2.1.2. Мир, бытие, природа: от философских представлений к естественнонаучным
Мир, бытие, природа относятся к разряду вечных проблем как философии, так и науки, а следовательно, и философии науки13. Отчасти мы уже могли убедиться в том, что каждая историческая эпоха решает эти проблемы по-своему. Однако при самых разных решениях (зависит от развития наук о природе) можно проследить некоторые закономерности, в основе которых, в соответствии с антропным принципом естествознания, находится такая константа, как человек и его жизнь14.
В триаде «мир-бытие-природа» бытие занимает промежуточное положение. Что же такое бытие? В самом общем абстрактном виде его можно определить как совокупность объективной и субъективной реальностей, в центре которой находится человек. Понятие «бытие» однопорядково с такими категориями как «мир», «природа», «действительность», «реальность», и в некоторых случаях они употребляются как синонимы, особенно в позитивистски настроенных умах15.
Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его существования. По способу существования бытие можно разделить на три мира: физический мир (природа), мир сознания психический (идеальный) мир и социальный мир (общество, человек). Интегральной характеристикой этих миров выступает понятие «бытие», однако и способы существования и субстанция их различны16.
Прежде чем анализировать структуру бытия, необходимо сделать следующую оговорку. Во-первых, следует говорить о бытии мира, включающего человека17. Мир есть абсолютная ценность, об этом говорили ещë древние. Так ли это сегодня? Имеет ли какой-либо смысл мир без человека? Во-вторых, следует говорить о бытии мира без человека18. Итак, целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
- бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
- бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
- бытие духовного мира (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное;
- бытие социального мира, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества. При всëм различии этих форм бытия у них есть общая основа или субстанция19.
Бытие небытие ничто. Эти категории раскрывают мир в процессе его становления и развития. Сущность и существование в бытии мира показывают качественную его определенность. Бытие мира, как мы видели, сложно структурировано. Оно имеет разные формы: природное бытие, исключающее человека; природное бытие, включающее человека; человеческое бытие; общественное бытие. Каждая форма бытия имеет свою специфику и так или иначе «присутствует» в исследованиях частных наук.
Особое место в философии науки занимает природа как объект философского и научного анализа, наряду с такими, как «мир», «действительность», а, следовательно и проблема взаимодействия двух основных форм бытия мира: природного и социального.
Итак, каковы границы категории «природа», одной из наиболее широких, которыми оперирует научное знание? Этих границ, в сущности нет. Если взять первое, так называемое расширительное толкование, то бесконечная Вселенная, космос и как частица его планета Земля прекрасно охватываются понятием «природа».
В этом смысле по объему охватываемых им многообразных форм существования понятие «природа», если не совпадает, то очень приближается к понятию «мир». Есть у понятия «природа» и более земной смысловой оттенок, менее абстрактный, чем «мир». Именно он-то и позволяет чаще всего употреблять понятие «природа» в так называемом очеловеченном смысле. Это, так сказать, ограниченный вариант определения природы, куда входит совокупность естественных условий существования человека и человечества. Такой вариант расшифровки, в сущности, сближает понятие «природа» с традиционным понятием «географическая среда».
Во избежание отождествления предлагаем ещë одну попытку соотнесения смыслов двух родственных понятий. На мой взгляд, в первом приближении «географическая среда» это природа, испытавшая в прошлом и продолжающая испытывать влияние человека и общества в целом. Необходимо иметь в виду, что понятия «мир», «природа», «географическая среда», «окружающая среда» однопорядковые, но не тождественные друг другу20.
Исходной категорией в осмыслении проблем мира является понятие материи. Появившись в античной философии (Платон), оно прошло длительный путь развития. Следует рассмотреть научное и философское понимание материи. Материя в переводе с латинского языка означает вещество, отсюда и материальное вещественное. Поэтому вопрос о сущности понятия «материя» затрагивает основы любого структурного уровня бытия, даже идеального, и соответственно, находит отражение в любой предметной области конкретных научных дисциплин.
Остановимся прежде всего на онтологической сущности этого понятия, т.е. рассмотрим материю как субстанцию. Против вещественной основы тел или материи выступал английский философ Джордж Беркли. Он считал, что, «ликвидировав» понятие «материи», мы тем самым лишь устраним возможность для пустых философских споров, сама же философия от этого не только ничего не потеряет, но ещë и выиграет21. От понятия отказаться, конечно, легко, но отказаться от того, что существует некая общая основа сущего, которую как-то надо обозначать, не удавалось ещë никому. Понятие материи для этого подходит как нельзя лучше, с каких бы философских установок мы его ни рассматривали22.
В начале XX века в связи с научной революцией в естествознании, особенно в физике, старое материалистическое понимание материи как вещества девальвировалось, и В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» предложил новое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»23.
В вышеприведенном определении есть указание на два важных свойства материи, позволяющих ей претендовать на роль субстанции, общей основы сущего: «быть объективной реальностью, т.е. существовать независимо от сознания человека» и «отражать, копировать, фотографировать мир» (там же).
Подход к определению материи через субстанциальные признаки показывает, что материя как основа бытия потенциально содержит в себе сознание, дух. Материя как субстанция и еë модусы движение, пространство и время определяют целостность бытия, его материальное единство, которое, как совершенно справедливо заметил Ф. Энгельс в споре с Евгением Дюрингом, доказывается «не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием естествознания». Поэтому материя важнейшая философская категория, которую используют в частных науках, поскольку она является обозначением субстанции мира, всего реального бытия. В определении материи сказано то, что она есть философская категория для обозначения:
- того, что существует объективно, реально, независимо от человека и его разума;
- что она познаваема (отображается нашими ощущениями).
Материя всегда существует в виде конкретных материальных систем. Система это внутренне (или внешне) упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Примеры системы: молекула является системой, которая состоит из атомов и определенной связи между ними. Атом тоже система, состоящая из ядра и электронных оболочек. Ядро, в свою очередь, тоже является системой, которая имеет внутреннею структуру.
Существуют три группы материальных систем: система неживой природы (к ним относятся поля, атомы, макро- и микрокосмические объекты); система живой природы, биологические объекты (вся биосфера от микроорганизмов до человека); социально организованные системы (человек общество). Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это сохранение является условием существования системы как целого.
Итак, наиболее эффективным для понимания универсума в частнонаучном знании является диалектико-материалистическое понимание материи, которое отражает многообразие и целостность объективной реальности. Единство мира заключено в способности материи не зависеть от сознания человека и отражать мир на разных уровнях его организации неорганической и органической, неживой и живой, ощущающей и мыслящей.
Другим важнейшим атрибутом бытия мира является движение. Это всеобщее свойство бытия мира является способом существования материи. Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает внутреннее и внешнее взаимодействие объектов. Оно приводит к изменению свойств объектов, их состояний и отношений. Все эти изменения представляют неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движение (Ф. Энгельс).
Познавая окружающий мир, мы видим, что в нем нет ничего абстрактно застывшего и неизменного; всë находится в движении, переходит из одних форм в другие. Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности нигде нет, всякий покой, равновесие относительны и являются определенным состоянием движения.
Материя является субстратом всех изменений в мире, она не может существовать вне движения. Любой еë объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При уничтожении этих типов движения объект прекращает своë существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. Это означает, что движение внутренне присуще материи. Движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи. Существует два типа движения как изменения-развития:
- с сохранением качества;
- с изменением качества.
Кроме типов движения различают формы движения. Идея о формах движения и их взаимосвязи со структурными уровнями бытия мира впервые была выдвинута Ф. Энгельсом в работах «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы». В основу их классификации он положил следующие принципы:
- Каждому уровню организации материи (живому, неживому) должна соответствовать своя форма движения.
- Между формами существует генетическая связь, то есть высшая форма движения возникает на базе низших форм.
- Высшие формы движения качественно несводимы к низшим формам.
Исходя их этих принципов классификации, Энгельс выделил пять форм движения:
- механическая (пространственное перемещение);
- физическая (электромагнетизм, звук, гравитация, теплота);
- химическая (превращение атомов и молекул веществ);
- биологическая (обмен веществ в живых организмах);
- социальная (общественные изменения).
Из этих форм механическая считается самой низшей, а социальная самой высшей формой движения. Высшие формы движения нельзя редуцировать, свести к низшим формам. На связь материи и движения обращали внимание все философские направления, но само понятие связи рассматривалось по-разному: либо метафизически, либо диалектически.
Следующим важнейшим атрибутом бытия мира является пространство и время, которые являются формами осуществления бытия мира. О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой древности. В философии пространство определяют так: это такая форма бытия мира, которая выражает его протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в различных материальных системах. Время это форма бытия, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний. Пространство и время физического мира имеют четыре измерения: три из них характеризуют пространство и одно время. Чтобы задать положение тела в пространстве, достаточно трех координат, а временная характеристика события определяется одной координатой.
Пространство и время настолько важные для частнонаучного знания категории, что их динамика имеет архиважное значение и к этому вопросу следует вернуться, что я и сделаю в дальнейшем. А здесь я остановлюсь на двух основных концепциях пространства и времени: субстанциальной и реляционной, выражающих их универсальные характеристики24.
Субстанциальная концепция зарождается в античности, но особенно большой вклад в ее развитие был сделан Ньютоном при создании классической механики. Он искал универсальную систему отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон и выбрал пространство. По его мнению, пространство суть пустое абсолютное вместилище, в котором располагаются все тела как нечто внешнее по отношению к нему. Все тела обладают протяженностью независимо от существования других тел. Ньютон полагал, что пространство трехмерно, непрерывно, однородно и изотропно. Его различные части ничем не отличаются друг от друга, и, значит, пространственные отношения являются одними и теми же, а значит, должны описываться единой геометрией геометрией Евклида.
Время суть чистая длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также абсолютно. Абсолютность пространства и времени Ньютоном понималась в двух различных, хотя и взаимосвязанных, аспектах. Во-первых, «абсолютным пространством» Ньютон называл пустое и неподвижное по отношению к материи пространство (некое вместилище тел), с которым связывалась привилегированная система координат. Во-вторых, термин абсолютности употребляется для характеристики инвариантности, т.е. неизменности длин отрезков в любых системах отсчета. Аналогично понятие «абсолютное время» характеризовало его, с одной стороны, как чистую длительность, с другой как неизменность (инвариантность) временного интервала в любых системах отсчета. Это означало, что всюду в пространстве существует единое «мировое» время, не зависящее от выбора системы координат и взаимного движения тел. Ньютоновские представления о пространстве и времени удовлетворяли потребностям классической физики в универсальной системе отсчета, относительно которой рассматривается любое механическое движение.
С точки зрения реляционной концепции, пространство и время не мыслились оторванными от вещей. Аристотель, выступая против идеи атомистического строения мира, отбросил вместе с ней и идею пустого пространства. С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест, занимаемых телами. Иными словами, пространство это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время порядок сменяющих друг друга состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением. Дальнейшее развитие эта концепция получила в трудах Готфрида Вильгельма Лейбница. Согласно Лейбницу, пространство и время не существуют вне материи и процессов, происходящих в ней. Лейбниц выступал против ньютоновского понимания чистой протяженности и чистой длительности как статичных форм. Лейбницево понимание направлено на то, чтобы показать постоянное в изменении; но, с другой стороны, это понятие характеризуется тем, что отношение между множеством и единством, между длительностью и изменением принимает вид чистой корреляции. Лейбниц не желает подчинять многое единому, изменчивое неизменному; он напротив, исходит из того, что оба члена корреляции можно объяснить только один через другой25. Итак, на место статической концепции Ньютона приходит динамическая концепция Лейбница. В метафизике Лейбница бытие «монады» основывается на ее идентичности месту (пространству), которое она занимает. Интересно то, что в эту «идентичность» места он включает и идею длительности (времени). Эта фундаментальная идея знаменовала собой многообещающий шаг в направлении завоевания мышлением исторического подхода к истолкованию единства пространства и времени.
С точки зрения реляционной концепции пространство-время неразрывно связаны между собой и с движущейся материей, формами существования которой они являются. По этой концепции бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства. Пространство и время без материи пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове. Конечно, в данном контексте раскрыта сущность пространства и времени в основном с общефилософских позиций. Однако с развитием современной науки философские допущения получили естественнонаучное подтверждение. Научное определение пространства и времени и также более или менее полное раскрытие их свойств связаны с развитием, прежде всего, физики и космологии. В настоящее время, как мне кажется, достаточно точно выражается сущность пространства и времени в следующих определениях. Пространство это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение относительно друг друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность. Время совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность. Приведенные определения показывают невозможность для частных наук дать понятия пространства и времени в их отрыве от материи, невозможность их представления как некоторых автономных сущностей. Здесь пространство и время должны мыслиться как атрибутивные свойства бесконечной совокупности материальных объектов, с которыми имеют дело конкретные научные дисциплины. Только через существование материальных систем, благодаря тому, что они обладают протяженностью, размерами, взаимным расположением относительно друг друга, последовательностью смены состояний и длительностью их бытия, мы можем понять, что такое пространство и время. Зависимость пространства и времени от материи определяет и все их основные свойства. При этом следует подчеркнуть, что хотя они в равной степени есть формы существования материи, однако между ними есть и различия. А поэтому они имеют ряд свойств как общих, так и отличающих их друг от друга. Пространство и время имеют определенные свойства. Их можно сгруппировать следующим образом: общие свойства (характеристики), частные или особенные свойства.
К общим свойствам пространства и времени относятся объективность, всеобщность, бесконечность и безграничность. Поскольку материя не зависит от сознания людей, постольку пространство и время также не зависят от него26. Во-вторых, в силу «вечности» существования материи «вечны» пространство и время. Не может быть такого положения, когда материя существовала бы или до того, как появились пространство и время, или после того, как они уже исчезли. В применении к пространству безграничность означает, что в какую бы сторону и на какое бы расстояние ни двигаться, нигде и никогда мы не достигнем такой границы, которую можно считать пределом. Бесконечность пространства проявляется в том, что, как бы ни были велики размеры системы, всегда найдется система большего порядка, которая будет включать в себя первую систему в качестве одного из своих элементов. Относительно времени безграничность и бесконечность проявляются в отсутствии событий, после которых уже не будет никакой длительности, не будет неисчислимого количества процессов, следующих один за другим. В-третьих, пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности. Причëм абсолютность здесь мыслится не в ньютоновском смысле. Она проявляется в том, что независимо от смены явлений, от любых изменений в материальных телах пространство и время объективно существуют. Иначе говоря, ни один материальный объект, какими бы он свойствами ни обладал, не может оказаться вне времени и пространства. Вместе с тем свойства пространства и времени могут изменяться с изменением свойств материи. Например, в зависимости от материальных условий может изменяться кривизна пространства (что нашло отражение в создании неевклидовых геометрий). А. Эйнштейн показал, что в разных инерциальных системах отсчета длины отрезков и промежутки времени различны. Эти примеры свидетельствуют об относительности пространства и времени. Важным свойством является то, что пространство и время непрерывны и вместе с тем прерывны (дискретны). Непрерывность пространства и времени выражается в том, что между любыми двумя элементами пространственной протяжëнности всегда существует такой элемент протяженности, который соединяет оба первых в единую пространственную протяженность. Точно так же между двумя любыми временными интервалами всегда найдется третий, соединяющий их в единую временную длительность. Прерывность пространства и времени заключается в том, что они включают элементы, различающиеся по своим внутренним свойствам, по структуре, т.е. по своим качественным характеристикам.
В заключение отметим ещë одно общее свойство пространства и времени. Этим свойством является их внутренняя противоречивость. Предыдущие два свойства являются примерами ее проявления. Бесконечность пространства и времени складывается соответственно из конечных длительностей отдельных процессов.
Какие же свойства отличают пространство и время друг от друга? Частными называют такие свойства пространства и времени, которые отличают их друг от друга. Частные характеристики пространства: трехмерность, протяженность, неразрывная связь со временем. Трехмерность выражается, во-первых, в том, что тело в пространстве может перемещаться в любом направлении: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад. Во-вторых, все материальные тела обладают трехмерной пространственной формой протяженностью в длину, ширину и глубину. Математически трехмерность пространства выражается во взаимнооднозначном соответствии между его точками и тройками чисел их координатами в заданной произвольной системе координат. Время, в отличие от пространства, одномерно. Это означает, что если задано начало отсчета во времени, то начало или конец какого-либо процесса, длина временного промежутка будут описаны одним числом. Кроме того, время обладает свойством необратимости. Во времени невозможно движение вспять. Оно течет всегда и всюду в одном и том же направлении: от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Отсюда, заметим попутно, следует необратимость во времени причинно-следственных связей. Из вышеуказанных свойств пространства и времени вытекает то, что пространство обладает свойствами симметрии, а время асимметрично. Симметричность пространства выражается в том, что объекты, расположенные в одной части пространства, могут являться зеркальным отражением материальных объектов в другой части пространства относительно определенной линии. Имеет место и симметрия пространства относительно оси вращения его около произвольной точки. Симметрия пространства проявляется в симметричной конфигурации различных материальных тел. Например, в форме кристаллов, строения крыльев бабочек. В классической физике и специальной теории относительности господствующее значение имеют постулаты об однородности и изотропности пространства и однородности времени, вытекающих из их свойств. Однородность пространства состоит в равноправии всех его точек, а изотропность в равноправии всех его направлений. Однородность времени предполагает равноправие всех моментов времени. Это значит, что в каждой точке пространства, в любом направлении и в любой момент времени законы физики действуют одинаково.
В заключение можно сказать, что развитие современной физики подтвердило правильность диалектико-материалистической концепции пространства и времени, которая исходила из того, что реальность всегда существует в пространстве и во времени. Каждый окружающий нас предмет реальности существует где-то и в каком-то пространстве и времени, и каждый из нас на уровне повседневного опыта и здравого смысла понимает это. Мы постоянно задаем вопросы «где?», «когда?» и отвечаем на них.
Следовательно, можно заключить, что пространство и время являются общими формами бытия всех материальных систем и процессов. Материя в тех или иных формах имеется всюду; а пространство-время выступает как всеобщее свойство, атрибут материи. Пространство и время существуют объективно и независимо от сознания человека, но вовсе не от материи, так как материи не существует без пространства и времени, так же, как не существует пространства и времени без материи.
Таким образом, универсальными формами бытия и мира являются пространство и время. Сам мир может быть выражен лишь в пространственно-темпоральном значении, и научная картина мира зависит от того или иного их понимания27. Изменение представлений о пространстве и времени, связанное с созданием неевклидовых геометрий, открытием специальной теории относительности, вызвало большой резонанс и в области философии. Ряд философов и физиков пришли к выводу: поскольку наши представления о пространстве и времени меняются, следовательно, они субъективны. Между тем абстрактные понятия пространства и времени являются относительными, они могут изменяться, уточняться с развитием науки, однако отсюда не следует, что изменяются в зависимости от этого, приспосабливаясь к нашему опыту, объективные пространство и время. Изменчивость представлений о пространстве и времени означает лишь, что наш опыт и наше познание все более приспосабливаются к объективному пространству и времени, все правильнее и глубже их отражая. Обоснование объективности пространства и времени имеет актуальное значение для современной физики, встретившейся с их новыми свойствами в области микромира. Открытие неевклидовых геометрий, наряду с доказательством материальности электромагнитного поля, создали предпосылки для коренного изменения представлений о пространстве и времени. С открытием поля, по словам Эйнштейна, стала возможной победа над ньютоновским абсолютным пространством, поскольку не стало отграниченных друг от друга предметов. Все оказалось заполненным материей, и не стало пустоты. Следующим важным моментом в развитии физики было установление в 1881 году американским физиком Альбертом Майкельсоном независимости скорости света относительно движущихся тел. В физике возникло противоречие между законами классической физики и новыми открытиями. Разрешение этого противоречия было осуществлено А. Эйнштейном. Сегодня уже нет нужды расшифровывать аббревиатуру ОТО. Все, кто так или иначе знаком с неклассической физикой, знают, что это общая теория относительности. В 1905 году была создана специальная теория относительности (СТО), а десятью годами позже ОТО, которые изменили представление о пространстве и времени, о материи и движении, о гравитации. Принципиально новым в теории Эйнштейна является утверждение относительности и пространства и времени, рассматриваемых в отдельности. Существенно иным стало понимание смысла одновременности двух событий. С точки зрения специальной теории относительности (СТО), два события, одновременные в одной инерциальной системе отсчета, будут неодновременными в другой системе, движущейся относительно первой. Мы можем с уверенностью говорить об одновременности двух событий лишь в том случае, если они произошли в одном и том же месте. Утрата абсолютности одновременности означает, что не может быть единого времени в различных системах отсчета. В каждой такой системе имеется «собственное» время. Длина также стала относительной. В самом деле, что такое измерить длину какого-либо отрезка? Это значит одновременно зафиксировать его начало и конец. Однако, поскольку понятие одновременности утратило свой абсолютный смысл, в различных системах отсчета длина отрезка будет различной. Причëм установлено, что длина отрезка будет сокращаться в направлении движения, а промежутки времени увеличиваться, т.е. течение времени должно замедляться. Возникает вопрос: реальны ли подобные релятивистские эффекты? Теория относительности утверждает их реальность. Причем дело не в том, что каждый отрезок в разных системах действительно короче другого. Просто наблюдатели в каждой системе отсчета при измерении найдут, что отрезок в другой системе короче отрезка в их системе (например, каждому из двух одного роста людей, стоящих по разные стороны двояковогнутой линзы, другой будет казаться меньше, хотя это не значит, что каждый из них меньше другого). Реальной же причиной изменений будет взаимное относительное движение тел. Таким образом, о длине тела, в отличие от классической физики, можно говорить лишь в отношении его к той или иной системе отсчëта. То же самое относится и к временным промежуткам. Аналогией этому является то, что мы не можем говорить о скорости тела вообще, безотносительно к какой-либо системе, ибо не существует скорости тела самой по себе. Также лишены смысла понятия «верх» и «низ», «правое» и «левое», если не указано, относительно чего устанавливается ориентировка в пространстве.
Развитие представлений о пространстве и времени показало, что как таковые пространство и время раздельно не существуют. Они являются сторонами единой сущности четырехмерного «пространства-времени». Окружающий мир это мир событий, которые характеризуются местом и временем. СТО, показав относительность пространства и времени, ввела новый абсолют. Таким абсолютом является четырехмерное «пространство-время», где три координаты пространственные, а четвертая временная. В целом философское значение специальной теории относительности состоит в том, что она открыла неразрывную связь, единство пространства и времени, движения и материи, то есть всех атрибутов бытия мира. В отличие от теории гравитации Ньютона, теория Эйнштейна претендует на теорию пространства-времени, то есть на теорию Вселенной в целом28.
|