Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 4. Человек и педагогическая практика
Тема 14. Педагогический процесс

Тема 14. Педагогический процесс

14.1. Сущность педагогического процесса

14.1.1. Образовательный и педагогический процесс

14.1.2. Структура педагогического процесса

14.1.3. Педагогическое управление

14.1.4. Основные функции педагогического процесса

14.1.5. Движущие силы педагогического процесса

14.2. Педагогический процесс как целостное явление

14.1. Сущность педагогического процесса

В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Педагогический процесс – предмет педагогики.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластёнин).

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

Педагогический процесс – целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком смысле). Синоним – «образовательный процесс».

Как отмечает М.А. Данилов, педагогический процесс – это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность, культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер.

В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека.

14.1.1. Образовательный и педагогический процесс

Образовательный и педагогический процесс во многом синонимические понятия. Происхождение их можно объяснить тем, что в одних странах (например, Германия, Россия, Польша) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» – «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других – «педагогический процесс». В России употребляются оба термина.

В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в вузе (в начальной школе и т.д.)», или дать описание образовательного процесса в нормативных документах (например, требование к образовательному процессу в государственном стандарте образования).

В других случаях понятие «образовательный процесс» трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).

Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Так называют целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом этого понятия является также широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».

Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все компоненты педагогического процесса.

Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяют три группы целей:

Группа А – цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения;

Группа В – цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.

Группа С – цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.

14.1.2. Структура педагогического процесса

Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру. Классическая структура педагогического процесса состоит из шести компонентов: цель/(результат) – принципы – содержание – методы – средства – формы (Рис. 14.1).


Рисунок 14.1 – Классическая структура педагогического процесса

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Цель состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе конечный результат своего взаимодействия.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.

Понятие цель неразрывно связано с понятием «задача». Задача – порция, часть цели.

Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Цель, реализуемая в определенных условиях, обстоятельствах образовательного процесса – это и есть педагогическая задача.

Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Основные принципы организации и функционирования педагогического процесса – это:

  • принцип целостного подхода к воспитанию;
  • принцип непрерывности воспитания;
  • принцип целенаправленности в воспитании;
  • принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и воспитанников;
  • принцип природосообразности;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип воспитания в деятельности и в коллективе;
  • принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании;
  • принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе;
  • принцип оптимизации (Ю.К Бабанский) – постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.

Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Н.В. Кузьмина представляет педагогический процесс как систему из пяти элементов:

  1. цель обучения (для чего учить?),
  2. содержание учебной информации (чему учить?),
  3. методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить?),
  4. преподаватель,
  5. учащийся.

Как всякая большая система, она характеризуется пересечением вертикальных, горизонтальных и пр. связей (Рис. 14.2).


Рисунок 14.2 – Педагогическая система по Н.В. Кузьминой

В.Я. Свирский представляет педагогическую систему через цели и результаты педагогического процесса, собственные деятельности преподавателя и учащихся в их интеллектуальном и эмоциональном взаимодействии (Рис. 14.3).


Рисунок 14.3 – Педагогическая система по В.Я. Свирскому

Е.Л. Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему – часть социальной системы, которая состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны):

  1. Цели обучения и воспитания;
  2. Содержание обучения и воспитания;
  3. Технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы);
  4. Организационные формы;
  5. Педагог;
  6. Учащийся.

Кроме рассмотренной педагогической структуры педагогический процесс имеет еще более сложную структуру – психологическую:

  1. процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;
  2. проявление субъектами обучения интереса, склонностей, мотивация, динамика эмоционального настроя;
  3. подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.

14.1.3. Педагогическое управление

Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление.

Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели – информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) – формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся – проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) – реализация проекта – контроль за ходом выполнения – корректировка – подведение итогов.

Говорить о достаточном уровне управления учебным процессом можно лишь тогда, когда в результате его учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых.

Структуру технологического процесса обучения можно представить тремя основными каналами движения информации (Рис. 14.4).


Рисунок 14.4 – Управляемые каналы процесса обучения

  1. Основной каннал – движение содержания, передача информации от источника (учителя) к приемнику (ученику): ее предъявление ученикам, управление учебно-познавательной деятельностью, процедура восприятия, усвоения, закрепления знаний учениками.

    Существенным обстоятельством является наличие дополнительных управляемых источников информации – книг, ТСО, компьютера и самостоятельного ее восприятия учеником (процесс самоуправления).

  2. Канал управляемых воздействий, включающий в себя планирование (стратегическое и тактическое), коррекцию основного технологического движения обучающей информации.
  3. Канал передачи информации от ученика к учителю о результатах процесса (обратная связь, контроль, оценивание и канал дополнительной информации).

Рассмотрение структуры технологического процесса показывает, что повышение его эффективности можно получить за счет:

  • оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;
  • эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;
  • использование возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;
  • организации эффективного контроля за усвоением информации (обратной связи).

14.1.4. Основные функции педагогического процесса

Основные функции (назначение) педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная (Рис. 14.5).


Рисунок 14.5 – Основные функции педагогического процесса

Образовательная функция связана с расширением объема, развивающая – со структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений (В.В. Краевский).

Образовательная функция

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность, которая выражается в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и т.д.

Развивающая функция

Развивающая функция предполагает ориентацию педагогического процесса на развитие личности как целостной психической системы.

Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.

Педагогический процесс, как специально организованный, имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию личности – опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии.

Воспитательная функция

Реализация воспитательной функции требует при организации педагогического процесса исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Воспитательная функция – связана с формированием отношений, взглядов, убеждений, качеств личности.

Главная цель воспитания определяется как всесторонне гармоническое развитие личности, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способность приумножать его ценности.

В качестве результатов процесса выступают личностные новообразования: изменение мировоззрения, ценностных отношений к себе, к людям, к миру. Формируется личность гражданина мира, способного жить «в контексте мировой культуры», принимая общечеловеческие ценности культур и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, отечественными (Н.Е. Щуркова).

Воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика; требует разнообразия форм, средств и методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающих функций.

14.1.5. Движущие силы педагогического процесса

Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия.

Движущей силой педагогического процесса являются противоречия: между поставленной задачей и наличным уровнем возможностей ее разрешения. Стоящая задача вызывает к жизни определенные потребности, удовлетворяя которые, человек развивается.

Центральное противоречие педагогического процесса: противоречие между возникающими у учащихся (под влиянием педагога) потребностями и их реальными возможностями. Деятельность учителя должна способствовать появлению у школьников потребности (к приобретению новых знаний, к самосовершенствованию и саморазвитию) и способствовать ее разрешению.

К внешним (объективным) противоречиям относятся:

  • противоречие между требованиями общественной жизни и уровнем готовности ребенка к участию в ней;
  • противоречие между неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни общества;
  • противоречие между активно-деятельностной природой ребенка, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком индивидуального опыта, знаний, умений и навыков для реализации этого стремления;
  • противоречие между достижениями общественной культуры, необходимостью ее развития, прогресса и ограниченными возможностями подрастающих людей усвоить все увеличивающийся объем информации (отсюда постоянные поиски оптимальности построения педагогического процесса);
  • противоречие между необходимостью усвоения общественно-значимых ценностей, овладением нужными обществу видами и способами деятельности и нормами общения и избирательностью усвоения информации каждым человеком (отсюда поиски оптимального соотношения между социально-педагогическим детерминизмом и стремлением подрастающего поколения к свободе, к воле).

Внутренние (субъективные) противоречия – между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, – служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии, основой возникновения потребности в совершенствовании.

14.2. Педагогический процесс как целостное явление

Целостность педагогического процесса – внутреннее единство составляющих компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостность предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая оказывала бы сбалансированное воздействие на все стороны личности: сознание, чувства и волю.

Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов воспитания и обучения, объективно функционирующих как часть и целое: есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности [102].

Основные аспекты целостности педагогического процесса

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов:

  • знаний, в т.ч. о способах выполнения действий;
  • умений и навыков;
  • опыта творческой деятельности;
  • опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

Реализация основных элементов содержания образования – это и есть реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций, цели педагогического процесса.

В организационном плане целостность педагогического процесса обеспечивается единством его процессов-компонентов:

  • процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционально-конструктивная деятельность педагога);
  • процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;
  • процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);
  • процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование, самовоспитание).

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения