Казакова Н.Т. Философия науки
электронный учебно-методический комплекс |
Источники и примечания
- Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 23.
- Например, В.М. Розин обращает внимание на такой факт «
некоторые объекты (макро- или, напротив, микромира), которые в XIX веке уверенно проходили по «ведомству» естествознания, сегодня все чаще попадают в сферу действия гуманитарного познания. По его мнению, на примере анализа концепций «Вселенная» и «Метагалактика» это убедительно показал Вадим Казютинский (Розин имеет в виду его докторскую диссертацию: «Тенденции и революция в современной астрономии», М., 1999. Н.К.)». См.: Розин, В.М. К проблеме демаркации естественных и гуманитарных наук, а также куда мы должны отнести космологию // Эпистемология и философия науки. М., 2007. Т. ХI. № 1. С. 112).
- Справедливости ради следует сказать, что В.В. Казютинский, на которого ссылался В. Розин, возражает против такой трактовки его взглядов. По его мнению, ни один из аргументов в пользу гуманитарного статуса космологии не выдерживает никакой критики. См.: Казютинский, В.В. Нет, космология наука физическая, а не гуманитарная! Ответ В.М. Розину. // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. ХI. № 2. С. 129.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М., 1979. С. 349.
- Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. М., 2000.
- Когнитивно-коммуникативная стратегия научного познания. М., 2004.
- Розин, В.М. К проблеме демаркации естественных и гуманитарных наук, а также куда мы должны отнести космологию // Эпистемология и философия науки. М., 2007. Т. ХI. № 1. С. 114.
- В книге «Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве» (М., 2002), отталкиваясь от мысли Иммануила Валлерстайна о том, что нельзя утверждать с определенностью, что можно создать более человеческий мир, который был бы лучше укоренен в материальной рациональности, И. Пригожин высказывает свое мнение по этому вопросу. Продолжая мысль Валлерстайна, он пишет: «
флуктуации на микроскопическом уровне ответственны за выбор той ветви, которая возникнет после точки бифуркации, и, стало быть, определяют то событие, которое произойдет. Это обращение к наукам, изучающим сложность мира, вовсе не означает, что мы предлагаем «свести» гуманитарные науки к физике. Наша задача заключается не в редукции, а в достижении согласия. Понятия, вводимые науками, изучающими сложность мира, могут служить гораздо более полезными метафорами, чем традиционные представления ньютоновской физики» (Курсив мой. Н.К.). См. также в соавторстве с И. Стенгерс работу Ильи Пригожина «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой» (М., 1986).
- Эйген, М. Игра жизни / М. Эйген. М., 1989.
- Символом метафизики Ньютона является физика закона тяготения. Парадоксальность заключалась в том, что эти свойства рассматривались относительно абстрактного пустого пространства и абстрактного времени, то есть пространство и время существовали безотносительно чего-либо и независимо от присутствия в них материи. Они имели абсолютный характер. Самое интересное, что такая модель мироздания, являясь плодом свободного творения человеческого разума (по сути спекулятивной), позволяла решать не только теоретические, но и многие практические проблемы науки.
- В мире квантовых явлений мы имеем дело с закономерностями, не поддающимися детерминистическому анализу. Определенным значением в такой картине мира обладает вероятность, случайность, а посему данная картина мира обладает, вероятностно-статистическим характером. В ней речь идет уже не об универсуме, а о мультиверсуме. На основании теории относительности Эйнштейна меняется представление и о пространстве, и о времени, и о законе сохранения.
- Некоторые ученые предлагают использовать концепцию семантического пространства В.В. Налимова для считывания этой информации Согласно гипотезе Налимова наряду с физическим пространством, независимо от него существует семантическое пространство. Механизм считывания смыслов он предложил описывать с помощью интеграла Байеса. Физическим референтом семантического пространства является квантовый вакуум, а в качестве переносчика информации к процессору выступает торсионное поле. См.: Налимов, В.В. Вероятностная модель языка. Томск Москва, 2003; Он же: Спонтанность сознания. М., 1989.; В поисках иных смыслов. М., 1993.
- Сложность и противоречивость, а в какой-то мере и парадоксальность этой части курса выражают слова Григория Сковороды, которые он просил написать на его могильном камне: «Мир ловил меня, но не поймал».
- Первая из этих закономерностей человеческое бытие, т.е. тема жизни и смерти человека, его существование в мире физических объектов. Даже этимологически «бытие» (быть) восходит к жить, существовать. Все повествования начинаются с сакраментального: «жили-были». И это оправданно, поскольку категория «бытия» на обыденном, повседневном уровне воспринимается посредством рефлексии собственных фактов жизнеосуществления. Быть значит жить, не быть умереть. Так и складываются в голове человека понятия «бытия» и «небытия». Отсюда вытекает другая закономерность она связана с осмыслением изменчивости, преходящести и стабильности, сохранности бытия. Всë живое преходяще, человек приходит в мир и, пройдя свой жизненный путь, уходит из мира. Человек ушëл, а мир остался. Следовательно, бытие нельзя очертить лишь границами «рождение» «смерть». Бытие шире этих границ.
- Карл Поппер писал: «Мы можем различать следующие три мира, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний, и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего, содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства». (Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. М., 1983. С. 439-440.).
- Физический, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания человека. Его субстанцией является материя, представления о которой в истории философии менялись в зависимости от изменения естественнонаучных представлений о мире, природе. Античные мыслители понятие «материя» связывали с понятием «вещество» и такое понимание достаточно прочно утвердилось в философском сознании и обусловливало построение как мировоззренческой, так и научной картины мира. Мысль о необходимой взаимосвязи материи и движения, пространства и времени овладевала философским сознанием попутно с развитием естествознания. Однако здесь нас интересует иная смысловая плоскость взаимодействия форм и способов существования бытия мира, а именно способы и результаты их освоения человеком. Человек осваивает мир переживанием, практическим действием и теоретически. Духовно-практическая форма освоения мира имеет своим основанием (объективным) биологический организм, наделенный органами чувств. Анатомо-физиологические свойства глаза, уха, нервная система позволяют нам упорядочивать получаемый извне поток информации. Поэтому можно сказать, что психический мир (высшая форма отражения и освоения мира) детерминируется объективной основой. Однако эта детерминация имеет не абсолютное, а относительное значение.
- Антропологическое решение проблемы бытия не исключает существование мира вне и независимо от существования человека, являющегося, однако, частью этого мира. Здесь бытие отчëтливо расслаивается на два «мира» есть «мир человека» и «мир без человека», чтобы устранить дихотомию, целесообразно рассматривать проблему в следующей формулировке: «есть мир, и есть человек, живущий в этом мире». Данная форма бытия органично связана с предметно-практической деятельностью человека как созидательного существа, которому противостоят «естественная природа», «окружающая среда» обитания, и развитием человеческого общества. С увеличением объема «искусственной природы» увеличивается давление со стороны человека на «первую» природу. В настоящее время обнаружился глубокий разрыв между «первой» и «второй» природой. Антропогенная деятельность разрушает экологическую целостность природы, что, в свою очередь, оборачивается глобальными проблемами; разрушение гумуса (плодородного слоя почвы), разрушение озонового слоя атмосферы, «озоновые дыры», уменьшение запасов пресной воды, сокращение лесов («легких» Земли), появление страшных, неизлечимых заболеваний и т.п. Бытие мира, включающего человека становится проблематичным. Какова судьба человечества? Либо оно уничтожит самою себя, либо восстановит если не гармонию, то баланс между естественной и искусственной природой. Еще французский философ П. Гольбах писал: «Поэтому у человека нет выбора, он не может существовать независимо от природы. «Человек» произведение природы. Он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может даже в мысли выйти из природы. Тщетно дух его желает ринуться за грани видимого мира, он всегда вынужден вмещаться в его пределах. Для существа, созданного природой и ограниченного ею, не существует ничего, помимо того великого целого, часть которого оно составляет и воздействия которого испытывает. Предполагаемые существа, будто бы отличные от природы и стоящие над ней, всегда останутся призраками, и мы никогда не сумеем составить себе правильных представлений о них, равно как и об их местопребывании и образе действий. Нет, и не может быть ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее» (Гольбах, П. Избранные произведения. М., 1963. Т. 1. С. 59.). Человек не может отказаться от благ, цивилизации и вернуться в пещеры, как призывал Ж.Ж. Руссо. Однако лозунг великого французского мыслителя XVIII века «Назад, к природе!» должен помочь в осмыслении границ правомочности экспансии человека в природе. Кроме проблемы соотношения естественной и искусственной среды обитания человека, бытие мира, включающее в себя человека, порождает ещë одну проблему проблему ценностного отношения человека к миру.
- Реалистическое решение проблемы бытия предполагает, в соответствии с данными науки, существование мира не только независимо от человека, но и его существование до появления человека. В лоне этого исходного мира постепенно и формировался человек со своим человеческим миром. В формировании общего взгляда на мир традиционно большую роль играли физика и астрономия. Изменения, которые происходили в этих науках в конце ХIХ начале XX веков носили поистине революционный характер. Механической картине мира, двести лет господствовавшей в общественном сознании, пришëл конец. Открытие и изучение мира элементарных частиц (первокирпичиков мира) позволило понять тайну Вселенной. Наш мир это лучший из миров, но не потому что, согласно Библии, Бог создал его таким и увидел, что он есть, хорош, а потому, что в нем сформировались такие отношения внутри материальных систем, такие законы их взаимодействия и развития, что в отдельных частях этого мира могли сложиться условия для появления жизни и человека. При этом целый ряд событий в истории нашего мира можно оценить как счастливые случайности.
- Термин «субстанция» в переводе с латинского означает «подлежащее», лежащее в основе, сущность. Далее следует отметить, что учение о бытии составляет онтологический аспект философии и всегда представляет значительный интерес для всех научных направлений независимо от того, как трактуется сама основа мира субстанция материалистически или идеалистически. Можно выделить несколько концепций бытия: религиозно-мифологическую, естественнонаучную, экзистенциальную. Философских смыслов бытия столько, сколько существует философских направлений, и все они отмечают внутреннюю противоречивость бытия: конечность и бесконечность, абсолютность и относительность, вечность и преходящность, объективность и субъективность.
- Примерно о том же говорил Альберт Швейцер, современный мыслитель, когда призывал к «благоговению перед природой как естественной, так и человеческой». Среди соотечественников оригинальные идеи в «копилку» человеческой мысли о природе были внесены К. Циолковским и А. Чижевским, чьи исследования физических факторов исторического процесса представляют особый интерес для всех. Особо следует вспомнить идеи Вернадского о ноосфере. Хотя сам термин впервые ввëл в научный оборот французский богослов и философ Тейяр де Шарден, Вернадский разработал его физическое и материалистическое содержание.
- В данном контексте лучше всего обратиться не к самому Джорджу Беркли, а к той критике его взглядов, которая была сделана В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». См.: Ленин, В.И. Полн. собр. соч. Т. 18.
- Приведëм для сравнения мнения двух философов с различными философскими интересами об одном и том же понятии. Первой будет точка зрения философа-идеалиста: «Материя есть чистое, бесконечное бытие, безусловно, простая и единая субстанция. Она всецело заключена в себе самой, и это еë пребывание в самой себе, составляющее еë бесконечность (так как, будучи, безусловно, в себе, она в силу этого не может быть ничем внешним ограничена, не может иметь предела или конца), обнаруживается для другого, для субъекта, как безусловная непроницаемость. В этом едином, себе равном свойстве заключается вся истина бытия, истинно есть только бесконечная материя, всë же остальное, как множественность разнообразных вещей и явлений, имеет лишь мнимое бытие, есть лишь субъективный призрак и видимость. Таково должно быть заключение чистого, отвлеченного материализма. Но очевидно, что если вся истина принадлежит материи как бытию единому и нераздельному, то эмпирически существующая множественность вещей и явлений, хоть и объясняется здесь, как только видимость, но эта видимость остается здесь безо всякого основания и объяснения, является чем-то совершенно непонятным, безусловно, иррациональным и немыслимым. В самом деле, если подлинно есть только единое, то множественность видимого бытия не может иметь основания ни в этом едином, что было бы прямым противоречием, ни в чем-нибудь другом, кроме него, так как кроме него совсем ничего нет по предположению. Сверх того, легко видеть, что материя, понимаемая как, безусловно, единое, сведенная к безусловно простому определению непроницаемости, или в себе бытия, перестаëт быть материей, поскольку под материей мы разумеем общую основу всех вещей, следовательно, основу множественности» (Соловьев, В.С. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 624). Ещë более чëтко Владимир Соловьев свою философскую позицию обозначил в поэтических строках: «Милый друг! Иль ты не видишь, что всë видимое нами, только отблеск, только тени от незримого очами». Второй будет точка зрения философа-материалиста. Ф. Энгельс был уверен, что «с точки зрения материализма, принимающего данные наук о природе, материя неуничтожима не только в количественном, но и в качественном отношениях, поскольку она обладает способностью к порождению любых форм отражения, включая сознание. У нас есть уверенность в том, что материя во всех своих превращениях остаëтся вечно одной и той же, что ни один из еë атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время» (Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 20. С. 546.)
- Ленин, В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131.
- И не только потому, что вопрос пространства и времени по-разному трактуется относительно различных уровней организации мира, не только в неживой природе, в мега- (очень большой), макро- (большой, но меньше, чем мега) и микро- (маленький) мире, но и в живой, и в социальной. Ведь совсем другими особенностями характеризуются пространство и время в сфере биологии, и ещë по-третьему понимают социальное пространство и время. Поэтому имеет смысл представления о пространстве и времени продемонстрировать в виде двух противоположных концепций: Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница-Эйнштейна, названных впоследствии субстанциальной и реляционной концепциями. Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. В науке до конца XIX и начала XX века господствовала первая концепция. Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты, исходя из своего атомистического учения. В соответствии с ним для существования и движения атомов требуется некое вместилище, где атомы, сочетаясь различным образом в движении, образуют многообразие тел. С развитием классической физики идеи Демокрита о сущности пространства и времени были развиты в трудах Бруно, Галилея, и др.
- Кассирер, Э. Философия Просвещения / Э. Кассирер. М., 2004. С. 252.
- В этот вопрос идеалисты внесли путаницу. Так, Беркли считал, что пространство есть не что иное, как сосуществование ощущений в духе, субъекте; время последовательность ощущений. По Канту, пространство и время есть априорные (доопытные) формы чувственности. Накладываясь на хаос ощущений, эти априорные формы упорядочивают их в пространстве и времени. С попытками мыслить пространство и время как имеющими начало или конец мы встречаемся у Гегеля, Дюринга и др. У Гегеля природа развертывается сначала в пространстве, а затем уже во времени. А, следуя Дюрингу, необходимо вообще признать, что было время, когда времени не было.
- Современная научная картина мира своим методологическим фундаментом имеет реляционную концепцию, возникшую на основе теории относительности А. Эйнштейна и квантовой теории, хотя и субстанциальная является дополнением к первой, так как мир является очень сложным феноменом.
- Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания / Т.Я. Дубнищева. Новосибирск, 1997.
|
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
© Центр дистанционного обучения
|
|
|