Семинар 3
Тема: Понятие «Я-концепция». Самооценка
Задачи:
- ознакомление с основными теоретическими, подходами к феномену «самооценка» в отечественной и зарубежной психологии;
- получение представления о месте самооценочного механизма в развитии личности;
- знакомство с диагностическими задачами исследования самооценочного механизма;
- знакомство с возможностями формирования продуктивного самооценочного механизма
Актуализация: Развитие самосознания и формирование «Я-концепции».
Вопросы для обсуждения:
- Понятие «Я-концепция», «самооценка»: подходы к описанию.
Самооценка и уровень притязаний.
Самооценка как оценочная составляющая «Я-концепции».
Самооценка как новообразование кризиса 7 лет.
Литература:
- Кон И.С. Открытие Я. М., 1978.
- Текст 5.1 (Бороздина Л.В. Что такое самооценка? //Психологический журнал. 1992, № 4.)
- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии //Собр.соч.в 6тт, т.4
- Текст 5.2
- Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте.
Особенности социальной ситуации развития.
Новая социальная роль.
Кризис 7 лет.
«Я»-реальное и «Я»-идеальное.
Самооценка и оценка учителя.
Литература:
- Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника. //Вопросы психологии, № 4, 1990.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1976.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.: Томск, 1992, С. 76-80.
- «Я-концепция» и самооценка в подростковом и последующих возрастах.
Особенности социальной ситуации развития.
Физическое развитие и самооценка.
Социальное развитие и самооценка.
Ориентация на самооценку и оценку окружающими.
Референтная группа.
Самооценка у несовершеннолетних с девиантным поведением.
Литература:
- Кле М. Психология подростка. М., 1991.
- Савонько Е.М. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. //Вопросы психологии, № 4, 1969.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М, 1886.
- Валицкая Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка несовершеннолетних правонарушителей. //Вопросы психологии, № 1, 1989.
Дополнительное задание:
- Подумайте и предложите способы защиты самооценки.
- Назовите симптомы позитивной «Я-концепции» и негативной.
Актуализация:
«Я-КОНЦЕПЦИЯ» это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Составляющие «Я-концепции»:
- Описательная: «Образ Я», картина Я это комплекс сведений человека о нем самом, отвечающий на вопрос «Что я имею?, Чем я обладаю?».
- Оценочная: «Самооценка» или «Принятие себя» специфическая функция самосознания. Это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, отвечающей на вопрос «Что значит это для меня?».
Я-КОНЦЕПЦИЯ в сущности определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Образ Я убеждение, которое может быть как обоснованным так и необоснованным это когнитивная составляющая установки.
Самооценка эмоциональное отношение к этому убеждению это эмоционально-оценочная составляющая, аффективная оценка, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Важно выделить и 3-ю составляющую поведенческую это потенциальная реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Задание 1. Вам предложен набор характеристик. Какие из них вы могли бы отнести к себе? Отметьте те, из них, которые являются наиболее устойчивыми.
А теперь распределите по 3 столбцам, выражающим ваше отношение к собственным качествам:
- Меня это радует.
- Мне это безразлично.
- Мне это неприятно.
Я счастливый.
У меня ничего не ладится.
У меня все получается.
Я тугодум.
Я неуклюжий.
Я зануда.
Я неудачник.
Я добросовестный.
Я обманщик.
Я интроверт.
Я фантазер.
Я оптимист.
Я человек надежный.
Я раздражительный.
Я хороший друг.
Я подвержен настроению.
Я общительный.
Я религиозный.
Я умный.
Я слабовольный.
Я опрометчивый.
Вопросы:
Что же вы, в сущности, делали, работая с этой схемой?
Какие аспекты Я-концепции присутствовали в ваших действиях?
Задание 2.
Заполните таблицу: каков самооценочный механизм у людей с завышенной и заниженной самооценкой?
Завышенная самооценка |
Заниженная самооценка |
Восприятие ситуации: |
| |
Выбор стратегии: |
| |
Отношение к компромиссам: |
| |
Отношение к поражению: |
| |
Вывод: Люди с адекватной самооценкой:
Замечание:
Высокий уровень неадекватных притязаний в конфликте с неудачей называется эффект неадекватности устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, являющееся следствием 2-х разнонаправленных тенденций:
- потребность сохранить явно завышенный уровень притязаний и завышенную самооценку;
- неуверенность в себе, которая проявляется в результате неуспеха в деятельности.
Задание 3.
Джемс (1890) рассматривал самооценку как отношение реальных достижений (РД) к уровню притязаний (УП):
Самооценка = РД /УП
Предложите способ повышения самооценки.
Какие существуют способы защиты самооценки?
Задание 4.
Отметьте на шкале, где находится ваше Я-идеальное и Я-реальное:
Рисунок 1 Шкала положения Я-идеального и Я-реального
Замечание:
Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек идет всегда по пути достижения максимальной внутренней согласованности.
Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами, идеями индивида приводят к дисгармонии личности, к ситуации дискомфорта. Фестингер (1957) назвал это когнитивным диссонансом
Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.
Одним из первых, кто связал эту точку зрения с Я-концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом. Либо стремиться изменить каким-то образом себя или окружающих.
Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он, так или иначе, руководствуется самовосприятием.
Очень важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось внутреннее позитивное представление о себе, пока он пластичен, можно что-то изменить. Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить самооценку создавая положительные подкрепления.
Практическая работа:
Диагностика самооценочного механизма.
Тест на определение самооценки (Приложение 4).
Задание 5.
Самостоятельно проанализируйте результаты теста. Какие на ваш взгляд исследовательские и практические задачи позволяет еще решить данная методика.
Задание 6.
Какова структура Я-концепции Р. Бернса? Дайте комментарий к схеме (Приложение 5).
Рефлексия.
|