РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ТЕОРИЯ СВОБОДОМЫСЛИЯ

электронное учебно-методическое пособие

На главную
Об авторах
Содержание
Отправить сообщение
Форум
Чат

Тема 4. Современные нетрадиционные культы

Нетрадиционные культы как религиозные явления
Новые религиозные образования в России
Литература по теме

Нетрадиционные культы как религиозные явления

Данная тема предлагается для изучения, прежде всего потому, что число новых религиозных движений быстро растет не только во всем мире, но и конкретно в России. Практически каждый из нас в той или иной мере сталкивается с ними в повседневной жизни. Как нам относиться к ним? Это далеко не праздный вопрос не только для тех, кто ищет свой путь, но и для тех, кто уже сделал свой выбор. Объективная и достоверная информация о нетрадиционных современных религиозных движениях (культах) - это первый шаг к выработке нашего отношения к этому явлению.

"Нетрадиционные культы", "религии Нового века", "альтернативные культы", "молодежные религии" - так обозначают ряд религиозных явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е годы XX в. Социально-психологическим фактором появления и развития этих культов стало разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни. Лидеры "новых" движений обличают пороки "греховного" мира, рекламируют себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев высшей мудрости и морали.

Последователями нетрадиционных культов становится преимущественно молодежь из среднего класса, материально обеспеченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме того, "нетрадиционные культы" становятся прибежищем для людей, выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях "Нового века" обнаруживается твердая организация, жесткие нравственные и поведенческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль духовного пастыря. Культ в этих общинах преимущественно коллективный, используются психотехнологии и психотерапия. Организации религий "Нового века" действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах мира.

Все многообразие культов можно условно разделить на несколько групп.

  1. Неоориенталистские культы (т.е. культы, дающие новые ориентиры): "Общество Сознания Кришны", "Миссия божественного света", "Трансцендентальная медитация" и т.д. Эти культы ведут родословную с Востока, чаще всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Такие культы предлагают мистический путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке божественного начала. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с природой. Процесс медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточение) включает произнесение мантр - специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. На первый план здесь выступают следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет гуру (учителя).
  2. Неохристианские объединения - это "Церковь объединения", "Семья Детей Бога" и др. Для этого типа культов характерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.
  3. Сайентологическое направление образуют "Церковь Сайентологии", "космические религии" и т.п.
  4. Новая магия, спиритизм. Здесь большой авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов и гадателей.
  5. "Сатанинские группы". Сатанизм пришел из древнего Ирака, его советы содержатся в Синей книге. Сатанистские культы возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, сатаной и т.д. "Общество Сатаны", например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства.

Необходимо напомнить, что деление между группами культов (первых четырех) весьма условно.

Новые религиозные образования в России

В России новые религиозные образования появляются в середине 80-х годов. К факторам, благоприятствующим их распространению, следует отнести:

  1. глубокий кризис, а затем и распад существовавшей экономической и идеологической системы;
  2. падение уровня жизни, рост безработицы, инфляции, преступности и т.д.;
  3. вспышки межрегиональных конфликтов;
  4. утрату авторитета светских идеологий и политических партий.

В этих условиях большинство возникающих в России религиозных новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира "здесь и сейчас". В них можно найти обещание не только приобщить население России к истинной вере, но и способствовать материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым.

Многие обращаются к нетрадиционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен душевный покой и стабильность. Их привлекают внутригрупповая атмосфера, гуманные отношения друг к другу, человечеству, природе. Появлению и закреплению позиций новых религиозных культов благоприятствует также признание государством и церковью права на существование религиозных объединений различного типа.

Действующие в России новые религиозные течения различаются по месту зарождения. Некоторые из них (если не большинство) возникают за пределами России и "импортируются" к нам из-за рубежа. Религиозные новообразования такого типа появляются и получают распространение в результате усилий иностранных миссионеров. К их числу относятся: Церковь объединения, Саентологическая церковь, АУМ Синрике, Свидетели Иеговы и т.д.

К нетрадиционным культам, имеющим российское происхождение, принадлежат: Богородичный центр, Великое Белое Братство, Церковь Последнего Завета, последователи учения Порфирия Иванова. Рассмотрим деятельность новых религиозных движений на примере Церкви Последнего Завета.

Церковь Последнего Завета - это новое религиозное движение «отечественного» происхождения. Ее основателем является Сергей Анатольевич Тороп (1961 г. рождения), проживавший в городе Минусинске (Красноярский край). В 1990 г. ему открываются события двухтысячной давности. Он принимает духовное имя Виссарион (дающий жизнь) и провозглашает создание "общины единой веры" (с октября 1995 г. - "Церковь Последнего Завета").

Источник вероучения - Священное писание и Последний Завет, написанный Виссарионом и содержащий 61 заповедь и множество наставлений. В Церкви Последнего Завета не отвергаются таинства и обряды православия, однако, они существенно изменяются. Соблюдается только крещение и венчание. Наиболее почитаемый обряд - священный круг. Он совершается соединением рук, знаменующим воссоединение с Богом и готовность очистить Землю от нравственной и мыслительной грязи. Главным праздником является Рождество Христово, отмечаемое 14 января - в день рождения Виссариона.

Во второй половине 1994 г. Виссарион известил людей планеты о создании на юге Красноярского края заповедной зоны - образца новых отношений к природе, организации сельскохозяйственного и художественных промыслов. Вблизи от озера Тибиркуль началось строительство "Нового Иерусалима". По призыву Виссариона сюда переселились свыше 2 тысяч человек. Главным образом - жители крупных промышленных и культурных центров, представители творческих профессий, врачи, учителя.

В 1992-1993 гг. в обществе наметилось противодействие распространению новых религиозных течений, вне зависимости от того, возникли ли они на российской почве или были "импортированы" из-за границы. Предпринимаются попытки законодательного ограничения деятельности ряда религиозных новообразований, как противоречащих культурным и историческим традициям народов России. С осуждением новых религиозных движений выступает и Русская православная церковь, что нашло отражение в определении Архиерейского Собора "О псевдохристианских сектах и оккультизме" (декабрь 1994 г.). В ряде городов России образованы объединения родителей, обвиняющих нетрадиционные религии в использовании гипноза, психотропных средств, в разрушении семей.

Литература по теме

  1. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000 (1998), гл. XI.
  2. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.


 
<
 
Наверх
 
>

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2004
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2004