Тема 16. Воспитание в целостном педагогическом процессе
16.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе
16.1.1. Задачи воспитания
16.1.2. Принципы воспитания
16.1.3. Общие закономерности воспитательного процесса
16.1.4. Подходы к определению сущности воспитания
16.1.5. Воспитание как процесс
16.1.6. Виды воспитания
16.1.7. Методы воспитания
16.2. Современные подходы к воспитанию
16.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе
Воспитание как часть социализирующего образования может быть определено как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, т.е. процесс приобщения человека к общему и к должному.
Воспитание есть суть и стержень педагогики. Реализуется оно в различных деятельностных формах, в том числе и в обучении знаниям. Но само обучение, может быть воспитанием, может быть антивоспитанием, а может быть нейтральным по отношению к воспитанию.
Воспитанию принадлежит задача пробудить и сформировать в человеке потребность в культуре, стремление действовать, умение понимать и оценивать окружающее, себя, желание достигать целей и реализовывать личностную позицию.
Важнейшая задача воспитания в вузе так организовать жизнедеятельность студента, чтобы помочь ему научиться принимать ответственные решения, делать выбор в любой жизненной ситуации, чтобы воспитывать совесть; создать благоприятные условия для гуманного самовыражения, самоутверждения, персонификации. «Смыслу не учат смысл воспитывается», часто повторял А.Н. Леонтьев, подчеркивая кардинальное различие между обучением и воспитанием. Можно многое знать о мире, людях, себе, утверждает А.Г. Асмолов, но эти научные знания не обусловят поведение до тех пор, пока «не превратятся в путеводный ориентир в ситуации выбора. Вера, совесть, честь, бессовестность все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, делах, поступках, а не усваиваются посредством самых правильных поучений».
Целостный подход предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы.
16.1.1. Задачи воспитания
Реальные задачи воспитания можно условно объединить в три группы:
- задачи, направленные на социализацию личности, освоение ею основ культуры;
- задачи, связанные с развитием конкретной личности, индивидуальности;
- задачи, касающиеся средств и способов воспитания.
Вместе с тем наметились и особые, более узкие, задачи:
- воспитание осознанного отношения личности к своему здоровью, саморегуляция деятельности и поведения;
- развитие системно-ролевого подхода к воспитанию, который предполагает концентрацию внимания на освоении различных социальных ролей: в коллективе, в обществе, в мире, в Я-сфере;
- воспитание свободной личности (свободный выбор жизнедеятельности);
- воспитание практичной личности, способной решать реальные жизненные проблемы.
Самовоспитание деятельность человека, направленная на развитие у себя определённых личностных качеств и системы отношений к миру. Это важнейшая сторона воспитания, реализуемая как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных и волевых качеств человека.
16.1.2. Принципы воспитания
Принципы воспитания совокупность благоприятных, необходимых и достаточных условий для успешного протекания воспитательного процесса, исходные положения, определяющие возможность реализации цели и задач воспитания.
М.И. Рожкова и Л.В. Байбородова выделяют следующие принципы:
- Принцип гуманистической ориентации воспитания определяет ребёнка как главную ценность в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания, мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребёнка.
- Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания должны быть ориентированны на реальные социально-экономические условия и предполагать формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
- Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач и включение в виды деятельности, соответствующие его самореализации и самораскрытия.
- Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления возможного негативного воздействия социума, выработки определённых способов этого преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
- Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребёнка. Прежде всего, здесь важно принятие идей о единстве коллектива школы, педагогов, учащихся, сплочение этого коллектива.
16.1.3. Общие закономерности воспитательного процесса
Общие закономерности воспитательного процесса это существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей.
К общим закономерностям воспитательного процесса относятся следующие закономерности (М.И. Рожкова, Л.В. Байбородова):
- Воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей средой. При этом, решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.
- Единство образования и воспитания: образование направленно на формирование общей культуры человека формируя знания, человек развивается развиваясь, человек стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые в свою очередь, требуют новых знаний и умений. Воспитание является важнейшей задачей образования.
- Целостность воспитательного процесса заключается в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека, развитию индивидуальности и социализации личности.
16.1.4. Подходы к определению сущности воспитания
Социально-экономические и государственно-политические преобразования, начавшиеся в конце 80 начале 90-х годов ушедшего века, оказали существенное влияние на идеологию, содержание, способы и средства воспитания молодого поколения. Это нашло отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», а также в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
В 90-х годах пришла пора переосмысления сущности самого феномена «воспитание» и обозначилось основное направление этого переосмысления обращение к человеку в его целостности как био-социокультурному, исторически конкретному духовно активному существу.
Некоторые авторы ограничивают процесс воспитания социализацией (И. Кон), другие сводят воспитание к формированию потребностей личности и социально-приемлемых способов поведения (П. Симонов, П. Ершов), третьи видят в воспитании восхождение к субъектности (М. Каган).
Педагог практик действует так, как понимает свою задачу. Для одного воспитание это управление развитием личности (Л. Новикова), для других поддержка (или противодействие) опыта, развития личности и организация событий для реализации наметившихся тенденций (Л. Левшин), для третьих воздействие взаимодействие сотрудничество, сотворчество.
Не случайно в связи с таким разнообразием подходов важно подчеркнуть, что в системе образования «Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении».
Термин «воспитание» происходит от сочетания приставки вос-, означающей восхождение, и слова питание, т.е снабжение организма ребенка как материальной, так и духовной пищей. Другими словами, воспитание означает взращивание человеческой личности, забота о ее росте и развитии.
Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление: воздействие общества на личность (социализация).
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Определение воспитания исследователи формулирует по-разному, но суть остается схожей.
Воспитание важнейшая функция общества, процесс, складывающийся из целенаправленного влияния на поведение и деятельность человека, всех воспитательных институтов общества, воздействие среды и активности самой личности, как субъекта воспитательного процесса (Б.П. Битинас).
Воспитание целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности, формируемой личности по овладению общественным опытом, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями (И.Ф. Харламов).
Воспитание целенаправленная подготовка подрастающих поколений к жизни.
Воспитание педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека, как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности (З.И. Малькова).
Воспитание специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу (И.П. Подласый).
Воспитание организация деятельности школьников, как активной формы проявления их отношений к окружающему миру (Н.Е. Щуркова).
16.1.5. Воспитание как процесс
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов:
- целей,
- содержания,
- методов и средств,
- достигнутых результатов.
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей, семья, школа и вуз, детские и молодежные организации, повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Среди многообразия факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
К группе объективных факторов относятся:
- генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
- социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на непосредственное окружение;
- обстоятельства биографии;
- культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
- особенности страны и исторической эпохи.
Группу субъективных факторов составляют:
- психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
- система отношений с социумом;
- организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.
В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определении его специфики, а именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации, специфике средств и видов воспитания.
Цель воспитания это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы, общества) к личности воспитуемого.
Средство воспитания это целесообразно организованный методический путь решения определенных воспитательных задач; всё то, что используется в воспитательном процессе для его большей эффективности (например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, СМИ, педагогические техники и др.).
Форма воспитания это педагогически целесообразно организованная коллективная и индивидуальная деятельность, система её организации. Так как воспитательный процесс включает две системы (воспитатель и воспитанник), необходимо, чтобы обе эти системы были готовы к активному взаимодействию. Для этого педагог стремится поставить ребенка в условия, способствующее его активной деятельности. Это достигается с помощью определенных организационных форм (классный час, викторина, экскурсия, клуб и др.).
В качестве критериев воспитанности (результат воспитания) человека принимают:
- «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
- «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
- «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Мера воспитанности человека определяется следующими критериями:
- широтой и высотой восхождения человека к выше обозначенным ценностям (добро, истина, красота);
- степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в своих поступках и действиях;
- уровнем приобретенных на основе правил, норм, идеалов и ценностей общества личностных качеств и их иерархией в структуре личности.
16.1.6. Виды воспитания
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя:
- умственное,
- нравственное,
- трудовое,
- физическое воспитание.
В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют:
- гражданское,
- политическое,
- интернациональное,
- нравственное,
- эстетическое,
- трудовое,
- физическое,
- правовое,
- патриотическое,
- экологическое,
- экономическое воспитание.
По институциональному признаку выделяют:
- семейное,
- школьное,
- внешкольное,
- конфессиональное (религиозное),
- воспитание по месту жительства (например, общинное в американской педагогике),
- воспитание в детских, молодежных организациях,
- воспитание в специальных учреждениях.
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают:
- авторитарное,
- демократическое,
- либеральное,
- свободное воспитание.
В зависимости от той или иной философской концепции различают:
- прагматическое,
- аксиологическое,
- коллективистское,
- индивидуалистическое и др.
Основными противоречиями, осложняющими организацию воспитательного процесса являются противоречия:
- между целями и задачами, выдвигаемыми педагогом и реальным стремлением к их осуществлению.
- между отбором содержания воспитания и личным опытом воспитанников.
- между избранными педагогом формами и методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися.
- между сутью воспитательного процесса в семье и в образовательном учреждении.
- между оценкой уровня воспитанности учащихся и их самооценкой.
16.1.7. Методы воспитания
Метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия. С их помощью осуществляется реализации целей и содержания процесса формирования личности.
Метод воспитания это способ взаимодействия педагога и учащихся, в процессе которого формируется сознание, чувства, поведение и система отношений к окружающему миру.
Прием воспитания это элемент метода, его составляющая, способствующая эффективности воспитательных взаимодействий.
Классификация методов воспитания это выстроенная по определенному признаку система методов. Она помогает обнаружить в методах специфические и общее особенности, способствует их осознанному выбору и эффективному применению на практике (см. Тема 12, Приложение 29).
Приведем примеры методов воспитания, уточняя их отличительные особенности.
Методы формирования сознания личности
Убеждение это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.
Этическая беседа метод, главная функция которого является привлечение самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к гражданским и нравственным обязанностям. Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни.
Лекция это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.
Диспут это столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.
Пример, как метод педагогического воздействия, основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога воспитателя.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Упражнение это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.
Приучение это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: упражнения в полезной деятельности (имеют целью выработать привычки в труде, в общении со старшими, со сверстниками), режимные упражнения (например, соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника), специальные упражнения это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.
В учебном процессе все упражнения специальные, а в воспитательной работе это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.
Методы стимулирования поведения и деятельности
Стимулирование это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.
Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.
Поощрение это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Наказание один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:
- нельзя наказывать за неумышленные поступки;
- нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
- сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
- строго соблюдать педагогический такт;
- опираться на понимание и поддержку общественного мнения;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
16.2. Современные подходы к воспитанию
Воспитательная система специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на реализацию выделенных в соответствии с определенной концепцией взаимосвязанных элементов целостного педагогического процесса.
Гуманно-личностный подход к воспитанию. Личность проявляется в детстве, ребенок в школе полноценная личность. Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе. Личность цель воспитательной системы, а не средство достижения каких-либо целей.
Каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы. Приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, достоинство, гражданственность и др.). Гуманное отношение к детям включает: педагогическую любовь к детям, оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, демократизацию отношений «воспитатель-воспитанник».
Деятельный подход в воспитании. Становление личности происходит в деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Следовательно, воспитание можно трактовать как целенаправленную организацию многообразной по видам деятельности школьников как активной формы проявления их отношений к окружающему миру.
Ориентация на реализацию трех сфер деятельности:
- мотивационно-потребностной (установки, ценности, интересы, мотивы);
- содержательной (цели и задачи, проблемы, ориентация в ситуации, программа действий и ее исполнение, результат);
- процессуальной (логические, эвристические методы, методы самоорганизации, методы контроля и самоконтроля).
Культурологический подход в воспитании. Воспитание будет тем эффективнее, чем более оно вписано в контекст мировой культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие достижения культуры нации, страны, мировой цивилизации.
Приоритетная цель воспитания развитие личности как человека культуры. Именно в культуре сосредоточены все смыслы человеческого бытия: социального, духовного, логического, эмоционального, нравственного. Содержанием воспитательного процесса является богатство национальной и мировой культуры. Сохранение, воспроизводство и развитие культуры.
Концепция социального воспитания. Воспитание важнейшая функция общества, процесс, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных социальных институтов, воздействия среды, активности самой личности как субъекта воспитательного процесса.
Приоритетная цель воспитания становление личности, способной полноценно выполнять систему социальных ролей: функции семейные, профессионально трудовые, гражданские, геосоциальные и интерсоциальные, саморегулятивные.
Ценностный подход в воспитании. Школа, и особенно воспитание, призваны выстроить перед саморазвивающейся личностью тот спектр ценностей, который был бы достоин человек XXI века.
Приоритеты: гармония в человеке духовных и материальных ценностей; значимость общечеловеческих ценностей; осознание российскими школьниками ценности здорового образа жизни, образованности, культуры общения и поведения; стремление к истине, социальная справедливость, честность и достоинство, доброжелательность и гуманность, уважение к таланту и инакомыслию, миролюбие и способность к самодисциплине, любовь к Отечеству.
В эпицентре ценностей Человек: «Поистине в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира через него и для него» (Н.А. Бердяев).
|