие жалости и такта, громкий голос, безразличие к боли, соответствие внешнего вида более пожилому возрасту, экстраверсия, настойчивость, тяга к действию в тяжелую минуту, ориентация на юношеские цели и занятия. Такой человек агрессивен, безразличен к чувствам других, шумен и смел – это «человек телесный».

Человек с высокими показателями по церебротонии (от лат. cerebrum – мозг) характеризуется сдержанностью манер, застенчивостью, лучше всего чувствует себя в замкнутых пространствах. Он наделен такими качествами: скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность, повышенная скорость реакций, склонность к одиночеству, чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность, скрытность чувств, эмоциональная сдержанность, беспокойные движения глаз и лица, страх перед социальными контактами, трудность приобретения новых привычек, неумение предвидеть отношение к себе других людей, тихий голос, чрезмерная чувствительность к боли, плохой сон, хроническая усталость, юношеская живость манер и внешнего облика, концентрированное, скрытое и субъективное мышление, быстро реагирует на новую информацию. Такого человека можно назвать «человеком умственным».

Конституциональные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона и их попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида критиковались многими за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т.е. с психологическим складом личности. При этом указывалось на неправомерность попыток вместить многообразие систем интеграции свойств человеческого организма в жесткую схему нескольких вариантов.

«К сожалению, – пишет В.М. Русалов, – мы еще далеки от знания точного количества типов общих конституций человеческого организма… До сих пор предметом многомерной классификации являются лишь наборы отдельных признаков, относящихся к тем или иным подсистемам человеческого организма, а не к общей конституции в целом, в которую следует включать и генетические, и биологические, и соматические, и физиологические, и нейрофизические данные человека».

Но нельзя и отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности.

Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать в качестве органических предпосылок, опосредованно влияющих на становление психических особенностей. Их реальное влияние проявляется в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.

В психологических исследованиях была выявлена зависимость поведения и характера подростков от их телосложения. Отмечено, что тот или иной тип телосложения имеет определенную социальную ценность, вызывает у окружающих людей соответствующие чувства и ожидания. Три соматотипа (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) обладают в глазах людей неодинаковой привлекательностью. Во всех возрастах наиболее привлекателен мезоморфный, а наименее – эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют качества вожака, спортивность, активность. Напротив, полный и упитанный подросток является предметом насмешек сверстников. Такие подростки редко занимают ведущее положение среди сверстников, имеют меньше возможностей выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.

Не конституция сама по себе определяет особенности поведения и характера человека, а оценка телесных свойств окружающими, а в большей степени – самовосприятие их индивидом.

5.2.5. Темперамент как интегративная
характеристика индивидных свойств человека

Темперамент (от лат. temperamentum – смесь, соотношение) – врожденные особенности человека, которыми обусловлены динамические характеристики проявления психики (интенсивность и скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенность приспособления к окружающей среде).

Выделяют три сферы проявления темперамента:

  • общую активность;
  • особенности моторной сферы;
  • свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, медлительным, спокойным, стремительным, быстрым, активным, пассивным, энергичным, выносливым, пластичным. Активность – это, прежде всего, динамико-энергетическая напряженность поведения человека, проявляющаяся в его взаимоотношениях с природным и социальным миром.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частное выражение общей активности. К ним относятся темп, быстрота, резкость, ритм, скорость и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности, как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, эмоциональную устойчивость, а также доминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха, печали) и т.п. Эмоциональность человека включает в себя все богатство и разнообразие аффектов и настроений.

Основные признаки темперамента:

  1. сила – слабость протекания нервных процессов.
  2. уравновешенность реакций на жизненные воздействия.
  3. эмоциональная подвижность.

На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами или физиологическими особенностями организма.

Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период.

Гиппократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента. Считалось, что в организме человека имеется 4 основных жидкости или «сока»: кровь, лимфа, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент.

Конкретное название каждый вид темперамента получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме:

  • сангвинический (от лат. sanguis – кровь)
  • холерический (от греч. chole – желчь)
  • флегматический (от греч. phlegma – слизь)
  • меланхолический (от греч. melaina chole – черная желчь)

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека и говорил даже о темпераменте отдельных органов, например, сердца, печени.

Со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желчь и т.д. Отсюда появились психологические описания – «портреты» различных темпераментов. Первая такая попытка принадлежит античному врачу Галену (II в. н.э.).

Много позднее, в конце XVIII в., психологические портреты четырех темпераментов дал И. Кант, который писал, что они составлены «по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами». Он выделял темпераменты чувств (сангвинический и меланхолический) и темпераменты деятельности (холерический и флегматический). Сангвинический темперамент Кант рассматривал как характеристику людей веселого нрава, оптимистов, юмористов. Их отличает доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь. Меланхолический темперамент характерен для людей мрачного настроения, повышенной тревожности и ранимой души. Холерический темперамент встречается у вспыльчивых людей, которые быстро воспламеняются, но быстро и остывают. Флегматический темперамент относится к хладнокровным, спокойным и медлительным людям. Они долго осваивают новую деятельность, продолжительное время сохраняют рабочее состояние.

Научная судьба «учения о темпераменте» развивалась по двум линиям: физиологической и психологической.

Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем И.П. Павлова. Первоначально физиологическая концепция получила в школе Павлова название учения о типах высшей нервной системы (то же, что тип высшей нервной деятельности), а позже она трансформировалась в «учение о свойствах нервной системы» (Рис. 5.5).


Рисунок 5.5 – Основные свойства
нервной системы (по И. Павлову)

Сила нервных процессов – это степень реакции НС на различные раздражители. Сила нервной системы определяется ее способностью выдерживать интенсивные нагрузки: длительную работу, стресс. В зависимости от этого было выделено два ее типа : сильный и слабый. Человек с сильным типом НС способен сохранять свои функциональные характеристики в условиях повышенной напряженности и нагрузки, что не присуще человеку со слабым типом.

Уравновешенность – это соотношение процессов возбуждения и торможения в НС. Она проявляется в противоречивых и конфликтных ситуациях, инициирующих у человека одновременно два противоположно направленных способа поведения: быть активным – быть сдержанным, говорить – молчать, немедленно принимать решения – повременить. В зависимости от того, в какой мере сбалансированы эти процессы по силе, выделяют два типа НС и соответствующих типа темперамента: уравновешенный и неуравновешенный с преобладанием силы возбуждения.

Подвижность – это показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения и определяется временными параметрами функционирования этих процессов. Она проявляется в ситуациях освоения навыков, смены деятельности, вхождения в деятельность. В соответствии с этим было выделено два типа НС: подвижный и инертный. Они отличаются скоростью протекания соответствующих нервных процессов и соответствующих внешних или внутренних действий (мышления, памяти, воображения).

Так были выделены следующие четыре типа высшей нервной деятельности:

  • сильный – уравновешенный – подвижный;
  • сильный – уравновешенный – инертный;
  • сильный – неуравновешенный;
  • слабый,

Этим типам высшей нервной деятельности И.П. Павлов счел возможным приписать название четырех Гиппократовских типа темперамента (Рис. 5.6).


Рисунок 5.6 – Схема типов высшей
нервной деятельности (по И. Павлову)

Эта очень известная схема Павлова давно устарела, хотя приводится во многих учебниках психологии, так же как мы в повседневной жизни используем описания своего темперамента в терминах Гиппократа (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Ведь сам Павлов уже признавал, что различные комбинации свойств НС могут дать 24 разных типа. Более того, он изменил значение слова «темперамент», введя понятия «генотип» и «фенотип». Генотип Павлов определил как прирожденный тип НС, фенотип – как склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий протекания. Генотип Павлов связал с понятием «темперамент», а фенотип – с понятием «характер».

В качестве самого общего итога приходится констатировать, что, хотя темперамент и характер в психологии различаются, четкой границы между ними не проводится. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «природная основа», либо как «динамическая основа» характера.

В исследованиях Б.М. Теплова (1896-1965) и В.Д. Небылицына (1930-1972) были открыты новые свойства нервной системы: динамичность (от этого свойства зависит легкость, скорость образования временных нервных связей) и лабильность (от этого свойства зависит скорость возникновения и прекращения нервного процесса).

Другой важный вопрос изучения темперамента – вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим «наполнением» темперамента. В работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и В.С. Мерлина была развита концепция двухаспектности психики, суть которой состоит в выделении в психике человека двух аспектов: предметно-содержательного и формально-динамического.

Содержательный аспект психического представлен образами, идеями, отношениями, мотивами, смыслами, ценностями и т.д. Содержание психического складывается в результате взаимодействия человека с предметным миром, межличностного взаимодействия, реализации деятельности и общения.

Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во «внешней картине поведения» (И.П. Павлов). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизиологическими свойствами организма человека. Формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что мы называем темпераментом.

Таким образом, темперамент можно определить как формально-динамическую составляющую поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональным отношении к его процессу и результатам.

Психологическая теория темперамента В.С. Мерлина построена на основе изучения особенностей поведения людей в различных жизненных ситуациях, в соответствии с которыми было выделено несколько устойчивых, предельно обобщенных формальных (бессодержательных) свойств человека, названных эмоционально-динамическими или свойствами темперамента. К ним относится сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, экстраверсия, эмоциональная возбудимость:

  • сензитивность – чувствительность психики, о которой судят по тому какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо реакции человека, и какова скорость этой реакции;
  • реактивность – степень непроизвольности реакции на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (например, критическое замечание, обидное слово);
  • активность – степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей;
  • соотношение реактивности и активности, по которому судят о том, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроений, желаний, случайных событий) или от целей намерений, стремлений, убеждений человека;
  • темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движений, темп речи, находчивость, скорость запоминания);
  • экстраверсия – зависимость реакции и деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент, и интроверсия – зависимость реакций и деятельности от внутренних образов, обращенность к своему внутреннему миру;
  • эмоциональная возбудимость характеризует минимальную силу воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость, с которой она возникает.

Выделенные свойства являются не личностными, а индивидными. Они отличаются довольно жесткой генетической предопределенностью, что существенно ограничивает возможности их изменения с помощью воспитательных воздействий. Задача родителей и педагогов заключается не в том, чтобы изменить их у ребенка, а в том, чтобы принять их как данность, приспособиться к ним и воспитать у него способность разумно опираться на них в процессе решения различных жизненных задач. Например, сензитивный человек должен по возможности избегать ситуаций, связанных с повышенной ответственностью, риском, психической и физической перегрузкой. Они представляются для него трудно преодолимыми, а значит, невыгодными.

Свойства темперамента, не являясь личностными, имеют важное значение в формировании различных личностных образований: самооценки, характера, способностей.

В таблице 5.1 представлены характеристики людей в зависимости от различных типов темперамента.

Таблица 5.1

Характеристики людей в зависимости
от различных типов темперамента
Сангви-
нический
Повышенная реактивность и активность (соотношение уравновешенное), откликается на все новое. Темп реакций высокий, что проявляется в быстрых движениях, темпе речи, мышления. энергичный и работоспособный, активно принимается за новое дело и может долго работать. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Способен быстро сосредоточить свое внимание, ему присущи гибкость ума, находчивость. Экстравертирован, быстро находит контакт с другими людьми, общителен. Эмоционально не устойчив, легко поддается чувствам, они у него обычно несильны и неглубоки. Склонен к положительным эмоциям.
Холери-
ческий
В основе лежит неуравновешенный тип нервной системы. Высокая реактивность и активность (реактивность преобладает), быстрый темп реакций. Повышенная возбудимость, неуравновешенность: с увлечением берется за дело, проявляет инициативу, но энергия быстро истощается. Менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Трудно дается деятельность, требующая плавных движений, медленного темпа. Часто проявляет нетерпение, резкость движений, порывистость. В общении с людьми вспыльчив, несдержан, раздражителен, что может приводить к конфликтным ситуациям. Способен быстро принимать решения в ситуациях неопределенности.
Флегма-
тический
Отличается спокойствием, уравновешенностью, малой подвижностью, большой ригидностью (отсутствием гибкости) и интровертированностью. Психические процессы протекают замедленно, требуется время для сосредоточения на какой-либо деятельности. Малая реактивность и малая эмоциональная возбудимость. Движения замедленны, с трудом переключает внимание, плохо приспосабливается к новой обстановке. В деятельности проявляет настойчивость, терпение и усидчивость. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. В отношениях с людьми ровен, спокоен, нелегко вывести из себя. С трудом сходится с новыми людьми.
Меланхо-
лический
Высокая эмоциональная чувствительность, впечатлительность, повышенная ранимость, склонность к пониженному настроению, тревожность, обидчивость. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать слезы и фиксацию на травме. Отличается медленным психическим темпом, вялыми и замедленными движениями. Мимика и движения невыразительны, голос тихий. Малая реактивность и пониженная активность проявляются в неуверенности в себе, часто теряется, склонен не доводить работу до конца. Неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Интровертирован.

5.2.6. Проблема учета и овладения
психодинамическими характеристиками
человека в различных видах деятельности

Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление человека. Их игнорирование может привести к потере человека интереса в работе, к различного рода перегрузкам, или к нервным срывам, заболеваниям.

В профессии условно выделяют две стороны – содержательную и динамическую.

Содержательная – определяется набором знаний, умений, навыков, что предъявляет специфические требования к личностным особенностям человека. Они формируются в процессе труда. Поддаются воспитанию, тренировке.

Динамическая сторона – скорость, темп выполнения работ, умение переключаться с одного типа заданий на другой. Концентрация внимания. В некоторых профессиях эти требования выступают на первый план.

Психолог К. Гуревич предложил классифицировать профессии по признаку их абсолютной или относительной профпригодности.

Если профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора, то ее следует отнести к 1-ой группе – группе профессий с абсолютной профпригодностью. 2-ая группа – группа относительной профпригодности – может овладеть практически любой человек.

Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особенностями. Но даже при этом нужно учитывать свои природные свойства, чтобы найти более подходящую специализацию в рамках профессии.

При выборе профессии важно учитывать свой тип темперамента.

Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Подходят профессии, предусматривающие частое, интенсивное общение и организацию деятельности других людей.

Холерику благоприятнее цикличная работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойная деятельность.

Флегматику сложнее, когда работа разнообразна, зато привычный режим не представляет для него трудности.

Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.

В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы.

Определить тип вашего темперамента поможет тест А. Белова «Формула темперамента» (Приложение 3).

5.3. Понятие о человеке как субъекте
(душевное существование человека)

Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

«Человек, – пишет А.В. Брушлинский, – объективно выступает (и, следовательно, изучается) в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах. Важнейшее из них – быть субъектом, т.е. творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности, творческой и нравственной».

Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психологии является выражение «субъект деятельности». В таком контексте категорию «субъект» использовал Б.Г. Ананьев. Он отмечал, что «человек – субъект, прежде всего, основных социальных деятельностей – труда, общения, познания».

Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте – как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей.

Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств т т.д.

Понятие субъектности включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность.

Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности.

5.3.1. Целостность психологической организации субъекта

В психологии различают человека как субъекта жизнедеятельности и его же, как субъекта внутреннего, психологического мира.

Человек как субъект жизнедеятельности – это субъект изменений и развития основных условий своего бытия: природы, общества, культуры, своих способов действия. Это понятие обозначает некоторый объективный, отнесенный к индивиду, осуществляющийся через его активные действия процесс.

Человек как индивид представляет собой природный организм, и в этом качестве есть предпосылка становления психического. Психология изучает телесность индивида с точки зрения материальной основы «выращивания» специфически человеческих способностей, с позиции изучения условий становления и развития психологических свойств и качеств, возможностей педагогического управления процессом их формирования.

Этот процесс имеет сложный противоречивый характер, что создает объективную необходимость в возникновении особой внутренней инстанции, в ее особом, человеческом качестве – сознательной, рефлексивной психики. Как отмечает в связи с этим К.А. Абульханова-Славская, «психика выступает как способность субъекта в широком смысле слова, как его возможность, активность, сила, или, точнее, «усилитель» и «проявитель», как его «организатор» или дезорганизатор, как его умение, способность разрешения возникающих в его жизнедеятельности противоречий, как «орган индивидуальности».

Важно отметить, что само человеческое тело уже есть самый первый уровень субъективного бытия человека и характеризуется оно двумя сугубо специфическими свойствам: прямохождением и речью.

Психологические структуры внутренней организации субъекта:

  • побуждения;
  • ориентации;
  • планирование, организация, направленность деятельности;
  • механизмы регуляции деятельности и способы ее осуществления.

Известный психолог П.Я. Гальперин писал: «Если, не вдаваясь в подробности, спросить себя прямо: для чего в реальной жизни, в поведении нужна психическая деятельность?.. – то вряд ли можно ответить иначе, чем следующим образом: на основе отражения проблемной ситуации субъект может сориентироваться в этой ситуации, предусмотреть результаты своих и чужих действий, изменить свои действия так, чтобы приспособить их к особенностям обстановки, избежать многих неудач и обеспечить успех действительного поведения».

Субъектность – это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Иначе говоря, субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, а, следовательно, центральная категория психологии человека.

5.3.2. Профессионализация субъекта труда

Понятие «субъект труда» является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, то есть на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности.

Для того чтобы стать субъектом труда, необходимо достижение высокого уровня развития способностей и других профессионально важных качеств личности, развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.

Психологическая сущность проблемы становления, формирования профессионала, развитие его личности опирается на два основных понятия: «профессионализация субъекта труда» и «профессионал». Профессионализация – это формирование специфических видов трудовой активности человека (личности) на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих), обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда.

Профессионализацию субъекта труда следует рассматривать в следующих направлениях.

  1. Как процесс развития личности, то есть как специфическую форму активности, целостное, закономерное изменение количественных и качественных характеристик субъекта труда. Его психическое развитие отражает законы и программы онтогенеза (индивидуального развития человека) и филогенеза (развитие человеческого рода), проявляется в возрастной периодизации, зависит от уровня его активности и характера основной деятельности (Абульханова К.А., Ананьев Б.Г., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С. и др.). Профессиональное развитие заключается в формировании у человека, прежде всего, профессиональных способностей и мотивов труда, соответствующих требованиям деятельности, и зависит от содержания трудового процесса, условий его реализации, особенностей профессиональной карьеры и т.д.
  2. Как профессиональную самореализацию индивида на жизненном пути, в ходе которой профессионализация обусловливается процессами самопознания, саморегуляции, самоконтроля и самооценки личности, влиянием событийно-биографических факторов – действий, поступков, решений, жизненного опыта, стиля жизни. Развитие и профессионализация на протяжении жизненного пути отражаются в возрастных периодах, в стадиях (этапах) жизнедеятельности человека, зависит от жизненных противоречий между требованиями общества и стремлением самой личности к развитию и самореализации, планами и их исполнением, социализацией и индивидуализацией личности. Место профессионализации в жизненном пути личности – это этап трудового пути (профессиональный путь, трудовая биография, творческий путь личности).
  3. Как форму активности личности, которая в психологии рассматривается в соотношении с деятельностью, выступая как динамическое условие ее становления и динамическое условие ее собственного движения. Н.А. Бернштейн отмечал, что активность человека – это процесс моделирования потребного будущего и целенаправленного его достижения в ходе воздействия на себя и на окружающие условия. Профессионализация как форма активности имеет свою структуру, которая включает мотивы (побудительные силы) профессионализации, ее цели (достижения), представления о программе реализации этого процесса, информационную основу трудовой деятельности, принятие решения на этапах этого процесса, контрольные операции по проверке принятых решений.

Таким образом, профессионализация – это функция личности и общества, а оценка продуктивности этого процесса проводится по социальным и личностным показателям эффективности деятельности и развития субъекта труда.

Процесс формирования личности профессионала обусловливается синтезом возможностей, способностей, активности личности и требованиями деятельности. Основной смысл содержания проблемы сводится к формулам:

  • «проявление личности в профессии», т.е. в выборе и овладении профессией, в удовлетворении личностных познавательных интересов;
  • «развитие личности в деятельности», что отражается в формировании профессионально ориентированных качеств человека (его организма и личностных черт), расширении сферы познания окружающего мира, развитии форм и содержания предмета общения.

Формирование личности профессионала характеризуется внутренней противоречивостью процессов индивидуального развития человека – неравномерностью изменений и гетерохронностью (разновременностью) фаз развития, а также зависимостью психического развития от смены различных видов деятельности на профессиональном пути и в течение коротких промежутков времени.

Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т.д. В этой связи можно говорить об идентификации личности, т.е. о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.

5.4. Человек как личность,
индивидуальность и универсальность
(духовное существование человека)

Слово личность часто употребляется в обыденной речи и даже иногда в научной литературе применительно не к каждому человеку, а лишь к некоторым, заслуживающим особого уважения: «Вот это личность! А тот – разве это личность?»

И хотя нельзя не согласиться с тем, что личность – это хорошо, следует с самого начала поставить все на свои места: личность не оценочная категория, личность присуща каждому человеку, по крайней мере, начиная с определенного возраста.

Только так можно всерьез говорить о личности как о предмете научного познания. Если же пойти другим путем и только избранным присваивать почетное звание личности, то вопрос «что есть личность?» теряет свой смысл. Он подменяется другим вопросом – вопросом «кто есть личность?», ответ на который всегда зависит от того, кому мы его задаем – у каждого времени и у каждой даже не страны, а компании свой «герой». Если же мы признаем, что личность есть достояние каждого человека, то, что, собственно, и делает его человеком, перед нами открывается возможность объективного научного анализа того, в чем состоит сущность личности. Хотя проблема еще отнюдь не решена, на сегодняшний день в психологии накопилось уже немало того, что можно сказать о личности.

Будем отталкиваться от четырех простых аксиом.

  1. Личность присуща каждому человеку.
  2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.
  3. Личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества.
  4. Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы, прежде всего, ориентируемся на особенности их личностного склада.

5.4.1. Понятие о личности

Термин «личность» (англ. personality) происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непрофессионала, который оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и других социально желательных характеристик.

На философском уровне основное отличие человека от животных определяется тем, что человек – существо общественное, то есть взаимодействует с миром не один на один, вооруженный лишь своим индивидуальным опытом, а использует опыт, накопленный человечеством и присвоенный им через социальные механизмы передачи этого опыта (общение, речь, знаковые механизмы культуры).

Вместе с тем на ранних этапах становления человеческого общества социальные узы были столь прочны, что человек не обладал отдельным существованием в отрыве от социальной группы. У него не было еще ни осознания себя как отдельного человека, ни механизмов регуляции его индивидуального поведения, отличных от групповых механизмов социальной регуляции.

Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование – но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автономным существованием животных.

Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя (интериоризирует), строя на этой основе свой внутренний мир.

Обладая внутренним миром, человек становится носителем социально выработанных форм поведения и накопленного опыта. Ему уже не обязательно жить постоянно в социальном окружении; он носит свою социальность в себе. Это значит, что он обрел личность или стал личностью, что в данном случае одно и то же. Таким образом, под философским углом зрения личность – это способность человека (или человек способный) выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных форм поведения и деятельности.

Разумеется, здесь не может идти речь о всем опыте человечества – каждый отдельный человек осваивает лишь небольшую его часть, с которой он соприкасается в процессе своего развития и которую он в состоянии освоить. При этом, во-первых, каждое новое усваиваемое извне содержание преломляется через уже сформировавшиеся к данному моменту структуры внутреннего мира, и, во-вторых, будучи усвоено, оно не сохраняется неизменным на протяжении жизни человека, а изменяется по специфическим законам динамики внутреннего мира, которые еще мало изучены.

Понятие личности – это совокупность таких психологических качеств индивида как:

  • отношение к чему-либо;
  • нормы поведения, взглядов;
  • ценности.

В социологии личность – совокупность статусно-ролевых характеристик. Личность – это автономная система, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании.

Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей (Рис. 5.7). Когда происходит противоречие двух ролей, имеет место ролевой конфликт.


Рисунок 5.7 – Социальные роли

Т. Парсенс предложил 5 характеристик любой роли.

  1. Эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности.
  2. Способ получения: предписанные и завоёванные.
  3. Масштаб: часть ролей строго ограниченна, часть – размыта.
  4. Формализация: деятельность в строго установленных рамках или произвольная.
  5. Мотивация: личная прибыль или общественное благо и т.д.

Социальная роль состоит из:

  1. ролевого ожидания
  2. исполнения этой роли

Согласно теории общественного зеркала (Ч. Кули), сравнивая себя с другими, у человека появляется собственное мнение из оценок других людей. Формирование оценки связано с вознаграждением. Поступки, которые поощряются в человеке, могут получить дальнейшее развитие.

  • Мы анализируем, как к нам относятся люди.
  • Мы анализируем, как мы относимся к этой оценке.
  • Мы анализируем, как мы реагируем на эту оценку.

Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области:

Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний.

Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле – внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром.

Джорж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта.

Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации.

Столь явная несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности гораздо многограннее, чем первоначальное представление о личности через «внешний социальный образ».

По мнению Б.С. Братуся [18, 39] личность с позиций психолога, может быть понята как особый психологический инструмент, орудие, принадлежащее, служащее человеку, как и другие психологические орудия и инструменты. Вспомним расхожий в психологии афоризм: «Мыслит (или запоминает) не мышление (или память), а человек». Также и бытийствует не личность, а человек. «Сущность личности и сущность человека отличаются друг от друга тем, что первое есть способ, инструмент, средство организации достижения второго, а значит, первое получает смысл и оправдание во втором».

Личность согласно предложенному пониманию – специфический инструмент развития человека и оценивается в зависимости от того, как служит своему назначению, т.е. способствует или нет приобщению человека к его человеческой (в отличие от животного) сущности.

В свою очередь, личность необходимо разделять, разводить с «психическим»: человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, быть деятельным, руководствоваться осознанными мотивами, достигать успехов, избегать неудач) и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, разобщаться с ней, довольствоваться суррогатами). И если говорить о тенденциях современного общества, то надо признать, что для большого количества людей характерным является именно этот диагноз: психически здоров, но личностно болен.

5.4.2. Этапы формирования личности в онтогенезе

В своем индивидуальном развитии, от момента рождения до зрелости, каждый человек проходит тот же путь – от слияния с целым и зависимости от него, к обретению независимости. Здесь в качестве первичной социальной ячейки выступает диада «ребенок-мать» отношения с которой характеризуются некоторыми авторами как психологический симбиоз. Понятие симбиоза пришло из биологии, где оно означает форму совместной жизни двух видов животных или растений, при которой они удовлетворяют определенные потребности друг друга и тем самым друг от друга зависят; по отдельности они либо вообще не могли бы существовать, либо испытывали бы большие трудности. Этим же понятием психологи описывают отношения младенца с матерью: без нее он не в состоянии осуществлять свою жизнедеятельность, взаимодействовать с миром один на один. Она является для него одновременно частью его мира и посредником в его взаимодействии с ним.

Развитие ребенка приводит к постепенному освобождению от этой зависимости, которое проходит ряд этапов и критических точек.

Именно возрастные кризисы можно считать этапами формирования личности ребенка в онтогенезе.

1 этап. Кризис 1 года – у ребенка возникают аффективно заряженные представления, которые освобождают ребенка от скованности данной конкретной ситуацией, от диктата внешних воздействий (в том числе и идущих от взрослых), короче говоря, они превращают его в субъекта, хотя сам ребенок пока этого не осознает.

2 этап. Кризис 3-х лет – возникновение центрального личностного образования в виде «системы Я». В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе (Я хороший).

3 этап. Кризис 7 лет – связан с появлением нового центрального для личности системного образования, которое обозначается термином «внутренняя позиция». Ребенок на рубеже 7 и 8 лет начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

4 этап. Кризис подросткового возраста – развитие личности связано с возникновением самосознания, т.е. способностью направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая сложный мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. И в конце переходного возраста возникает новообразование – самоопределение – это не только понимание себя, своих возможностей и стремлений, но и понимание своего места в человеческом обществе, и своего назначения в жизни.

Некоторые авторы обозначают четкий рубеж начала личности (достижение автономии) – 3-4 года. Но дело в том, что личность – это не однозначно описываемая структура, про которую можно сказать в каждом конкретном случае: она есть или ее нет. Скорее личность – это форма существования человека, которая поначалу занимает едва заметное место среди других более примитивных форм его существования, затем все больше и больше и, наконец, становится абсолютно преобладающей.

Существуют, конечно, ситуации, в которых даже взрослые зрелые люди как бы отказываются от того, чтобы стать личностью, действовать как личность. Это хорошо изученные психологами феномены толпы и паники, когда индивидуальное Я растворяется в едином массовом порыве.

Развитие личности не завершается с обретением автономности и самостоятельности. Оно проходит еще длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим – реализация заложенных в нее сил и способностей, третьим – преодоление своего ограниченного Я и отождествление с более общими глобальными ценностями.

5.4.3. Психологическая структура личности

Понимание личности предполагает выделение ее элементов, установление характера их взаимосвязи и функционального назначения. Вопрос о структуре личности в разных теоретических школах решается неоднозначно.

В психоаналитической концепции личность рассматривается как система, состоящая из трех структурных элементов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» представляет собой множество неосознаваемых и нравственно осуждаемых потребностей, мотивов и влечений, выполняющих энергетическую функцию. «Сверх-Я» – это система усвоенных человеком нравственных норм, запретов и ограничений. Они выступают в роли своеобразных нравственных ограничителей и контролеров на пути бессознательных влечений. «Я» – это сознание человека, представляющего собой арену борьбы «Оно» и «Сверх-Я» и поиска возможностей удовлетворения актуализированных потребностей и влечений.

К. Платонов (1906-1984) в структуре личности выделяет две подструктуры: биологически и социально обусловленную (Рис. 5.8.)


Рисунок 5.8 – Структура личности (по К. Платонову)

К. Платонов считал, что структура личности включает четыре уровня:

  • низший – составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства, темперамент, тип нервной системы, конституция тела);
  • второй – включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления, ощущений, восприятия, способностей), зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, воспитания;
  • третий – представлен индивидуальным социальным опытом человека, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения; эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения и имеет социальный характер;
  • высший – характеризует направленность личности, включающую интересы, взгляды, убеждения, идеалы человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки; эта подструктура наиболее социально обусловлена и формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Д.А. Леонтьев темперамент выносит за пределы структуры личности и выделяет три уровня:

  • экспрессивно-инструментальный (внешне выраженный) – к нему относятся характер, способности, роли (то, как мы человека видим);
  • содержательно-смысловой уровень – к нему относятся потребности, ценности, смыслы, отношения, конструкты, как система внутренних шкал, относительно которых человек оценивает мир;
  • экзистенциональный уровень – уровень рассмотрения личности, на котором мы сталкиваемся с такими трудноуловимыми феноменами как свобода (преодоление зависимостей, специфическая форма активности), ответственность (сознавание человеком своей способности выступать причиной изменений в мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью) и духовность (широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей).

Б. Братусь выделяет составляющие структуры личности по принципу преобладающего в нем способа отношения к самому себе, другому человеку и окружающим людям и предлагает рассматривать структуру личности в виде трехуровневой системы:

  • эгоцентрический уровень – включает самоценное отношение к себе, направленное на личные выгоды и удобства при потребительском отношении к другим по принципу «нужный для меня человек – ненужный»;
  • группоцентрический уровень – выражает отношение к другому человеку в зависимости от того, входит он в значимую для личности группу (семью, трудовой коллектив, учебную или неформальную группу, нацию) или нет;
  • просоциальный уровень – допускает равноправное, равноценное отношение к другому человеку как высшему существу природы.

Развитие личности приводит к существенному изменению психологической природы человека – она становится социализированной. В качестве основных структурных компонентов личности (личностно образующих) можно выделить: потребностно-мотивационный, волевой, познавательный, эмоциональный, характер, способности и самосознание.

  • Потребностно-мотивационная сфера личности представляет систему устойчивых потребностей и мотивов. Они могут иметь форму интересов, убеждений, идеалов, мечты, влечений, желаний и установок. Эти личностные образования выступают как источники жизненной активности человека и придают его действиям энергетический потенциал. Без соответствующей мотивации никакие действия просто невозможны. Потребности и мотивы актуализируются в ситуациях, когда для нормального и благополучного существования человека чего-то недостает: пищи, информации, общения. Субъективно это переживается как состояние дискомфорта.
  • Воля – это система психических действий и механизмов сознательной саморегуляции и реализации человеком собственного поведения: деятельности, отдельных действий и актов общения (содействий). Такое поведение называют произвольным и именно оно характерно для человека как социального существа. Разновидностью произвольного поведения является поведение волевое. Необходимость в нем возникает в ситуациях препятствий и трудностей в реализации поставленных целей. В основе волевого поведения лежат психические действия: целеобразование, смыслообразование, принятие решения, постановка задачи, планирование, регулирование процесса реализации и контроль. Субъективно подобные действия переживаются в форме волевого усилия, напряжения, сомнения, чувства ответственности, принятия решения, представления результата действия и т.п.
  • Познавательная сфера складывается из системы взаимосвязанных познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания, которые обеспечивают ориентировку человека в окружающей действительности, в других людях и в самом себе, без которой невозможно выполнение практических действий; а также они служат инструментом получения и накопления жизненного опыта, составляют очень важную часть души человека и принимают самое непосредственное участие в построении и развитии внутреннего мира. Субъективно они представлены в форме всевозможных образов, представлений, мыслей, фантазий, воспоминаний и т.д.
  • Эмоциональная сфера представлена системой психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений, событий. Субъективно они представлены в форме разнообразных по силе, знаку и продолжительности эмоций: радости, удивления, огорчения, удовольствия и т.п. Эмоциональные переживания актуализируются в ситуациях столкновения человека с жизненно значимыми ситуациями.
  • Характер – это система индивидуальных, устойчивых личностных свойств, проявляющихся в типичных для человека способах поведения в различных жизненных ситуациях и выражающих его отношение к людям, к деятельности, к Родине, к вещам, к себе.
  • Способности – устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного освоения и выполнения какой-либо деятельности. Они выступают как своеобразные психологические средства (орудия) личности, делающие ее пригодной к деятельности. Субъективно способности проявляются в форме ощущения легкости выполнения деятельности, удовольствия от ее выполнения, интереса к ней, чувства озарения (инсайта) в момент открытия нового способа.
  • Самосознание – это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности человека выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего. Благодаря самосознанию человек способен планировать свою деятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относиться к себе.

Критическими для актуализации самосознания представляются жизненные ситуации, требующие выделения самого себя в любых своих ипостасях и измерениях: как индивида, как субъекта какой-либо деятельности, как личности и как индивидуальности. По своей генетической основе это ситуации преодоления собственной индивидной сущности.

Субъективно самосознание выражается в переживании чувства «Я», которое является неотъемлемым компонентом любых действий. Самосознание (Я) является высшей инстанцией и духовной основой личности [41].

5.4.4. Развитие, социализация и становление личности

Развитие – это последовательные, прогрессирующие (хотя и включающее в определенные моменты регресс) в целом необратимые количественные и качественные изменения психики.

З. Фрейд понимал развитие как культурное оформление инстинктов, Ж. Пиаже как развитие интеллекта, Л.С. Выготский как развитие высших психических функций. Психическое развитие всегда есть возникновение нового.

Развитие – основной способ существования личности, развитие психики является основным фактором развития личности, которое происходит в процессе деятельности и общения.

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения социального опыта.

Социализация предполагает (Б.Г. Ананьев) становление человека как личности и как субъекта деятельности.

Стадии социализации:

  • Первичная (от рождения до подросткового возраста) – ребенок некритически усваивает социальный опыт: адаптируется, приспосабливается, подражает.
  • Индивидуализация – процесс субъективного восприятия социального опыта; появляется желание выделиться среди других, характерно критическое отношение к общественным нормам поведения. На данной стадии можно выделить промежуточную социализацию (подростковый возраст), когда все еще неустойчиво в мировоззрении и характере и концептуальную социализацию (18-25 лет), когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
  • Интеграция – появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество. При благополучном исходе – человек принимается группой, обществом; при неблагополучном – могут быть разные варианты: сохранение своей непохожести и появление агрессии во взаимоотношениях с людьми; изменение себя, чтобы «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство.
  • Трудовая стадия – охватывает весь период зрелости человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
  • После трудовая стадия (пожилой возраст) – стадия, когда человек вносит вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Становление личности – процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.

Становление предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения. Экстраполируя себя в будущее, желая его, личность сама себя формирует, творит.

По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и качеств, накапливаются новые потенции развития.

Основные положения развития личности в деятельностном подходе выражаются в том, что личностные свойства формируются в процессах социализации, индивидуализации, инкультурации и самоактуализации.

Реализация процессов социализации и индивидуализации должна представлять собой сбалансированный процесс. Как «пересоциализированная» личность, так и чрезмерно «индивидуализированная» означает отклонение от оптимального развития, так как приводит к появлению личностных свойств, создающих психологические барьеры для жизни среди людей (например, от конформизма до полного игнорирования людей).

Инкультурация – это процесс усвоения индивидом духовного и культурного наследия предыдущих поколений.

Самоактуализация – процесс самопознания, саморазвития, самореализации, свидетельствующий о стремлении индивида к возможно более полному выявлению, использованию и развитию своего личностного потенциала.

5.4.5. Движущие силы и факторы развития личности

Движущей силой развития личности является борьба противоречий.

Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Они возникают как следствие постоянно меняющихся наших потребностей: расхождение между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения, между знанием и незнанием, между Я-реальным и Я-идеальным.

Личность – это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Традиционно к основным факторам развития личности относят среду, наследственность и воспитание.

  • Наследственность – это воспроизводство у потомков биологического сходства с родителями и шире: вся генетическая программа – строение мозга, центральная нервная система, прямохождение, строение руки и т.д. По наследству передаются многие заболевания, осложняющие процесс развития личности. Биогенетические концепции развития личности предают первостепенное значение именно этому фактору. Вспомните образные определения, как «голубая кровь», «белая кость», подчеркивающие значимость личности в зависимости не от ее достижений, а от происхождения.
  • Среда – это то, что окружает человека с момента его рождения: биологическая (организм матери), природная, географическая, социальная (семья, школа, СМИ, друзья, соседи и т.д.). Так называемая «обогащенная среда» (много игрушек, друзей, впечатлений, положительных эмоций) способствует более успешному психическому развитию личности ребенка.
  • Воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых, в ходе которого осуществляется развитие личности. Целенаправленность воспитания играет огромную роль в развитии личности, так как позволяет через целенаправленное и систематическое воздействие уменьшать влияние неблагоприятной наследственности и среды.

Перечисленные факторы являются основными, но не достаточными. Решающий фактор – это собственная активность личности, которая проявляется через самопознание, самовоспитание, самообразование и самоопределение.

5.4.6. Человек как индивидуальность и универсальность

Сущностное определение индивидуальности связано с использованием понятий: целостность, самобытность, авторство, собственный способ жизни, стиль жизни, деятельности.

Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе. Это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей собственной жизнью. С.Л. Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств.

Индивидуальность – это авторство собственной жизни: в миропонимании, в стилях деятельности, в социальном поведении.

Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как Другим. Индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни.

Психологическими образованиями индивидуальности человека выступают система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера.

Формулой индивидуальности может служить известное изречение реформатора церкви М. Лютера: «На том стою и не могу иначе».

Универсализм человеческой жизни есть высший уровень ее духовного измерения (В.И. Слободчиков), непосредственная связь человека с миром как целым (бесконечным), обретение в понимании Человека бесконечности через усмотрение эквивалентности сторон отношения «Человек – Мир». Этот вопрос больше обсуждается на языке философии и богословия, нежели психологии. Актуальная бесконечность человека реализуется в наличном бытии в форме трансцендирования, т.е. потенциальной бесконечности (что делает наличное бытие открытым в Мир, в будущее).

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения