Казакова Н.Т. Философия науки

электронный учебно-методический комплекс

ВВЕДЕНИЕ

  Пути поэзии и науки изначально противоположны. Всë, на что может надеяться философия, – это достичь взаимодополнительности между поэзией и наукой, соединить их, как пару точно пригнанных деталей.
  Г. Башляр

Слова известного французского философа и методолога науки ХХ века Гастона Башляраcавтора трудов «Философия не» и «Новый рационализм», избранные в качестве эпиграфа, – как нельзя лучше объясняют задачи и надежды автора настоящей работы: постараться обосновать механизм взаимодополнительности философии и науки. Однако прежде чем говорить о задачах и надеждах данной работы, следует сказать о причине, побудившей меня – человека, профессионально занимающегося философией, – взяться за исследование такой фундаментальной проблемы, каковой является история, философия и методология науки.

Во-первых, назрела потребность в обобщении опыта многолетней работы с аспирантами и студентами, занимающимися научно-исследовательской работой в различных областях научного знания: социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического. Во-вторых, нестационарное участие в дискуссиях о соотношении философии и науки, о месте философии в подготовке специалистов негуманитарных научных профилей сформировало свой, собственный взгляд на эти вопросы. В-третьих, решение об отмене кандидатского экзамена по философии и переход на кандидатский экзамен по истории и философии науки обусловили необходимость в публичной апробации философского видения содержания курса истории и философии науки. Увы, но до сих пор серьëзно дискутируется вопрос о месте философии в системе научного знания, о возможности или невозможности считать еë наукой. Не меньшее беспокойство вызывают открытые призывы некоторой части околофилософской аудитории отказаться от эссенциалистской стратегии философского вопрошания в пользу конкретных форм культурологической духовной практики. Соглашусь с такой постановкой вопроса, если проблема находится в дискуссионном пространстве любителей интеллектуальных, философских изысков, если же это методологическая позиция учëных-профессионалов, то я с ней не согласна. Я убеждена, что такой позиции нужно противодействовать и в этой связи предполагаю в настоящей работе проанализировать и теоретически обосновать несколько тезисов этой проблемы:

  • философия и наука являются не только взаимодополнительными, но и взаимопересекающимися областями мировоззрения. Философия только тогда чего-то стоит, когда она научная философия, а наука – если она «философичная». Основная тенденция, проявляющаяся в истории философии, заключается в еë теоретизации, в преобладании рационального (понятийного) дискурса вопрошания над художественным (образным). Достаточно сравнить философские тексты Платона, Плотина, Декарта и сочинения Гегеля, Маркса, Фуко, чтобы понять эволюцию философии в сторону науки, притом, что наука к этому времени уже успела «отпочковаться» от философии. Однако связь между философией и наукой не утратилась вследствие их дифференциации, а приобрела диалектический характер. Одной из важнейших тенденций развития современной науки является еë «философизация», что выразилось в насыщении научного пространства иррациональными и внерациональными формами знания, выходом за пределы опыта и эксперимента в область «философских проектов» и «умозрительных конструкций», поэтического воображения и мистического озарения. Достаточно обратиться к научным текстам Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна, Константина Циолковского, Имре Лакатоса, Карла Поппера и других, чтобы согласиться с последним суждением;
  • эффективное познание особенностей и закономерностей становления и развития науки возможно только «со стороны» философского познания. Философия как метафизика не исчерпывается банальным семантическим соответствием «после» физики, то есть то, что идëт после физики. Приставка «мета» имеет ещë такое значение, как «над», то есть над физикой, «до», то есть до физики. Следовательно, философия не утратила свою метанаучную способность и является вполне адекватным инструментом проникновения в сущность и существование такого сложного мировоззренческого феномена, каковым является наука. Другое дело, что философия должна усовершенствовать свой категориальный и методологический аппарат с тем, чтобы с еë помощью наука могла более эффективно проникать в тайны мира.

Итак, объект настоящего исследования (наука) настолько грандиозен в своей неохватной многомерности, что я представляю его исключительно в образе Вселенной. Однако это немаловажное обстоятельство не препятствует укоренившейся в сознании уверенности в возможности его познания. К настоящему времени моими коллегами-учëными, работающими в конкретных областях науки, собрана богатейшая информация, отражающая эмпирические и теоретические научные факты природного и социального бытия. В настоящее время моими коллегами-философами, работающими в разных областях философского знания, предпринимаются попытки мировоззренческого обобщения этих фактов. Часть этих мировоззренчески важных вопросов поражает своим философским размахом, логической обоснованностью и теоретической корректностью аргументации, другая – требует серьëзной систематической работы по осмыслению и критическому представлению философского рефлектирования этих мировоззренческих проблем.

Задача, которую я попытаюсь решить на страницах этой работы, как раз и состоит в том, чтобы, с одной стороны, подытожить успехи, сделанные на этом поприще моими товарищами по научному цеху, а с другой – осветить возникающие в ходе развития науки трудности, а также логические сложности и философские путаницы, возникающие у студентов и аспирантов в ходе освоения как эволюции закономерностей научного знания, так и методологии их изучения.

Структура работы обусловлена принципами построения курса, предложенными Л.А. Микешиной на страницах журнала «Эпистемология и философия науки» (2004). Первый принцип, по еë мнению, включает анализ базовых предпосылок философии науки. Необходимо вписать философию науки, относительно новую область философии, в еë родовой раздел – философию познания, понимаемую как область философии, исследующую природу познания, отношение знания к реальности, условия его достоверности и истинности, существование в системе культуры и коммуникации (выделено мной. – Н.К.).

В соответствии с этим методологическим положением исследовательская стратегия курса в его первой части «Общая теория науки» будет состоять в движении от базовых философских разделов к обстоятельному представлению когнитивного аспекта науки. Первая тема «Введение в философию науки» является не просто вводным разделом учебного пособия, в действительности, она представляет собой обобщение теоретических и методологических оснований становления дисциплины «История и философия науки». В следующих трех темах рассматриваются философские, логические и методологические основания научного познания, которые в обобщенном виде представляют метатеоретические основания научного познания и должны дать магистрантам и аспирантам представление об эволюции рационально-теоретического отношения человека к миру, философии и логике как методологии познания. Основное внимание будет уделяться специфическим особенностям методологии естественнонаучного знания и методологии социально-гуманитарного знания.

Поскольку философия науки должна осуществлять рефлексию над наукой и научным знанием, то теоретико-познавательным и методологическим фундаментом этой дисциплины являются философия и логика. Совершенно естественно, что содержание первых тем курса оказалось тесно связанным с проблематикой, рассматриваемой в вышеназванных дисциплинарных матрицах: философской и логической.

В предисловии (концептуальная модель современной философии науки) к программе кандидатского экзамена по истории и философии науки, подготовленной кафедрой философии и методологии науки философского факультета Томского университета, справедливо замечено, что современная философия науки должна быть интегральным, междисциплинарным знанием, в основе которого находятся логика и методология науки, аналитическая философия, история и социология науки1. Солидаризируясь с мнением томских философов, последние три темы первой части курса посвящаю анализу истории науки и ее эволюции в системе культуры, исторических типов рациональности и современных познавательных моделей науки как социокультурного феномена. Содержание этой темы также тесно связано с философскими проблемами науки как формы общественного сознания и как особого способа духовно-практического постижения действительности. Общие проблемы философии науки, на мой взгляд, связаны не столько с науковедением (т.е. организационными проблемами науки как социального института), сколько с проблемой осмысления науки с философско-мировоззренческих позиций. В современную эпоху научное мировоззрение составляет теоретический фундамент такого важнейшего социокультурного элемента, как «картина мира», формирующегося в различных философских и научных традициях, исторических типах рациональности (классической, неклассической, постнеклассической). Такая классификация научной рациональности получила одобрение и широко используется при анализе истории развития науки.

Вторая часть курса, в соответствии с предложенным стандартом программы-минимума кандидатского экзамена, называется «Философские проблемы конкретных научных дисциплин». В соответствии с номенклатурой научного знания автором курса ставится задача ознакомления магистрантов и аспирантов, – соискателей научных степеней, – с основными проблемами и эволюцией понятийного инструментария комплекса естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, опираясь на логику развития этих видов научного знания. В естественнонаучном блоке основной акцент делается на современных концепциях космологии, физики, химии, математики, информатики, техники. В этой связи для настоящего пособия большое значение имеет базовый курс «Концепции современного естествознания», введенный в учебные программы высших учебных заведений более десяти лет назад. Смысловое ядро, которое сложилось в некоторых авторских курсах2, послужило фундаментом для «поля» пересечения философии науки и основных концепций естествознания3. В социально-гуманитарном блоке нашли отражение философские проблемы истории, социологии, антропологии, экономики и права.

В приложениях по истории и философии науки будут предложены вспомогательные учебно-методические материалы: словарь ключевых терминов и резюме наиболее авторитетных мыслителей, сделавших серьезный вклад в развитие философии науки. Для удобства пользователей все примечания (которые вынесены отдельной ссылкой) можно прочитать, подведя указатель мыши к номеру примечания, выделенному как верхний индекс.

Предлагаемый курс философии науки представляет собой попытку разобраться в большом количестве разнородного материала и в систематизированном виде предложить более или менее оптимальный вариант, помогающий самостоятельному изучению истории и философии науки при подготовке к сдаче кандидатского минимума4.

Вопросы и замечания, которые, я надеюсь, возникнут у читателей этого учебного пособия, можно направлять по электронному адресу kaznadezhda@yandex.ru. Буду рада заинтересованному и критическому вниманию со стороны моих читателей и коллег.

ИСТОЧНИКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Философия и методология науки: учеб-метод. мат-лы каф. философии и методологии науки философского факультета ТГУ/ Под ред. проф. И.В. Черниковой. – Томск: ТГУ, 2005.– С. 6.
  2. См.: Концепции современного естествознания / Т.Я. Дубнищева. – М., 2005.; Концепции современного естествознания / В.М. Найдыш. – М., 2007.
  3. Буданов, В.Г. «Концепции современного естествознания» и «Философия науки» – к взаимодействию учебных дисциплин / В.Г. Буданов // Эпистемология и философия науки: научн.-теорет. журн. по общей методологии науки, теории познания и когнитивным наукам. – М., 2007. – Т. ХII. – № 2. – С. 75.
  4. Для более детального и всестороннего изучения проблем см.: Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М., 2006.; Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М., 2006.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения