Семинар 7
Тема: Предмет социальной психологии
Задачи:
- создание представления о предмете социальной психологии;
- развитие критического мышления;
- развитие навыков самопознания, саморегуляции;
- закрепление понятий малая группа, стиль руководства, лидерство.
Методическое обеспечение
- стимульный материал тестовой методики на выявление лидерских качеств личности;
- информационные карты;
- флиппчарт.
I. Вопросы для обсуждения
- Предмет социальной психологии (Приложение 22).
В литературе приводятся разные определения понятия «социальная психология» и дается перечень проблем, составляющих предмет социально-психологической науки, который у разных авторов тоже различается. Рассмотрите суждения и аргументы авторов Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Р.С. Немова и др. и сделайте свои выводы: какое определение предмета социальной психологии кажется вам более верным, если исходить из прикладного значения этой науки?
- Классификация групп.
- Ознакомьтесь с классификацией групп Г.М. Андреевой, дайте каждой из них характеристику и приведите примеры на каждую из разновидностей групп. Ответ оформите в виде таблицы.
- В чем принципиальное психологическое различие между большими и малыми группами.
- Какие существуют различия в поведении человека в группе и индивидуально в различных ситуациях жизнедеятельности.
- Как можно охарактеризовать сплоченную и давно организовавшуюся бандитскую группу с точки зрения теории коллектива? Приведите другие примеры аналогичных групп.
- Лидерство и руководство.
- Стили руководства.
Какой из стилей руководства группой более, по вашему мнению, распространенный? Приведите примеры ситуаций с указанием эффективного для данного случая стиля руководства.
II. Упражнение на развитие критического мышления
Запишите несколько характеристик или описаний, которые вы ассоциируете с каждой из следующих групп людей.
Врачи:
Спортсмены:
Художники:
Вегетарианцы:
Студенты:
Юристы:
Экономисты:
Инженеры:
С какой из этих групп вы наиболее тесно себя идентифицируете?
С какой из них меньше всего себя идентифицируете?
Группа, с которой вы себя идентифицируете, может считаться одной из групп, членом которой вы являетесь (внутренняя группа), и той, которая кажется вам наиболее непохожей, одной из групп, членом которой вы не являетесь (внешняя группа).
- Какие описания было легче составить: вашей внутренней или внешней группы?
- Являются ли описания вашей внутренней и внешней группы одинаково симпатизирующими? Если нет, то почему?
- В (Приложении 23) вы найдете описания внутренней и внешней группы, сделанные студентами. Прежде чем вы посмотрите ответы, догадайтесь, какие из ваших описаний с большей вероятностью совпадут с высказываниями других студентов: вашей внутренней группы или внешней группы? Как бы вы объяснили это явление?
III. Мозговой штурм «Качества лидера»
- Работа в подгруппах: Какими, на ваш взгляд, личностными, профессиональными качествами должен обладать идеальный лидер? В результате внутригруппового обсуждения выберите 15 наиболее значимых качеств, проранжируйте их.
- Общегрупповое обсуждение (выступление представителей подгрупп), отбор 15 наиболее значимых качеств.
- Составление ранговой таблицы.
№ п/п |
Качества, характеристики, показатели |
Ранг |
Сумма |
Среднее |
| |
| |
1 | | | |
| | | |
2 | | | |
| | | |
3 | | | |
| | | |
4 | | | |
| | | |
5 | | | |
| | | |
6 | | | |
| | | |
7 | | | |
| | | |
8 | | | |
| | | |
9 | | | |
| | | |
10 | | | |
| | | |
11 | | | |
| | | |
12 | | | |
| | | |
13 | | | |
| | | |
14 | | | |
| | | |
15 | | | |
| | | |
- Обсуждение результатов:
- Какой теории лидерства более всего близка данная модель качеств лидера?
- Насколько вы соответствуете полученной модели?
- Тест на выявление лидерских качеств личности.
Тест позволяет определить наличие у человека организаторских способностей умения организовывать людей на выполнение какого-либо дела. Хороший организатор обязательно должен быть лидером, обладать определенными чертами характера и особенностями поведения.
Инструкция
Вам предлагается ответить на 50 вопросов. К каждому из вопросов даны два варианта ответов А и Б. Выберете и отметьте те варианты ответов, которые больше всего вам подходят, поставив против номера ответа букву А или Б.
Текст опросника
- Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?
А) да; Б) нет
- Считаете ли вы, что многие из окружающих занимают более высокое положение то, которое по праву должны были бы занимать вы?
А) да; Б) нет
- Испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, находясь на собрании, даже когда это необходимо?
А) да; Б) нет
- Нравиться ли вам руководить играми ваших сверстников и других людей?
А) да; Б) нет
- Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается переубедить кого-нибудь, заставить его думать так, как думаете вы?
А) да; Б) нет
- Называют ли вас нерешительным человеком?
А) да; Б) нет
- Согласны ли вы с утверждением: «Все самое лучшее в мире сделало небольшое число выдающихся людей»?
А) да; Б) нет
- Испытываете ли вы необходимость иметь постоянного советчика в делах, которыми приходится заниматься?
А) да; Б) нет
- Приходилось ли вам терять хладнокровие в беседах с людьми?
А) да; Б) нет
- Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие люди побаиваются вас?
А) да; Б) нет
- Стараетесь ли вы занимать такое место среди людей, которое позволило бы вам контролировать ситуацию и привлекать к себе внимание?
А) да; Б) нет
- Считаете ли вы, что вы своей внешностью производите на людей внушительное впечатление?
А) да; Б) нет
- Являетесь ли вы мечтателем?
А) да; Б) нет
- Теряетесь ли вы, когда вокруг вас оказываются люди, которые с вами решительно не согласны?
А) да; Б) нет
- Случалось ли вам организовывать работу других людей по вашей личной инициативе?
А) да; Б) нет
- Если дело, которым вы занимаетесь, не дает ожидаемого результата, то вы:
А) радуетесь, если кто-то другой возьмет на себя ответственность за него
Б) стараетесь сами довести начатое дело до конца
- Какое из следующих двух утверждений вы считаете более правильным?
А) настоящий руководитель должен сам уметь делать любое дело без помощников
Б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими людьми
- С кем вы предпочитаете работать?
А) с покорными людьми, дисциплинированными исполнителями
Б) с самостоятельными и независимыми людьми, хорошими специалистами
- Стремитесь ли вы избегать споров, острых дискуссий?
А) да; Б) нет
- Часто ли вы сталкиваетесь с властностью, проявляемой родителями и ближайшими родственниками?
А) да; Б) нет
- Удается ли вам в дискуссии привлекать на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) да; Б) нет
- Представьте себе, что во время прогулки вы с друзьями потерялись в лесу. Приближается вечер, и необходимо принять срочное решение. Как вы поступите?
А) предоставите возможность решить проблему кому-либо другому, кто лучше разбирается в вопросе
Б) попытаетесь сами найти выход из создавшегося положения
- Есть выражение «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Что вы предпочли бы?
А) быть первым в деревне
Б) быть последним в городе
- Считаете ли вы себя человеком, оказывающим сильное влияние на других людей?
А) да; Б) нет
- Что вы делаете, если вас постигла неудача?
А) стараетесь больше никогда не заниматься таким делом, в котором может постичь неудача
Б) не обращаете внимания на неудачу и стараетесь добиться намеченной цели
- Истинный лидер тот, кто:
А) имеет развитые способности и умеет делать больше других
Б) тот, у кого самый сильный характер
- Всегда ли вы стараетесь понять и по-настоящему оценить людей?
А) да; Б) нет
- Уважаете ли вы дисциплину?
А) да; Б) нет
- Какой из двух руководителей предпочтительнее?
А) тот, который решает сам
Б) тот, который постоянно со всеми советуется
- Какой из следующих стилей руководства является наиболее благоприятным для работы?
А) коллегиальный
Б) авторитарный
- Часто ли другие люди используют вас в своих целях?
А) да; Б) нет
- Какое из следующих двух описаний больше соответствует вам?
А) за словом в карман не лезет, имеет громкий голос, привлекательные, впечатляющие жесты
Б) негромкий голос, задумчивый взгляд, не всегда отвечает быстро
- Допустим, что на собрании у вас есть мнение, противоположное мнению всех остальных, и вы уверены в своей правоте. Как вы поступите?
А) промолчите
Б) выступите и будете отстаивать свою точку зрения
- Называют ли вас человеком, который подчиняет свои и чужие интересы интересам дела?
А) да; Б) нет
- Если на вас возложена ответственность за какое-либо сложное дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?
А) да; Б) нет
- Что вы предпочитаете?
А) работать под руководством хорошего руководителя
Б) работать независимо и самостоятельно
- Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была удачной, необходимо, чтобы наиболее важные решения принимал только один из супругов»?
А) согласен
Б) не согласен
- Случалось ли вам покупать что-то под влиянием других, хотя вы сами не испытывали особой необходимости в этой покупке?
А) да; Б) нет
- Считаете ли вы, что ваши организаторские способности развиты выше среднего?
А) да; Б) нет
- Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
А) теряюсь
Б) у вас повышается активность и вы стараетесь преодолеть трудности
- Часто ли вы делаете людям замечания, когда они этого заслуживают?
А) да; Б) нет
- Считаете ли вы, что обладаете сильной нервной системой?
А) да; Б) нет
- Как вы поступите, если вам предстоит что-то изменить в обстановке или людях?
А) начнете это делать немедленно
Б) будете делать все медленно, взвешенно и продуманно до мелочей
- Сумеете ли вы прервать болтливого собеседника, если это необходимо?
А) да; Б) нет
- Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым человеком, надо жить незаметно для окружающих»?
А) да; Б) нет
- Считаете ли вы, что у каждого человека есть способности и он благодаря им должен сделать что-то выдающееся?
А) да; Б) нет
- Кем вам хотелось бы стать?
А) известным художником, композитором, поэтом, ученым
Б) известным политическим или религиозным деятелем
- Какую музыку вам приятнее слушать?
А) громкую и торжественную
Б) тихую и лирическую
- Испытываете ли вы чувство волнения при встрече с важными и влиятельными людьми, занимающими в обществе высокое положение?
А) да; Б) нет
- Встречали ли вы человека с более сильной волей, чем ваша?
А) да; Б) нет
Оценка результатов
В нижеприведенной таблице (ключ) даны базовые ответы, по которым можно судить о том, насколько у вас развиты качества, присущие лидеру. Если вы выбрали вариант ответа, отмеченный в левой колонке, то получаете 1 балл, а если в правой то 0 баллов. Максимальная сумма баллов 50. Если вы набрали больше 40 баллов, то делается вывод о том, что качества лидера у вас выражены очень сильно. Если вы набрали от 35 до 39 баллов, то это значит, что качества лидера у вас выражены сильно. При сумме баллов в пределах от 25 до 34 приходят к заключению о том, что лидерские качества выражены средне. Если сумма оказывается в пределах от 10 до 24 баллов, то качества лидера выражены слабо. Если вы набрали меньше 10 баллов, то есть основания считать, что лидерские качества у вас выражены очень слабо.
- Рефлексия, личные суждения /высказывания по желанию студентов.
IV. Упражнение «Стиль руководства»
Необходимо заполнить таблицу и сравнить элементы директивного и демократического стилей руководства (критерии сравнения указаны в среднем столбце таблицы).
Директивный стиль | Элементы стиля | Демократический стиль |
| Целеполагание | |
| Информирование | |
| Принятие решения | |
| Контроль | |
| Обратная связь | |
| Характер коммуникаций | |
| Делегирование полномочий | |
Вопросы:
- Можно ли отдельные черты одного стиля совместить с другим и создать комбинированный, более эффективный третий стиль? Если можно, то что бы вы предложили и почему? Обоснуйте.
- Какой из представленных стилей, если их придерживаться строго и последовательно, более эффективен? Почему?
V. Подведение итогов
VI. Психологический практикум
Литература
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2006.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. М., 1995.
- Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. СПб., 2004.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 1998.
- Психология. Полный энциклопедический справочник /Сост. и общ. ред. Б. Мещерикова, В. Зинченко. СПб., прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
- Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004.
- Энкельман Н.Б. Харизма. М., 2000.
- Щанс О.К. Основы имиджа. М., 2002.
- Организационная психология. Хрестоматия. СПб., Питер, 2000.
- Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000.
- Хасанова И.И. Психология управления: Учебное пособие. Екатеринбург, 2000.
|