1.4.4. Эмпирические методы познания
Несмотря на то, что научное познание по своей природе является дедуктивно-рационалистическим, в арсенале методологических средств большое значение имеют индуктивные методы. Они были систематизированы и изложены как принципы индуктивной логики Джоном Стюартом Миллем в его главном сочинении «Система логики» (1843). В этой работе Милль дает индуктивную трактовку логики как общей методологии всех наук. Так как всякое умозаключение из данных опыта предполагает причинную связь между этими данными, то все способы и методы, которые устанавливают правильные основания для умозаключения, можно сгруппировать в методы, подтверждающие существование причинной связи между явлениями (методы наблюдения), и методы удостоверения в том, какова причинная связь в каждом отдельном случае (методы объяснения).
Методы, сформулированные Миллем как экспериментальные, действительно с успехом применяются в науке. На основании какого принципа мы, замечая последовательность явлений, решаем, что они связаны между собой как причина и следствие, то есть, что одно происходит вследствие того, что происходит другое?
Метод единственного сходства, совпадения или согласия Милля состоит в том, что исключаются случайные, не связанные с обстоятельствами исследования причины. Этот метод применяется тогда, когда нам дано следствие и мы должны найти причину. В такого рода работе мы исходим из следствия и прежде всего производим предварительный анализ предшествовавших этому следствию обстоятельств, делая как бы перечень всех этих обстоятельств. Затем мы рассматриваем другие случаи, в которых встречаются то же самое явление, а также другие сочетания, в которых налицо те или иные из предшествующих нашему явлению обстоятельства. Тогда мы приходим к выводу, что если при определенных условиях возникает какое-то явление, то его причиной и служит явление, присутствующее во всех этих случаях. В символической форме метод единственного сходства записывается так:
При условиях А, В, С,
Возникает явление а.
При условиях E, F, G, А
Возникает явление а.
Возможно, именно А является причиной явления а.
Вильям Минто так трактует принцип сходства: «Если все предшествующие известному явлению обстоятельства, кроме одного, могут отсутствовать, не уничтожая этим явления, то это обстоятельство связано с исследуемым явлением причинной связью. При этом необходимо удостовериться в том, что никаких других предшествующих обстоятельств, кроме принятых в расчет, не было». Правило метода сходства Милля тождественно этому принципу: если два или более случая исследуемого явления имеют только одно общее свойство, то это обстоятельство, в котором сходны все случаи, составляет причину (или следствие) данного явления21.
Метод единственного различия. В символической форме записывается так:
При условиях А, В, С возникает явление а.
При условиях В, С явление не возникает.
Возможно, фактор А является причиной явления а.
Минто так трактует принцип различия: «Если после введения какого-то фактора появляется (или после его удаления исчезает) известное явление, причем в это время мы не вводим и не удаляем никакое другое обстоятельство, которое могло бы иметь влияние, следовательно, не изменяем первоначальные условия явления, то в таком случае этот вводимый или удаляемый нами фактор и будет причиной явления»21.
Данные методы (сходства и различия) хорошо использовать в комбинированном виде. Сначала методом сходства мы выделяем некоторый фактор в качестве предполагаемой причины изучаемого явления, а потом методом различия убеждаемся в правильности своего предположения.
Метод сопутствующих изменений. Если при изменении некоторого фактора соответственно меняется и явление, причëм все остальные факторы остаются неизменными, то, вероятно, именно изменяющийся фактор и является причиной данного явления. В символической форме записывается так:
При условиях А1, В, С возникает явление а1.
При условиях А2, В, С возникает явление а2.
При условиях А3, В, С возникает явление а3.
Возможно, фактор А является причиной явления а.
Этот простой принцип мы постоянно прилагаем, то связывая, то разделяя явления. Однако по сравнению с методом сходства, методом различия и объединенного метода сходства-различия, метод сопутствующих изменений относится к второстепенным методам. Следует помнить, что факт сопутствующих изменений служит только признаком того, что какая-то причинная связь существует. Саму природу этой связи следует изучать другими способами.
Метод остатков. Этот метод знаменит тем, что благодаря ему в середине XIX века была открыта планета Нептун. Наблюдая за движением Урана, самой отдаленной из известных тогда планет, астрономы заметили, что он отклоняется от своей орбиты. И тогда, после анализа возможных причин, было высказано предположение о существовании еще одной планеты. И, действительно, астроном Галле направил телескоп на вычисленную Леверье орбиту и открыл планету Нептун. В символической форме записывается так:
Явление К состоит из однородных явлений а, в, с.
Известно, что А является причиной а.
В является причиной в.
Вероятно, существует явление С, которое является причиной с.
Таким образом, при применении индуктивных методов следует учитывать, что они могут использоваться только при установлении причин определенных явлений. Лишь в самых редких случаях они могут использоваться отдельно, изолированно от других. И, наконец, следует помнить, что индукция дает вероятное знание, поэтому ее выводы следует проверять на практике. Другие эмпирические процедуры наблюдение, измерение, эксперимент мы рассматривали в предыдущей главе как элементы эмпирического уровня научного познания. Здесь остается только добавить, что в эмпирических методах следует выделять качественную и количественную стороны. Первая сторона метода дает ответ на вопрос: подтверждается наличие некоего события, факта или нет. Да, событие есть. Нет, такого факта не обнаружено. В качестве примера можно привести опыт Майкельсона-Морли22. Количественная сторона устанавливает величины определенных параметров с помощью приборов и технических инструментов. Правда, здесь мы сталкиваемся с неким релятивным моментом, который необходимо учитывать при оценке на истинность эмпирического знания. Он касается процедуры измерения. Дело заключается в том, что мы часто рассматриваем некоторые эмпирические утверждения по показаниям приборов. Это иногда приводит к тому, что мы не можем установить наличие или отсутствие некоторого факта природы, так как нам не хватает точности измерительной техники.
|