Тема 14. Педагогический процесс
14.1. Сущность педагогического процесса
14.1.1. Образовательный и педагогический процесс
14.1.2. Структура педагогического процесса
14.1.3. Педагогическое управление
14.1.4. Основные функции педагогического процесса
14.1.5. Движущие силы педагогического процесса
14.2. Педагогический процесс как целостное явление
14.1. Сущность педагогического процесса
В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Педагогический процесс предмет педагогики.
Педагогический процесс это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластёнин).
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.
Педагогический процесс целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком смысле). Синоним «образовательный процесс».
Как отмечает М.А. Данилов, педагогический процесс это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность, культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер.
В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека.
14.1.1. Образовательный и педагогический процесс
Образовательный и педагогический процесс во многом синонимические понятия. Происхождение их можно объяснить тем, что в одних странах (например, Германия, Россия, Польша) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других «педагогический процесс». В России употребляются оба термина.
В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в вузе (в начальной школе и т.д.)», или дать описание образовательного процесса в нормативных документах (например, требование к образовательному процессу в государственном стандарте образования).
В других случаях понятие «образовательный процесс» трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).
Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Так называют целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом этого понятия является также широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».
Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.
Педагогическая цель это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все компоненты педагогического процесса.
Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяют три группы целей:
Группа А цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения;
Группа В цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.
Группа С цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
14.1.2. Структура педагогического процесса
Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру. Классическая структура педагогического процесса состоит из шести компонентов: цель/(результат) принципы содержание методы средства формы (Рис. 14.1).
Рисунок 14.1 Классическая структура педагогического процесса
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Цель состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе конечный результат своего взаимодействия.
Педагогическая цель это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.
Понятие цель неразрывно связано с понятием «задача». Задача порция, часть цели.
Педагогическая задача это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Цель, реализуемая в определенных условиях, обстоятельствах образовательного процесса это и есть педагогическая задача.
Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.
Основные принципы организации и функционирования педагогического процесса это:
- принцип целостного подхода к воспитанию;
- принцип непрерывности воспитания;
- принцип целенаправленности в воспитании;
- принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и воспитанников;
- принцип природосообразности;
- принцип культуросообразности;
- принцип воспитания в деятельности и в коллективе;
- принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании;
- принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе;
- принцип оптимизации (Ю.К Бабанский) постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.
Содержание это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Н.В. Кузьмина представляет педагогический процесс как систему из пяти элементов:
- цель обучения (для чего учить?),
- содержание учебной информации (чему учить?),
- методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить?),
- преподаватель,
- учащийся.
Как всякая большая система, она характеризуется пересечением вертикальных, горизонтальных и пр. связей (Рис. 14.2).
Рисунок 14.2 Педагогическая система по Н.В. Кузьминой
В.Я. Свирский представляет педагогическую систему через цели и результаты педагогического процесса, собственные деятельности преподавателя и учащихся в их интеллектуальном и эмоциональном взаимодействии (Рис. 14.3).
Рисунок 14.3 Педагогическая система по В.Я. Свирскому
Е.Л. Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему часть социальной системы, которая состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны):
- Цели обучения и воспитания;
- Содержание обучения и воспитания;
- Технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы);
- Организационные формы;
- Педагог;
- Учащийся.
Кроме рассмотренной педагогической структуры педагогический процесс имеет еще более сложную структуру психологическую:
- процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;
- проявление субъектами обучения интереса, склонностей, мотивация, динамика эмоционального настроя;
- подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.
14.1.3. Педагогическое управление
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление.
Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) реализация проекта контроль за ходом выполнения корректировка подведение итогов.
Говорить о достаточном уровне управления учебным процессом можно лишь тогда, когда в результате его учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых.
Структуру технологического процесса обучения можно представить тремя основными каналами движения информации (Рис. 14.4).
Рисунок 14.4 Управляемые каналы процесса обучения
- Основной каннал движение содержания, передача информации от источника (учителя) к приемнику (ученику): ее предъявление ученикам, управление учебно-познавательной деятельностью, процедура восприятия, усвоения, закрепления знаний учениками.
Существенным обстоятельством является наличие дополнительных управляемых источников информации книг, ТСО, компьютера и самостоятельного ее восприятия учеником (процесс самоуправления).
- Канал управляемых воздействий, включающий в себя планирование (стратегическое и тактическое), коррекцию основного технологического движения обучающей информации.
- Канал передачи информации от ученика к учителю о результатах процесса (обратная связь, контроль, оценивание и канал дополнительной информации).
Рассмотрение структуры технологического процесса показывает, что повышение его эффективности можно получить за счет:
- оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;
- эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;
- использование возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;
- организации эффективного контроля за усвоением информации (обратной связи).
14.1.4. Основные функции педагогического процесса
Основные функции (назначение) педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная (Рис. 14.5).
Рисунок 14.5 Основные функции педагогического процесса
Образовательная функция связана с расширением объема, развивающая со структурным усложнением, а воспитательная с формированием отношений (В.В. Краевский).
Образовательная функция
Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность, которая выражается в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и т.д.
Развивающая функция
Развивающая функция предполагает ориентацию педагогического процесса на развитие личности как целостной психической системы.
Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.
Педагогический процесс, как специально организованный, имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию личности опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии.
Воспитательная функция
Реализация воспитательной функции требует при организации педагогического процесса исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Воспитательная функция связана с формированием отношений, взглядов, убеждений, качеств личности.
Главная цель воспитания определяется как всесторонне гармоническое развитие личности, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способность приумножать его ценности.
В качестве результатов процесса выступают личностные новообразования: изменение мировоззрения, ценностных отношений к себе, к людям, к миру. Формируется личность гражданина мира, способного жить «в контексте мировой культуры», принимая общечеловеческие ценности культур и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, отечественными (Н.Е. Щуркова).
Воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика; требует разнообразия форм, средств и методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающих функций.
14.1.5. Движущие силы педагогического процесса
Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия.
Движущей силой педагогического процесса являются противоречия: между поставленной задачей и наличным уровнем возможностей ее разрешения. Стоящая задача вызывает к жизни определенные потребности, удовлетворяя которые, человек развивается.
Центральное противоречие педагогического процесса: противоречие между возникающими у учащихся (под влиянием педагога) потребностями и их реальными возможностями. Деятельность учителя должна способствовать появлению у школьников потребности (к приобретению новых знаний, к самосовершенствованию и саморазвитию) и способствовать ее разрешению.
К внешним (объективным) противоречиям относятся:
- противоречие между требованиями общественной жизни и уровнем готовности ребенка к участию в ней;
- противоречие между неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни общества;
- противоречие между активно-деятельностной природой ребенка, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком индивидуального опыта, знаний, умений и навыков для реализации этого стремления;
- противоречие между достижениями общественной культуры, необходимостью ее развития, прогресса и ограниченными возможностями подрастающих людей усвоить все увеличивающийся объем информации (отсюда постоянные поиски оптимальности построения педагогического процесса);
- противоречие между необходимостью усвоения общественно-значимых ценностей, овладением нужными обществу видами и способами деятельности и нормами общения и избирательностью усвоения информации каждым человеком (отсюда поиски оптимального соотношения между социально-педагогическим детерминизмом и стремлением подрастающего поколения к свободе, к воле).
Внутренние (субъективные) противоречия между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии, основой возникновения потребности в совершенствовании.
14.2. Педагогический процесс как целостное явление
Целостность педагогического процесса внутреннее единство составляющих компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостность предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая оказывала бы сбалансированное воздействие на все стороны личности: сознание, чувства и волю.
Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов воспитания и обучения, объективно функционирующих как часть и целое: есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности [102].
Основные аспекты целостности педагогического процесса
В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов:
- знаний, в т.ч. о способах выполнения действий;
- умений и навыков;
- опыта творческой деятельности;
- опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.
Реализация основных элементов содержания образования это и есть реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций, цели педагогического процесса.
В организационном плане целостность педагогического процесса обеспечивается единством его процессов-компонентов:
- процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционально-конструктивная деятельность педагога);
- процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними цель взаимодействия;
- процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);
- процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование, самовоспитание).
|