Отечественная история

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 2. XX век: выбор моделей общественного развития
Тема 2.4. Советский Союз в условиях «холодной войны»

2.4.2. Основные тенденции социально-экономического
и политического развития страны в 50-е –
первой половине 80-х годов XX века

2.4.2.1. СССР в период хрущевской «оттепели» 1953-1964 гг.

Политика либерализации и модернизации социалистического общества. Еë последствия и результаты

Либерализация внешнеполитического курса страны

2.4.2.2. «Застой» в развитии Советского общества 1964-1985 гг.

Кризис политической системы

Попытки интенсификации советской экономики и ускорения решения социальных проблем в 60-е – первой половине 80-х годов

Некоторые аспекты советской внешней политики 60-80-х годов


2.4.2.1. СССР в период хрущевской «оттепели» 1953-1964 гг.

Политика либерализации и модернизации
социалистического общества. Еë последствия и результаты

Вторая половина 50-х - начало 60-х гг. были переломным этапом в развитии стран мира. Радикальные изменения внесла научно-техническая революция (НТР). Революционный скачок в развитие мира внесли открытия в области ядерной физики, квантовой механики, кибернетики, микробиологии, биохимии и других науках. На основе научных открытий стало возможным качественное преобразование производительных сил, постепенный переход от машинного к комплексно-автоматизированному производству.

В области общественно-политической жизни появляются теории, которые представляли эволюцию общества в новых условиях. Американские социологи У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт выдвигают новую модель для западных стран - "Новое индустриальное общество", которое постепенно перерастает в "постиндустриальное". В основе экономики данного общества будут производственная сфера, сфера услуг, управление обществом перейдет к ученым, будет обеспечено всеобщее благосостояние.

В современном обществе западных стран эта модель общественного развития получила вариант либерально-демократического развития. Реформы и преобразования западных обществ на основе научно-технической революции значительно увеличивали возможности общественного производства, его автоматизации и компьютеризации производства и управления производственными процессами, овладение новыми источниками энергии, освоение космоса, развитии химии, биотехнологии, создание искусственных материалов. В общественно-политической жизни шел процесс дальнейшего развития представительной демократии и ее учреждений. Возросшая социальная и политическая активность масс также содействовала расширению демократических завоеваний и прав населения, в том числе трудящихся, побуждала господствующие классы к социальным уступкам.

На фоне глубоких изменений современных западных государств появилась потребность в эволюции и Советского Союза. К середине 50-х гг. политическая и экономическая система, созданная И. Сталиным в 30-е гг., исчерпала свои возможности, породила серьезные экономические трудности, социально-политическую напряженность в обществе. Причиной кризиса тоталитарного общества была, прежде всего, низкая эффективность работы партийно-государственного аппарата. Созданные коммунистами органы управления были далеки от совершенства, отличались неповоротливостью, громоздкостью. Огромная армия чиновников была непригодна для осуществления многих элементарных государственных функций. Тоталитаризм наделял государство несвойственными ему функциями, и государство попросту не справлялось с ними.

Особое место в государственном управлении занимал многолюдный слой партийных чиновников, получивших в годы сталинизма немало привилегий. Слой партийной номенклатуры значительно расширился после войны за счет фронтовиков. Они обрели немалый опыт и авторитет как непосредственные организаторы борьбы народа против фашистской агрессии. К тому же номенклатура успела за послевоенные годы обрасти взаимопроникающими связями, которые цементировали этот слой, поддерживали его внутреннюю устойчивость и солидарность. На первое место в нем выдвинулись секретари ЦК республиканских компартий, обкомов и крайкомов. Их удельный вес в ЦК ВКП(б) поднялся с 20% в 1939 г. до 50% в 1952 г. Они требовали большей самостоятельности в решении местных дел и, главное, личной безопасности. Партийная номенклатура не была заинтересована в очередной волне репрессий даже во имя сохранения тоталитарного режима. Сословные привилегии сделались для большинства чиновников важнее, чем абстрактные коммунистические идеалы. Среди партийной бюрократии зрело желание осуществить изменения в общественном развитии.

Стремление партийной номенклатуры к реформированию режима питали также события, которые развернулись сразу после смерти И. Сталина и грозили выйти из-под контроля: восстания в концлагерях, массовые антикоммунистические и антисоветские выступления в ГДР и Чехословакии, брожение в других странах восточной Европы.

Нарастанию кризисных явлений в тоталитарном обществе способствовали постоянные экономические трудности. Они были порождены огосударствлением хозяйства, использованием принудительного труда и энтузиазма населения. Колхозники, узники лагерей и завербованные на "стройки-пятилетки" были дармовой силой, труд их был малопроизводительным из-за отсутствия материальной заинтересованности. Скромные потребности населения позволяли избежать экономической катастрофы, но необходимость хозяйственных преобразований была очевидной.

И, наконец, следует сказать о кризисе тоталитарной идеологии, которая обрела свою популярность в годы первой мировой и гражданской войн. Тоталитаризм не в состоянии долго поддерживать в обществе слепую веру в неисторический идеал, осуществление которого все время отодвигается отдаленное будущее. Нужны были представления о перспективах развития общества.

Став Первым секретарем ЦК КПСС в сентябре 1953 г., Н.С. Хрущев значительно обновил партийные кадры в центральном аппарате и на региональном уровне. Новыми членами высшего партийного руководства - Президиума ЦК - стали А.И. Кириченко и А.М. Суслов, а секретарями ЦК - А.Б. Аристов, Н.И. Беляев, Д.Г. Шепилов. Центр стал все явственнее перемещаться в Секретариат ЦК КПСС во главе с Н. Хрущевым. В новых условиях Н. Хрущев хотел освободиться в высшем партийном эшелоне власти от тех, кто долгие годы работал с И. Сталиным. Последний акт верхушечной борьбы пришелся на лето 1957 г., когда из партийно-государственного руководства была выведена "антипартийная" (то есть "антихрущевская") группа политиков - Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, В.М. Молотов и др.

Поддержанный номенклатурой, новый советский лидер обладал недюжинным умом и большой хитростью, тонким знанием законов аппаратной борьбы. Он сумел довольно быстро подмять под себя верхние эшелоны партийной бюрократии и получил простор для проявления собственной инициативы. Н. Хрущев избрал путь умеренной либерализации. Были определены пределы в либерализации общества: реформы должны были подтолкнуть развитие производства, особенно в разоренном аграрном секторе экономики; снять явное перенапряжение и усталость общества от искусственно подстегиваемой "мобилизационной готовности" и отражения происков все новых "внутренних и внешних врагов"; в корне реорганизовать изжившую себя и превратившуюся в пороховую бочку систему ГУЛАГа, наконец, несколько улучшить жизнь простых людей.

В числе первых решений новой администрации была прекращена практика массовых репрессий. 4 апреля 1953 г. прошла реабилитация по "делу врачей". С лета 1953 г. началась массовая реабилитация коммунистов, привлеченных к ответственности в 30-е - начало 50-х гг. Были закрыты все женские лагеря. В 1954 г. реабилитированы жертвы "ленинградского дела". Всего с начала 1954 г. до начала 1956 г. Военной коллегией Верховного Суда СССР были реабилитированы 7679 человек, многие из которых - посмертно.

В сентябре 1953 г. были ликвидированы Особое совещание при МВД СССР и другие чрезвычайные внесудебные органы ("тройки"). В марте 1954 г. на новой основе, с новыми задачами был организован Комитет Государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. Восстановлен в правах и усилен прокурорский надзор, приняты меры по укреплению судебных органов. Отдана под суд за фабрикацию фальшивых "дел" часть руководителей карательных органов.

В период деятельности Н. Хрущева произошел ряд изменений в законодательстве. Осуждены сталинские положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, теория Вышинского о "презумпции виновности", о том, что государство обязано доказывать вину обвиняемого, а его дело доказать свою невиновность. Наконец, из уголовного кодекса убрана пресловутая 58 статья об ответственности за политические преступления. Был сделан шаг по направлению к правовому государству.

В апреле 1956 г. правительство полностью отменило антирабочие законы предвоенной поры, частично смягченные в начале 50-х гг. В 1956-1957 гг. были сняты политические обвинения с репрессированных народов и восстановлена их государственность (кроме немцев Поволжья и крымских татар, - с них политические обвинения сняты соответственно в 1964 и 1967 гг., собственную государственность они не обрели и по сию пору). В1957 г. была восстановлена автономия балкарцев, чечен, ингушей, калмыков, карачаевцев. Проведена децентрализация управления - значительно расширены права союзных республик, активизировалась деятельность профсоюзов, комсомола, других общественных организаций.

В основе работы по реабилитации лежали не только личное мужество постсталинского руководства, сколько трезвый политический расчет - критика некоего "культа личности", без указания самой этой личности, создавала предпосылки для компрометации не только тех лидеров, которые состояли у власти в 30-40 гг. но и самого политического режима. Критика сталинских преступлений должна была исходить от высшего партийного руководства. Кроме того, изменилась международная обстановка, требовалось улучшить имидж страны.

Именно эти причины и объясняют выступление Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС (февраль 1956 г.) с секретным докладом, разоблачающим "культ личности Сталина". В нем приводились многочисленные примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались, в основном, лишь с деятельностью конкретных личностей. Доклад не только не ставил вопрос о существовании самой тоталитарной системы, но и создавал иллюзию о том, что достаточно лишь осудить эти извращения и искоренить их, и путь к коммунизму будет открыт.

Доклад Н. Хрущева не был опубликован, а лишь зачитывался на партийных и комсомольских собраниях с соответствующими комментариями идеологических работников. Критика "культа личности" Сталина, по идее ее инициаторов, с самого начала должна была иметь определенные рамки, обозначенные в опубликованном постановлении ЦК "О преодолении культа личности и его последствий" от 30 июня 1956 г. В нем в качестве причин репрессий указывались негативные личные качества И. Сталина, о которых в свое время писал еще В.И. Ленин, а также сложная обстановка 30-х гг., вызвавшая неизбежные ограничения демократии, создавшая условия для проявления этих качеств. Вместе с тем правильность политического курса И. Сталина не подвергалось сомнению, подчеркивалось, что "культ личности" не изменил и не мог изменить демократической природы социалистического строя. Вся вина за ошибки прошлого возлагалась на И. Сталина.

Из заметных решений, затрагивающих политическую систему общества, наиболее радикальные шаги Н. Хрущев предпринял в перестройке самой правящей партии. На ХХІІ съезде КПСС (октябрь1961 г.) впервые в Устав были внесены положения: о возможности проведения внутрипартийных дискуссий; о ротации партийных кадров в центре и на местах; о предоставлении больших прав местным партийным органам; о недопустимости подмены партийными организациями государственных структур и общественных формирований. На съезде был особо подчеркнут пункт о выдвижении руководящих кадров исключительно на основе их деловых качеств. Подчеркивалась необходимость того чтобы "аппарат партийных органов сокращался, а ряды партийного актива увеличивались". Все эти меры, в случае их реализации, во многом способствовали бы изменению облика ведущей политической силы общества, повышению ее открытости, деловитости в рамках сохраняющейся незыблемой политической системы. Тем не менее они не затрагивали самих основ и принципов существования КПСС. Н. Хрущев, оставаясь руководителем тоталитарного режима, подавлял оппозицию и внутри СССР, и в странах Восточной Европы. Плюрализма не допускалось ни в партии, ни в обществе. Требовалось абсолютная лояльность к власти. В1956 г. было оказано давление на Польшу, в которой правительство пыталось пойти по пути реформ. В этом же году советские войска потопили в крови венгерскую антикоммунистическую революцию.

Стремясь преодолеть обозначившийся в массах кризис доверия к КПСС, партийные идеологи подготовили очередную "программу великих свершений", обещавшую полное изобилие материальных духовных благ не где-то в отделенной перспективе, а уже "нынешнему поколению советских людей". ХХІ съезд КПСС (1957 г.) сделал вывод, что социализм в СССР одержал "полную и окончательную победу" и страна вступила в период "развернутого строительства коммунизма". Развивая эту идею, ХХІІ съезд КПСС (1961 г.) принял третью программу партии, где детально расписывались задачи по построению в основных чертах коммунистического общества к 1980 г. Замысел программы был грандиозен. Показатели темпов развития народного хозяйства страны были впечатляющими. Но они были совершенно оторваны от реальных возможностей СССР. В программных установках отразилась классическая тенденция, порожденная сталинизмом - эксплуатировать энтузиазм масс для решения новых задач. И действительно, "светлые идеалы коммунизма" вызвали последний, в советской истории всплеск искреннего энтузиазма широких слоев народа. Это нашло отражение в многочисленных трудовых починах, молодежных стройках по комсомольским путевкам, в массовом движении "бригад коммунистического труда", в других идущих снизу формах соцсоревнования.

В центре практической деятельности нового руководства находились вопросы экономического развития страны. По решению сентябрьского(1953 г.) пленума ЦК КПСС были проведены неотложные меры по подъему сельского хозяйства, в 3-6 раз повышены закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, в 2,5 раза снижены налоги с колхозников, усилено финансирование аграрного сектора, укреплены его материально-техническая база и кадровый потенциал. С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель. В оборот было введено 42 млн. га пашни, где выращивалось к концу десятилетия до 40% всех зерновых.

Наметился поворот и в промышленной политике государства. Было обращено внимание на отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с западом. Июльский (1955 г.) пленум ЦК КПСС осудил как ошибочную "теорию об отсутствии морального износа техники в условиях социализма", получившую широкое хождение в сталинский период, и подчеркнул, что главная линия в развитии промышленности - это "всемирное повышение технического уровня производства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации". Благодаря сверхконцентрации материальных средств и человеческих усилий на отдельных направлениях удалось добиться впечатляющих успехов. В 1954 г. была построена первая АЭС. Появилась новая отрасль - нефтехимия - шаг к созданию безотходного производства. Освоен выпуск искусственных материалов с заданными свойствами. Появились новые виды транспорта: атомный ледокол, реактивные самолеты, началась электрификация железных дорог.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному экстенсивному пути. Все принимавшиеся меры носили характер государственных мобилизационных программ и никак не затрагивали самого хозяйственного механизма. Нарастали структурные диспропорции: если в 1940 г. удельный вес выпуска средств производства (группа А) составлял 61,2%, то в 1960 г. он поднялся до 72,5% при соответствующем снижении доли производства предметов потребления (группа Б). Во многом это определялось отказом от предлагаемого Г.М. Маленковым курса на приоритетное развитие группы Б, который Н. Хрущев в 1955 г. заклеймил как "отрыжку правого уклона".

Характерной чертой экономической политики того периода стало активное проведение всякого рода административных реорганизаций. В них Н. Хрущев усматривал не менее важный, чем НТР, рычаг подъема общественного производства.

В 1957 г. Н. Хрущев начал децентрализацию планирования и управления экономикой. Были упразднены отраслевые министерства и созданы территориальные органы управления-Советы народного хозяйства (совнархозы). Авторам этих решений казалось, что таким образом будет решена задача максимального использования имеющихся на местах ресурсов благодаря разрушению ведомственных границ. Однако реформа не затронула основ существовавшего хозяйственного механизма, породив массу новых проблем. Местные интересы мгновенно превысили, стали преобладать. Обнаружилась тенденция к замкнутости региональной экономики, потери межрегиональных связей. Усилилась жестокость административного регламентирования деятельности предприятий теперь уже на уровне региона. Реформа не предусмотрела идеологическую, юридическую и фактическую реабилитацию товарно-денежных отношений, которые являются основой демократизации экономики.

1957-1959 гг. были отмечены серией административных реформ и "компаний", призванных улучшить функционирование сельского хозяйства. Первая реформа заключалась в ликвидации МТС и передаче техники в собственность колхозов, что предполагало ее лучшие использование. Вместе с тем реформа навязала всем колхозам немедленный выкуп парка МТС. Это поглотило финансовые ресурсы колхозов, сделав их должниками государства.

Вторая реформа заключалась в новом укреплении колхоза, а также в преобразовании колхозов в совхозы. Ставилась цель - начать подлинную индустриализацию сельского хозяйства, создать агрогорода. Но эти преобразования требовали крупных капиталовложений, которых не было, ни в колхозах, ни у государства. Волна новых преобразований обрушились на личные подсобные хозяйства. Крестьян заставляли продавать колхозам скот, уменьшали приусадебные участки.

В 1959 г. на ХХІ съезде КПСС Н. Хрущев поставил задачу в кратчайший срок "догнать и перегнать ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения" для увеличения производства мяса. Первый секретарь Рязанского обкома А. Ларионов выступил с амбициозным заявлением, пообещав за один год утроить государственные заготовки мяса в области. "Инициатива" рязанцев широко пропагандировалась печатью. Рязанская область еще не успела приступить к реализации своей грандиозной программы, как в феврале 1959 г. уже получила орден Ленина, а сам Ларионов стал Героем Социалистического Труда. Чтобы сдержать обещание, обком партии распорядился забить весь приплод 1959 г., а также большую часть молочного стада. Но и этого количества мяса оказалось недостаточно. Организовали закупки скота в соседних областях. Хотя "мясной налог" был выполнен, но нанес неповторимый удар по области. Поголовье скота уменьшилось на 65 %, падение производства зерна составило 50%.

Подобные авантюристические кампании проводились и в 1960-1962 гг.: "кукурузная кампания", ликвидация приусадебных участков, так называемых "неперспективных деревень". В марте 1962 г. была перестроена система управления сельским хозяйством. В районах появились колхозно-совхозные управления, в областях и республиках - аналогичные комитеты. Скоро очередь дошла и до самой партии. В сельских районах парткомы были упразднены, а в областях разделены по производственному принципу: на промышленные и сельскохозяйственные.

"Административная лихорадка" шла по нарастающей, в то время как темпы экономического развития страны снижались. В 5-ю пятилетку (1951-1955 гг.) промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное - на 20,5%; в 1956-1960 гг. соответственно на 64,3% и 30%; в 1961-1965 гг. - на 51% и 11%.Плановые задания систематически срывались.

Ситуация, складывавшаяся в экономике, напрямую проецировалась на социальную политику хрущевской администрации. В начале, середине 50-х гг. был разработан целый пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенсиях, отменены все виды платы за обучение. Шло массовое строительство жилья. За 1956-1960 гг. новоселье справило почти 54 млн. человек, или четверть населения страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.

Но уже на рубеже 50-60-х гг. явственно обозначалась попытка правительства переложить все углубляющиеся трудности в экономике на плечи трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а розничные цены на продовольствие с мая 1962 г. примерно на столько же возросли. Резко ухудшилось снабжение городов, что вызвало взрыв народного возмущения. Так, в Новочеркасске летом 1962 г. против демонстрации рабочих была применена вооруженная сила, приведшая к человеческим жертвам. С начала 60-х гг. СССР начал покупать зерно за границей.

Итак, хрущевская либерализация в общественной и экономической жизни не завершилась. Одна из причин - старый тип политического мышления у Н. Хрущева и его сподвижников. Они были твердо убеждены в преимуществах социалистической системы и таких ее основ, как монопольное положение государственной собственности в экономике и компартии в политике. Поэтому даже робкие, непоследовательные меры по реформированию государственного социализма вызывали тревогу. Против реформ активно выступал партийный аппарат, чья власть заколебалась с введением системы ротаций партийных кадров. К ним присоединился центральный государственный аппарат, влияние которого заметно ослабло с упразднением отраслевых министерств. Но самое главное заключалось в том, что реформы конца 50-х - начала 60-х гг. проводились в условиях отсутствия фактической демократии в обществе и развития процессов демократизации.

Первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. Эти годы оцениваются как начало "оттепели" (по образному выражению И. Эренбурга), наступившей после долгой сталинской зимы. Начался процесс расконсервации общества - Советский Союз становился все более открытым для мира, учащались культурные международные контакты. В 1957 г. в Москве был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов.

"Оттепель" отразилась, прежде всего, на литературе. Возникли новые журналы: "Юность", "Молодая гвардия", "Москва", "Наш современник". Усилились позиции демократически настроенной интеллигенции. Особую роль сыграл журнал "Новый мир", возглавляемый А. Твардовским. Именно здесь была опубликована повесть А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", приподнявшая завесу молчания над историей ГУЛАГа. Проблема разоблачения сталинизма была поднята М. Дудинцевым в романе "Не хлебом единым", А. Твардовским - поэмой "За далью - даль" и др. Начали публиковаться молодые поэты: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский, чьи стихи впоследствии завоевали большую известность.

Активизировалась деятельность театральных режиссеров: А. Лобанова - в Ленинградском театре комедии; О. Ефремова - в Московском театре им. Ермоловой. О. Ефремов организовал студию молодых актеров, ставшую впоследствии театром "Современник". После XX съезда начался подъем в кинематографическом искусстве. Был создан ряд выдающихся фильмов, вошедших в сокровищницу мирового киноискусства: "Летят журавли", "Тихий Дон", "Сорок первый", "Весна на Заречной улице" и др.

В мире литературе и искусства реабилитированы ряд имен: Ю. Тынянов, М. Булгаков, И. Бебель. Однако принципиальный подход к культуре не изменился. Общественные науки, литература, искусство по-прежнему должны были быть проводниками идеологического курса партии, опираться на "партийность", классовый подход, социалистический реализм. КПСС четко обозначала допустимые границы критического осмысления прошлого и настоящего. В ответ на призывы общественности отменить позорные постановления ЦК по идеологическим вопросам (1946-1948 гг.) было категорически заявлено, что они "сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма" и в своем "основном содержании сохраняют актуальное значение". В начале 60-х гг. "оттепель" явно пошла на убыль. Систематически разносной критике за "идеологическую сомнительность", "недооценки руководящей роли партии", "ревизионистские настроения и формализм" подверглись писатели и поэты (А. Солженицын, Ю. Гроссман, Д. Гранин, В. Дудинцев, А. Вознесенский), режиссеры (М. Хуциев и др.), ученые-гуманитарии. Пределы "десталинизации" ярче всего показало "дело Пастернака". В 1955 г. Б. Пастернак написал роман "Доктор Живаго". Советские литературные журналы сочли роман непригодным к публикации. Роман вышел за границей и был удостоен Нобелевской премии. Это вызвало недовольство властей. Б. Пастернака заставили отказаться от премии, он был исключен из Союза писателей.

Личная неуравновешенность Н. Хрущева, сочетающаяся с его слабым пониманием специфических вопросов культуры, приводила к эксцессам, сильно снижавшим его авторитет. Так случилось во время осмотра выставки московских художников (1962 г.), где Н. Хрущев резко критиковал абстракционистов и формалистов.

В конце 50-х гг. были приняты решения по проблемам развития системы народного образования. Старая образовательная система действительно нуждалась в обновлении. Нужно было учитывать перспективы развития науки и техники, новые технологии. Однако такое направление в образовании противоречило официальному курсу на экстенсивное развитие экономики. Стране необходимы были все новые и новые отряды рабочих для освоения тысяч строящихся предприятий. В 1958 г. был принят Закон "О новой структуре школьного образования". Согласно ему вместо семилетки и полного десятилетнего образования вводилась система восьмилетнего обучения, после которого выпускники в обязательном порядке должны были отработать три года на производстве. Для желающих продолжать обучение в вузе вводился обязательный производственный стаж. "Политехнизация" школы не удалась, так как не было средств для создания материальной базы обучения. В августе 1964 г. было принято дополнительное решение об установлении в средней школе двухлетнего срока обучения на базе восьмилетки. Полная средняя общеобразовательная школа вновь стала десятилетней. Кроме того, был создан еще один новый тип школы - профессиональное техническое училище вместо "трудовых резервов", военизированных училищ, созданных перед войной.

"Оттепель" сказалась и на развитии науки, особенно гуманитарных дисциплин. Усилился интерес к истории. На страницах научных изданий развернулись многочисленные дискуссии. Но и здесь существовал определенный предел дозволенности.

Передовые позиции в мире Советский Союз занимал в фундаментальных исследованиях, особенно в области математики, физики, освоении космоса. К середине 50-х гг. в СССР была осуществлена реакция термоядерного синтеза, что открыло громадные перспективы перед наукой. Она же была использована и для создания водородной бомбы.

4 октября 1957 г. СССР произвел запуск в космос первого искусственного спутника земли. А 12 апреля 1961 г. поднялся в космос первый гражданин Земли - Ю.А. Гагарин. Преобразования в духовной жизни общества в 1953-1964 гг. были, безусловно, значительны. Они дали толчок духовному обновлению народа, очищению его от сталинского наследия. Перемены эти далеко не всегда были зримыми. Но они готовили почву для тех, кто в последующем открыто выступил против тоталитарного режима и способствовал его падению.

Либерализация внешнеполитического курса страны

Смена высшего руководства сопровождалась зарождением на разных уровнях общества тенденции к освобождению от догматов, господствовавших в годы правления Сталина, к более объективному анализу ситуации внутри страны, а также роли и места СССР в мировом сообществе. Выступая с докладом на XX съезде, Н. Хрущев фактически подверг ревизии сталинскую теоретическую схему, согласно которой, пока существует капитализм, - новая мировая война неизбежна. Поэтому единственный путь устранения неизбежности войны лежал через уничтожение капитализма, и в этой связи борьба за всемерное продвижение дела "мировой революции" и расширение рамок социализма считалась более важной задачей, чем борьба за мир. Новый руководитель выдвинул концепцию "о длительном мирном существовании". Ее основные положения сводились к следующему.

  • Общий кризис капитализма не означает полного застоя, приостановки производства и технического прогресса в капиталистических странах. Поэтому "нам надо внимательно следить за экономикой капитализма, не воспринимать упрощенно ленинское положение о загнивании империализма, - говорил Н. Хрущев, - а изучать все лучшее, что дают наука и техника в странах капитализма, с тем, чтобы использовать достижения мирового технического прогресса в интересах социализма".
  • Мирное сосуществование - не тактический ход, а основной принцип советской внешней политики. Разумеется, среди коммунистов нет приверженцев капитализма. Но Советский Союз не намерен ниспровергать капитализм в других странах с помощью "экспорта" революции. По словам Н. Хрущева, уверенность коммунистов в конечной победе их учения и социалистического строя во всемирном масштабе основана на том, что "социалистический способ производства имеет решающие преимущества перед капиталистическим". Хрущев решительно заявил на XX съезде: "Мы полагаем, что страны с разными социальными системами не просто могут существовать рядом друг с другом, надо идти дальше, к улучшению отношений, к укреплению доверия между ними, к сотрудничеству".

Данная концепция основывалась на новой общей оценке ситуации в мире в 50-е гг. Ее авторы считали, что после второй мировой войны расстановка сил в мире сложилась в пользу СССР и стран социализма, на стороне которых выступали и народы колониальных стран, и рабочий класс западных держав. Исходя из этого, а также учитывая наличие термоядерного оружия в руках США и СССР, Н. Хрущев и его окружение не только признавали мирное существование, но и считали его основой межгосударственных отношений в послевоенном мире.

Оценивая новые подходы Хрущева во внешней политике, можно говорить только об "оттепели" во внешней политике, но не более того. Мирное сосуществование рассматривалось "как специфическая форма классовой борьбы на мировой арене". Москва по-прежнему применяла, прежде всего, методы сильного давления. Советскую внешнюю политику хрущевского периода характеризовала непоследовательность, зигзагообразность. Так, смягчение международных отношений произошло в 50-е годы:

  • подписаны договора с Австрией (1955),
  • установлены дипломатические отношения с ФРГ (1956),
  • нормализованы отношений с Югославией (1954-1955), установлены дипломатические отношения с Японией (1956 г.),
  • улучшились советско-турецкие и советско-иранские отношения,
  • активизировались отношения Советского Союза с целым рядом стран "третьего мира" - с Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др.,
  • внесены предложения СССР в ООН и ее органах по разоружению (1954-1957 гг.) и др.

Однако действия советского руководства на международной арене далеко не всегда проходили в русле этих идей. Зачастую его внешнеполитические акции носили явно пропагандистский характер. Многое объяснялось и взаимным недоверием лидеров СССР и западных стран, отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием. Кроме того, внешняя политика, как западных держав, так и СССР велась с позиции силы. В мае 1955 г. была создана в противовес НАТО организация Варшавского Договора. В 1957 г. СССР первым успешно испытал межконтинентальную баллистическую ракету и вывел на орбиту Земли искусственный спутник, что впервые подвергало территорию США опасности ядерного удара. СССР в одностороннем порядке провел серию сокращений численности Вооруженных Сил (с 5,8 млн. чел. в 1955 г. до 2,5 млн. в 1960 г.) и объявил мораторий на ядерные испытания. Но это не внесло принципиальных изменений в обстановку "холодной войны", поскольку и на Западе, и у нас продолжали наращивать и совершенствовать вооружение. В частности, в СССР происходило оснащение армии и флота межконтинентальными ракетами с ядерными боеголовками, атомными подлодками и т.п.

Приверженность классовому подходу во внешней политике проявлялась в конкретных делах: в 1956 г. - подавление народного восстания в Венгрии, в 1961 г. - возведение "Берлинской стены" в Европе. Самым острым оказался Карибский кризис 1962 г., когда по решению Советского руководства на Кубе были размещены 42 ядерные ракеты средней дальности. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь благодаря своевременно достигнутому секретному компромиссу между президентом США Кеннеди и Хрущевым, по которому советские ракеты были выведены с Кубы взамен на обещания США отказаться от агрессии против этой страны и демонтировать американские ядерные ракеты в Турции.

После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в советско-американских отношениях и международных отношениях в целом. В августе 1963 г. был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса. В то же время Карибский кризис привел не только к падению авторитета Хрущева, но и к окончательному размежеванию внутри социалистического лагеря. Противниками разрядки, мирного сосуществования выступили лидеры Китая, КНДР, Албании, отчасти Румынии. С 1963 г. Китай стал постоянно выдвигать вопрос о территориальных претензиях к СССР.

В глобальном противостоянии Западу, СССР отводил особое место странам "третьего мира". Кризис и распад колониальных империй вели к усилению борьбы США и СССР за сферы влияния в постколониальном мире. За 1957-1964 гг. высокие руководители СССР побывали с государственными визитами или приняли в Москве лидеров более чем 30 развивающихся стран. Было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве. Стремясь направить народы этих стран если не по социалистическому, то хотя бы по "некапиталистическому" пути, советские лидеры предоставляли многочисленные льготные кредиты и безвозмездную помощь правительствам развивающихся стран, вооружали их лучшими образцами военной техники. Результатом этого явилось не только усиление регионального противостояния США и СССР, но и более тесная координация усилий западных стран в борьбе против "советской экспансии".

В целом к середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Противостоящие системы во главе с СССР и США вышли из крупных, чреватых прямой военной конфронтацией конфликтов, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков и ядерного оружия, рождения из рухнувшей колониальной системы многочисленных независимых государств. Хотя переговоры о разоружении в целом мало продвинуло мир вперед, но был сделан важный шаг в ограничении гонки ядерных вооружений, имевших также большое экологическое значение.

Итак, хрущевские реформы "сверху" в 1953-1964 гг. проводились непоследовательно и противоречиво. Однако они сумели вырвать страну из оцепенения предшествующей эпохи. Партийно-государственная номенклатура добилась укрепления своих позиций, но была недовольна беспокойным лидером. Вал административных экспромтов, кадровая чехарда угрожали едва обретенной ею стабильности. Свои основания для недовольства имелись и у других слоев населения. Недовольство реформами высказывали военные ввиду резкого сокращения вооруженных сил. Росло разочарование интеллигенции строго дозированной номенклатурной "оттепелью". Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы за "светлое будущее" при ухудшении текущей жизни.

Все это помогло партийно-государственной номенклатуре без каких-либо общественных потрясений избавиться от Н.С. Хрущева. В октябре 1964 г. на пленуме ЦК КПСС он был обвинен в "волюнтаризме и субъективизме", снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК (с 1966 г. генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров - А.Н. Косыгин.

2.4.2.2. «Застой» в развитии
Советского общества 1964-1985 гг.

Кризис политической системы

В октябре 1964 г. к власти пришло новое (в сравнении со сталинским окружением) поколение руководителей, средний возраст которых составлял 55-57 лет. Наибольший вес в новом руководстве первоначально имели секретари ЦК КПСС М.А. Суслов, А.Н. Шелепин, Ю.В. Андропов, Н.Г. Игнатов. По мере укрепления власти Л.И. Брежнева происходили и кадровые перемещения. Все большие позиции во властных структурах занимали родственники, давние соратники нового вождя или лица, выражавшие ему свою безграничную поддержку.

В лице Л.И. Брежнева и его окружения советская номенклатура (государственная, военная, хозяйственная и, наиболее влиятельная, партийная) нашла послушного проводника своей коллективной воли. Новое высшее руководство страны отказалось от реформ в общественно-политической сфере и проводило в жизнь принципиальные установки, формировавшиеся партийной номенклатурой (по подсчету западных политологов к 1970 г. ее ядро составляли не более 0,5 млн. семей).

Брежневская администрация с самого начала взяла курс на свертывание либеральных начинаний хрущевской поры. Затихает критика "культа личности", прекращается реабилитация жертв сталинских репрессий. Особенно же ожесточается идеологический партийный контроль над всеми сферами общественной жизни после событий 1968 г. в Чехословакии. Новый курс внутренней политики Л.И. Брежнева многие историки и политологи определяют как "неосталинизм". Идеологическое обеспечение этого курса основано на двух выдвинутых с партийных трибун тезисах:

  • о перманентном обострении идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем;
  • о построении в СССР развитого социалистического общества (позже дополненный тезисом о необходимости "совершенствования развитого социализма" как главной задаче на обозримое будущее).

Первый из них, созвучный сталинскому тезису 30-х гг. ("обострение классовой борьбы по мере продвижения к социализму"), был призван "обосновать" преследование всех несогласных с существующей системой как проводников "буржуазного влияния" внутри страны.

Второй должен был устранить из политического обихода хрущевский лозунг "развернутого строительства коммунизма", дать "теоретическую" базу для пропагандистских утверждений о "продвинутости" и "зрелости" советского общества по отношению к предшествующим этапам, о "коренных преимуществах развитого социализма перед загнивающим капитализмом". В основе новой концепций развитого социализма лежала идея полной, хотя и относительной однородности советского общества, отсутствие внутри него каких-либо реальных противоречий, а соответственно, предполагалось и бесконфликтное его развитие. Власти законодательно оформили эту концепцию. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, заполненная декларативными статьями о правах и свободах советских граждан.

С самых первых месяцев после прихода к власти Л. Брежнев начал реализацию нового курса. В числе первых оказались решения, обеспечивавшие интересы самой номенклатуры. В 1965 г. ликвидируется разделение партийного аппарата по производственному принципу, слишком приблизившее партократию к непосредственному управлению экономикой. В 1966 г. Президиум ЦК КПСС переименован в Политбюро, введен пост Генерального секретаря ЦК КПСС вместо должности Первого секретаря. В полном объеме продолжилась практика, когда партаппарат контролировал все, но ни за что конкретно не отвечал. Он принимал решения, давал указания, в том числе нигде не фиксируемые устные и телефонные, а за неудачу отвечали руководители отраслей, предприятий и учреждений.

Далее отменяется включенный в 1961 г. в устав КПСС пункт о ротации кадров, который обязывал при каждых выборах менять треть членов парткома от Президиума ЦК до районных комитетов. Это гарантировало стабильность положения и карьеры профессиональных партработников. В период 1965-1970 гг. руководство осуществило довольно крупную замену местных кадров, выдвинувшихся во времена Н. Хрущева, поставив вместо них опытных функционеров среднего возраста, которые впоследствии составили основной костяк всей структуры власти.

Аппарат КПСС жестко контролировал работу всех учреждений политической системы управления. В 1971 г. в Уставе КПСС было закреплено право контроля деятельности администрации не только на производстве, что было и ранее, но и в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения. Усиливался партийный контроль и за деятельностью аппарата государственных органов, министерств и ведомств. Конституция 1977 г. впервые в истории страны закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив ее в качестве "ядра политической системы".

В 1965 г. в управлении экономикой были ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. Произошел не просто возврат к прежней централизованной системе управления, но и, началось ее разрастание. Только за 1976-1983 гг. численность управленческого аппарата выросла на 3 млн. и достигла 18 млн. человек. К этому времени на каждые 6-7 человек в стране приходилось по одному "управляющему".

Все вопросы управления страной практически решались в Политбюро ЦК КПСС и аппарате ЦК КПСС. Именно сюда сходились все рычаги управления делами государства и общества. Такая же система власти была на местах. Первый секретарь крайкома единолично принимал решения. Л. Брежнев в большей степени, чем Н. Хрущев, использовал чисто аппаратные приемы в своей деятельности. Он постепенно создал послушный себе секретариат, с помощью которого проводил свою линию и решения через Политбюро. Важнейшие для страны решения, как и при Сталине, принимались узким кругом лиц. Под лозунгом "борьба за единство партии" глушилась любая точка зрения, не совпадающая с "генеральной линией", свертывалась критика и самокритика. При Л. Брежневе были негласно запрещены несогласованные выступления членов Политбюро и секретарей ЦК на Пленумах и съездах партии. Была введена практика специальных решений Секретариата на поездки членов выборных партийных органов по стране, согласование текстов официальных документов с выступлениями лидеров перед общественностью и т.д.

С конца 60-х годов начинается и с годами все более усиливается кампания по возвеличиванию самого Л. Брежнева. Однако культ требовал для своего поддерживания определенных качеств личности, высокого авторитета. У Л. Брежнева этих качеств и авторитета не было, и тогда его сподвижники выдвигали чисто внешние аксессуары: четырежды герой Советского Союза, Герой социалистического труда, Маршал Советского Союза, Орден Победы, Ленинская премия по литературе и т.д. Новый культ, хотя и содержал элементы фарса, принимал зачастую гротесковые формы, наносил нравственный ущерб обществу, порождал двуличие, плодил льстецов, карьеристов.

Постепенно правящая элита все больше замыкается в себе, переходит на режим самовоспроизводства. Заметно сокращается ее пополнение и обновление за счет партийных кадров низовых организаций КПСС. В закреплении этого курса на "стабильность кадров" сыграла большое значение установка Л. Брежнева на "доверие" к кадрам, "бережное" отношение к ним. Эта установка, закрепленная в решениях партийных съездов, обернулась практически полной бесконтрольностью. На руководящих постах годами и десятилетиями оставались люди, не справлявшиеся со своими обязанностями. В подборе кадров и на местах, и "наверху" процветали протекционизм, кумовство, выдвижение работников по принципу личной преданности. Особое значение придавалось выдвижению технических кадров, которые закрепляли административный стиль руководства.

Итог такой кадровой политики - укрепление номенклатуры. Правление Л. Брежнева стало для нее буквально "золотым веком". Руководящие кадры находились на своих должностях до 70-80 лет. Высокий уровень материального положения, система привилегий, непосредственно связанных с занимаемым постом, приводили к тому, что номенклатурные кадры были прямо заинтересованы в сохранении существовавших в обществе порядков, противодействовали любым попыткам что-либо изменить. С укреплением власти партийной номенклатуры в общественно-политической жизни наметились негативные тенденции:

  1. Монополизм партии ослаблялся. Этому способствовал углублявшийся отрыв аппарата от народа, разрыв между словом и делом, нежелание анализировать реальные явления. К 70-м годам духовное всевластие КПСС пошло вниз.
  2. Контроль партаппарата ходом дел в стране все более превращался в контроль ведомственных и местных интересов над самой партией. Обкомы, райкомы и парткомы властвовали только формально. Они полностью зависели от директоров предприятий, командиров воинских частей. С начала 70-х годов ЦК КПСС только царствовал, но не управлял, а зависел от власти ведомств.
  3. В партийной номенклатуре все большее влияние оказывали технические специалисты. В практику руководства общественной жизни входили жесткий волюнтаризм, централизм, команды сверху.

Во второй половине 60-х - начале 70-х годов консервативный неосталинистский курс выявил противоречие между властью и обществом. Его суть - противоречие между существующей политической системой и новыми потребностями и запросами стремительно выросшего в интеллектуальном и культурном отношении населения страны. Серьезным фактором в эти годы стал глубокий нравственный кризис, формирующийся по мере углубления разрыва между декларациями и лозунгами официальной пропаганды, с одной стороны, и реалиями жизни - с другой. Это вело к поляризации советского общества, создавало условия для социального противостояния правившей в стране бюрократии и "всех остальных" (такое противостояние приняло откровенную форму в конце 1980-х гг.).

Однородность общества-государства в послесталинскую эпоху разрушилась не только потому, что из тоталитарной целостности выделялись партийно-государственные и хозяйственные начальники разного ранга. Принудительное единство при И. Сталине поддерживалось в результате исключения из общества целых социальных групп и отдельных людей, наименее восприимчивых к тоталитарной идеологии. Волна реабилитации узников советских лагерей, возвращение выживших в сталинском ГУЛАГе, раскрепощение колхозников, которым Н. Хрущев разрешил свободно перемещаться по стране, - эти процессы вернули обществу насильственно отторгнутые его части. Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции режиму стало неминуемым.

По мере нарастания нравственной эрозии в обществе в нем возникали ростки "антисистемы", оформлявшиеся во всех слоях общества: в сфере интеллигенции, в рабочем классе, колхозном крестьянстве, даже в среде профессиональных партийных работников. Основная масса населения выражала свое негативное отношение к сложившейся в стране ситуации в таких пассивных и скрытых формах, как низкое качество труда, прогулы, растущий алкоголизм. По данным социологических опросов в полную силу трудились едва ли не треть работников. Остальные работали, трудились не с полной нагрузкой, хотя при другой организации производства были готовы делать больше и лучше.

В обществе усиливается социальная апатия, повсеместным становится чисто формальное, отстраненное отношение к любым официальным мероприятиям и кампаниям. Сопротивление тоталитарному режиму и ресталинизации общества были довольно сильным. По данным КГБ за 1968-1972 гг. было выявлено 3096 группировок "националистической, ревизионистской и иной антисоветской направленности" и за участие в них было "профилактировано" 13602 человека. Эти группы представляли оппозицию правящей власти и получили название диссидентов. В постановлении ЦК КПСС (1977 г.) диссидентство определялось как "вредное течение, порочащее советский государственный строй". Таким образом, ЦК КПСС придал данной оппозиции политический характер. С 1968 по 1986 гг. участники диссидентского движения постоянно преследовалось.

Правозащитное движение было закономерным результатом разложения тоталитарного общества и вместе с тем фактором, не только ускорявшим это разложение, но придававшим ему мирные формы. Непопулярность в диссидентских кругах идей насильственного, революционного свержения коммунистической диктатуры, неприятие вооруженных методов борьбы создавали предпосылки для цивилизованного, реформистского демонтажа тоталитарных структур. Перемены, произошедшие в нашем обществе во второй половине 80-хг годов были поддержаны в первую очередь именно теми слоями советского общества, которые сочувствовали правозащитникам и принимали их идеи.

После краткой "оттепели" наступает длительный период застоя в духовной жизни страны. Это особенно было контрастно с тем, что переживал западный мир. Именно в это время Ж.-П. Сартр писал о духовности как о процессе "постижения человеком абсолютной свободы". А в нашей стране идет возврат к сталинизму. В этих условиях в культуре стали формироваться два направления: официальное и неофициальное. Официальная культура была призвана обслуживать существующий режим. Примером такого искусства могут служить песня А. Пахмутовой "Малая земля", заказной портрет Брежнева "Генеральный секретарь" художника И. Глазунова, романы Б. Чаковского "Блокада" и "Победа", в которых писатель дал образ умного, дальновидного вождя и верящего в него народа. Социальной средой, которая питала неофициальную культуру, были, в основном, "шестидесятники", разочарованные в столь быстрой смене "оттепели" брежневским похолоданием, и то новое поколение, которое пришло в искусство в 1970-х, начале 1980-х годов. Обычным явлением стало запрещение публикаций, выхода в свет кинофильмов, театральных спектаклей, прослушивание концертов тех авторов, которые высказывали мнение о существовавших в стране порядках. Определенная группа писателей предпочитала писать "в стол" в надежде на лучшие времена. Это В. Гроссман, В. Дудинцев, О. Думбадзе и др. Показательна судьба произведений ряда композиторов (А. Шнитке, С. Губайдулина), которые отсылали свои творения в лучшие оркестры мира, поэтому западный слушатель знал их имена лучше, чем советские люди.

В застойные года сформировалась группа писателей, которых в дальнейшем стали называть "деревенщиками" не только потому, что они жили в провинции, а главным образом потому, что в их произведениях впервые прозвучала правда о деревне 1930-1950-х годов. Это Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин. Осуждение коллективизации, показ беспросветности в положении крестьян в годы войны, бесправия колхозников в первые послевоенные годы - вот круг проблем, которые подняты в этих произведениях.

Серьезные притеснения испытывали ученые-гуманитарии, чьи научные концепции расходились с установками партийного руководства. В частности, в исторической науке было свернуто направление, изучавшее проблемы революции 1917 г. Подверглись гонениям ученые-экономисты, видевшие успех развития экономики в ее переводе на рыночные рельсы.

Попытки интенсификации советской экономики и ускорения
решения социальных проблем в 60-е – первой половине 80-х годов

В новом партийном руководстве страны не было единства в поиске решений проблем социально-экономической сферы. Была очевидна неэффективность централизованной системы управления экономикой. Экономический застой с начала 60-х годов особенно проявлялся на фоне технологических революций в развитых странах мира. В выработке курса на обновление производственного потенциала выделялось два течения: первое олицетворялось Л.И. Брежневым, сторонником ограниченной децентрализации и сохранения в неприкосновенности роли хозяйственной номенклатуры в системе административного управления экономикой, а второе - А.Н. Косыгиным, сторонником более радикальных шагов в осуществлении экономической реформы с акцентом на рыночные регуляторы. К середине 1964 г. правительственная комиссия во главе с Председателем Совета Министров А. Косыгиным подготовила итоговые документы к экономической реформе.

Реформа началась с марта 1965 г. по пересмотру аграрной политики. Правительство ослабило контроль над колхозами, до которых теперь доводился рассчитанный на пять лет план продажи продукции по стабильным ценам. Сверхплановый продукт мог сдаваться в государственные приемные пункты по повышенным (не менее чем на 50%) ценам. Кроме того, цены на сельскохозяйственную продукцию были подняты в среднем на 20% в 1965 г., затем на 25% в 1970 г., на 12% в 1979 г. и на 16% в 1983 г. Этот весьма значительный рост цен оказался все же недостаточным для того, чтобы обеспечить самофинансирование колхозов, так как цены на сельскохозяйственные машины и удобрения росли еще быстрее и не покрывались субсидиями. Оплата колхозникам по трудодням была заменена помесячной зарплатой, являвшейся авансом в счет будущих колхозных доходов. Колхозники получили право на пенсию, социальное страхование, и, наконец, на гражданский паспорт. Эти меры, положившие конец той юридической дискриминации, которая, начиная с 30-х годов, держала колхозников в положении "граждан второго сорта", не смогли остановить все более массовое бегство населения из сельской местности.

Однако главный акцент в политике на селе все же был сделан на повышение роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством, а также на увеличение капиталовложений в эту отрасль и списание долгов колхозов. В 1966-1980 гг. в сельское хозяйство было направлено 383 млрд. рублей, что составило 78% капиталовложений в село за все годы Советской власти. За счет этого огромного вливания средств началась реализация ряда программ комплексной механизации аграрного производства, мелиорации и химизации почв. Сельское хозяйство впервые заняло почетное место в ряду приоритетных отраслей народного хозяйства, обогнав даже легкую промышленность. Вместе с тем, несмотря на значительные финансовые затраты, результаты оказались гораздо скромнее, чем ожидались. Тогда правительство решило заняться самой структурой сельского хозяйства и в первую очередь - ключевым вопросом "личных подсобных хозяйств". Были сняты некоторые ограничения по хозяйствованию на приусадебных участках в 1977 г., а затем в 1981 г. были приняты меры в поддержку частного сектора, доля которого в общем объеме сельскохозяйственного производства оставалась значительной: от 25 до 30% мяса, молока, яиц, шерсти. Вдвое была увеличена земельная площадь участка, сняты ограничения на поголовье домашнего скота, колхозникам было разрешено "брать кредиты для обустройства своих хозяйств" и т.д. Тем не менее, новая политика центра не могла переломить негативные тенденции в развитии этой отрасли до тех пор, пока в государстве господствовал принцип коллективного хозяйства, нацеленного не на обеспечение развития производства, а на изъятие прибавочного продукта.

В надежде повысить эффективность сельского хозяйства правительство прибегло к многочисленным реформам, направленным на реорганизацию управления колхозным производством, чтобы, прежде всего, укрепить связь сельского хозяйства с комплексом отраслей по производству продуктов питания. Начиная с 1977-1978 гг. в стране стали создаваться "производственные объединения", призванные повысить специализацию в производстве и увеличить переработку сельхозпродуктов. В 1982 г. плачевное положение в аграрном секторе привело к более радикальным мерам, среди которых важнейшей представлялось создание агропромышленного комплекса (АПК). Совхозы, колхозы, машиностроительные и химические производства, работающие для нужд села, предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, расположенные на одной территории, были объединены в региональные АПК. Эта реорганизация должна была, наконец, обеспечить интеграцию сельского хозяйства в самом широком смысле слова и покончить с безответственностью, в которой работники села часто и справедливо обвиняли организации, призванные их обслуживать. Однако за все годы своего существования АПК так себя и не оправдал, оставшись прежде всего административным объединением и не став жизнеспособным экономическим организмом.

Итак, по мере усиления административных рычагов управления и свертывания материальных стимулов крестьян к труду, колхозы и совхозы к началу 80-х годов стали в целом убыточными. За 25 лет (1964-1988 гг.) освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери от сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% от урожая. Страна столкнулась с серьезными перебоями в продовольственном снабжении.

В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. Реформа началась с проведения новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Н. Хрущевым. Были созданы также крупные государственные комитеты по науке и технике. Вместе с тем предприятия получали некоторую автономию - хозрасчет. Число плановых показателей было сведено до минимума. Были введены и новые показатели, должные обеспечить качество выпускаемой продукции: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма капиталовложений. Чтобы стимулировать инициативу предприятий, часть доходов оставлялась в их распоряжении. Их величина определялась по строгим нормам. Реформа была попыткой предоставить более широкие возможности тем ответственным лицам, которые принимали решения в сфере народного хозяйства. Этому соответствовало возрастающее значение пятилетнего плана за счет эффективно выполняемого годового, что было изменением сложившихся в 30-е годы представлений о планировании как определении приоритетов, когда собственно план подвергался бесконечным изменениям.

Фонды заменившие собою те, которыми прежде распоряжался директор, стимулировали и разделили на три части: фонд материального поощрения, распределение которого контролировалось общим собранием трудового коллектива, фонд "соцкультбыта", предназначенный главным образом для строительства жилья, и фонд самофинансирования, для нужд развития производства. Практика реализации реформы показала, что проблемы, связанные с природой экономических показателей и с "ведомственностью", остались нерешенными. Поощрительные фонды не смогли должным образом стимулировать рабочую силу, предназначенные рабочим премии в среднем составляли всего 3% от зарплаты, что было недостаточно для того, чтобы вызвать интерес для повышения эффективности производства. Что же касается фонда на социальные нужды, то его использованию мешало то, что план не предусматривал обеспечение строительными материалами. Наконец, фонды самофинансирования не могли быть эффективно использованы по причине слабой координации между научными изысканиями и промышленностью.

Главной причиной постоянных сбоев в экономике оставалась "ведомственность", которая входила в неизбежное противоречие с декларированной "самостоятельностью" предприятий. Но даже эта половинчатая и непоследовательная реформа сумела обеспечить усиление динамики экономического роста. В годы восьмой пятилетки среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли с 6,5 до 7,7%, а темпы роста производительности труда увеличились с 6 до 6,8%.

Однако директивная экономика сумела довольно быстро нейтрализовать робкие меры по реформированию хозяйственного механизма. Партийное руководство во главе с Л. Брежневым начало линию по свертыванию реформ после поражения "пражской весны" 1968 г., когда лидеры Коммунистической партии Чехословакии пытались реформировать экономику страны с использованием рыночных механизмов. В высшем партийно-государственном руководстве СССР опасались даже частичного перехода к рынку и выступали за сохранение без изменений существующей системы управления экономикой. Выход из предкризисного состояния виделся только в расширении числа отраслевых министерств и ведомств: к началу 80-х годов их было уже более 100 союзных и 800 республиканских, на содержание которых уходило в год до 40 млрд. рублей.

К началу 70-х годов реформа в промышленности прекращается, не столкнув советскую экономику с наезженной колеи. Попытки внедрить наукоемкие производства (макроэкономику, информатику и др.), развернуть сеть научно-производственных объединений не приносит ожидаемой удачи. К концу 70-х годов, когда западные страны начали путь к постиндустриальному обществу, в СССР работали вручную 40% рабочих промышленности, 55-60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства. Становым хребтом экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы: на последний работало до 80% машиностроительных заводов. Перекосы в структуре народного хозяйства усугублялись, оно приобретало все более нерациональный, деформированный характер. Являясь бездонным потребителем капиталовложений, советская экономика имела минимальный выход на человека, на удовлетворение его потребностей.

Директивная экономика объективно подошла к пределу своих возможностей. На каждый новый процент прироста продукции она требовала не только все больше средств, но и увеличение затрат рабочий силы. Между тем свободные людские ресурсы были практически полностью исчерпаны. Снижение рождаемости приводило к уменьшению доли молодежи, впервые приходящей в общественное производство.

Из-за перемещения сырьевой базы в суровые и труднодоступные районы Севера и Сибири лавинообразно нарастали некогда незнакомые затраты на добычу и доставку природных ресурсов. Началось сокращения пахотного клина в стране. Во многом это было следствие "расползания" промышленных и военных объектов, занимавших плодородные земли.

Директивная экономика постоянно "подпитывалась" за счет ресурсов аграрного сектора, жестко централизованного и интегрированного в общественный механизм. Теперь и здесь обозначился предел. Обессилевшее сельское хозяйство приходило во все больший упадок. Но брежневская администрация нашла способ избежать упадка в экономике: она форсировала поставки на западный рынок энергоносителей - нефти, газа, цены на которые в 70-е годы возросли почти в 20 раз. С 1960 по 1985 гг. доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4%. Внешняя торговля СССР приобретала отчетливо выраженный "колониальный" характер. Зато казна обогатилась за счет сотен млрд. "нефтедолларов". Но эти колоссальные средства были использованы крайне неэффективно. Они замораживались на долгие годы в незавершенном строительстве, тратились на закупку западного оборудования, немалая часть которого затем оседала на складах, наконец, просто "проедалась", то есть шла на импорт продовольствия и потребительских товаров, призванных скрасить вид полупустых прилавков.

В начале 80-х годов валютный поток стал иссякать. Гибкая рыночная экономика ведущих западных стран перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился, и соответственно цены стали стремительно падать. По мере скатывания государственной экономики к стагнации все заметнее давала о себе знать так называемая "теневая экономика". Этот феномен, возможный только в условиях полного огосударствления хозяйственных структур, был неоднороден. Он включал широкий спектр "отраслей" - от различного рода запрещенной или строго ограниченной индивидуальной трудовой деятельности до чисто криминального компонента (крупные хищения товаров и сырья, махинации в отчетности, изготовления на госпредприятиях неучтенной продукции с ее последующей реализации через торговлю). В стране шло формирование новой социальной группы - дельцов подпольного частного бизнеса, возникли первые мафиозные образования.

Неудачи реформ привели к снижению экономических показателей: среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,7% в 1965-1970 гг. упали до 3,5% в 1981-1985 гг., а темпы роста производительности труда за это же время снизились с 6,8% до 3%. Кризисные явления накапливались и в социальной сфере в целом. Приостанавливалось медленное повышение жизненного уровня трудящихся. Практически не росли площади вводимого в строй жилья. На здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода. В отдельных регионах СССР, занимавшего в целом лишь 77-е место в мире по уровню потребления на душу населения, вводилась карточная система распределения продуктов. За внешним благополучием в сфере народного образования и науки (в 1966 г. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, значительно выросла доля лиц с высшим и средним образованием) скрывалось все более серьезное отставание от времени, научно-технического прогресса. Внедрение самых передовых разработок отечественных ученых, даже в таких щедро финансируемых отраслях, как военная промышленность и космонавтика, сковывалось техническими возможностями советской экономики.

В результате к середине 80-х годов СССР оказался перед угрозой нового, еще более значительного отставания от стран Запада. Каковы были причины неудач реформирования советской экономики?
Во-первых, реформа 1965 г. лишь "подлатала" старый хозяйственный механизм, однако не изменила его радикально. Административно-бюрократическая система сама оказала сопротивление переходу к экономическим методам вместо командных, директивных.
Во-вторых, в стране безраздельно господствовала государственная собственность, которая отчуждала работника от средств производства и интересы трудящихся реформа не затрагивала.
В-третьих, тоталитарная политическая система не претерпела существенных изменений. Партийное руководство исходило из приоритета обороны и развития тяжелой промышленности. В принятии политических решений, связанных со структурой производства и распределением национального дохода, не участвовали те организации политической системы, которые должны были по своему статусу бороться за интересы трудящихся - профсоюзы, молодежные организации, кооперативы и т.д.

Некоторые аспекты советской
внешней политики 60-80-х годов

Постепенная смена новым советским руководством ориентиров во внутренней политике не могла не сказаться и на его внешнеполитическом курсе. Несмотря на стабилизацию к 1964 г. отношений Восток-Запад, наследие, которое досталось Брежневу в сфере международных отношений, не было завидным: единый в прошлом социалистический лагерь находился в состоянии раскола из-за позиции Китая; отношения с Западом вновь осложнились из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме; рост влияния СССР в странах третьего мира не приносил ожидаемых результатов и не оправдывал колоссальных затрат. Поэтому триединой задачей советской внешней политики во все годы правления Брежнева оставалось: недопущение распада мировой социалистической системы; нормализация отношений с Западом; поддержка "дружественных" режимов и движений в странах "третьего мира".

Главной чертой, характерной для внешней политики СССР в середине 60-х - начале 80-х годов стала еще большая ее идеологизация. Наследники Хрущева отошли от его представлений о мирном сосуществовании и соревновании стран с различным общественным строем (хотя формально эта идея не отвергалась). В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронтации, согласно которой мирное сосуществование социализма и капитализма не могло носить длительного характера (в силу самой природы капитализма). Более того, в попытках оправдать отход от прежнего понимания принципа мирного сосуществования идеологи КПСС объявили его не более чем новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом. С этого же времени была введена в оборот и идея о постоянном усилении идеологической борьбы двух систем. Эти положения призваны были объяснять не только усиление поддержки радикальных движений в странах Запада и "третьего мира", но и ужесточение преследований инакомыслящих внутри СССР и стран социализма. Такие идейные основы внешней политики вели к неустойчивости и осложнению внешней политики СССР.

В развитии системы международных отношений с середины 60-х до середины 80-х годов можно выделить два периода. Первый период охватывает события с начала 60-х до второй половины 70-х годов. Это время разрядки международной напряженности, поворот от политики "холодной войны" к деловому сотрудничеству, к системе договоров и соглашений между Востоком и Западом. Второй период включает события международной жизни с конца 70-х до середины 80-х годов. В этот период начался поворот от разрядки к новой фазе жесткой конфронтации, к политике "холодной войны".

Каковы были причины установления разрядки в системе международных отношений?
В первую очередь, это установившийся к концу 60-х годов военно-стратегический паритет двух систем.
Во-вторых, возросшая роль в мировой политике большой группы государств, возникших на развалинах прежних колониальных империй.
В-третьих, действовали и объективные тенденции в индустриальных странах Запада, которые диктовались углублением мировых хозяйственных связей, интеграционными процессами, новой фазой научно-технической революции.
В-четвертых, изменилось отношение общественности западных стран к курсу своих правительств. Политика "сдерживания коммунизма" (в частности во Вьетнаме), привела к колоссальным материальным затратам и людским потерям, падению международного авторитета США и, как итог, - к изменению общественно-политического климата в странах Запада.
И, наконец, не последнюю роль в достижении разрядки сыграла взвешенная политика Советского руководства в поисках компромиссов при разрешении военно-политических кризисов данного периода.

Начало разрядке положили переговоры между СССР, США и Северным и Южным Вьетнамом по прекращению военных действий с января 1969 г. В 1973 г. были подписаны соглашения по прекращению военных действий во Вьетнаме, а также в Камбодже и Лаосе. Все внутренние проблемы должны решаться народом этих стран. Коммунистическое руководство Вьетнама, опираясь на помощь СССР и его союзников, добилось в 1976 г. объединения двух частей страны в единую социалистическую республику.

В 1970 г. был заключен договор СССР-ФРГ: германская сторона отказалась от территориальных претензий к Советскому Союзу, взяла на себя обязательства благоприятствовать развитию экономических и иных форм сотрудничества с ним. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, в 1973 г. - между ФРГ и ЧССР. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города.

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием лидеров 33 европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы закрепляли послевоенные границы в Европе, способствовали расширению экономических, политических и гуманитарных связей между Востоком и Западом. Были закреплены границы взаимоотношений стран-участниц Совещания - их суверенного равенства, неприменения силы или угрозы силой; территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательство во внутренние дела, уважения прав человека и др.

В то же время политика разрядки породила или усилила многие антитоталитарные процессы в странах Восточной Европы. Весной 1968 г. лидеры Коммунистической партии Чехословакии пытались демократизировать общество с помощью реформ. В области экономики планировалось развитие рыночных отношений, в политике - многопартийность, в правящей партии - альтернативность выборов партийных кадров, снятие идеологической цензуры и т.д. В августе 1968 г. вводом союзных войск стран Варшавского договора была подавлена "Пражская весна".

Для сохранения статус-кво в Восточной Европе брежневское руководство активизировало курс на укрепление и сплочение социалистического "лагеря" (или, как его стали называть "содружество"). В 1971 г. была принята комплексная программа социально-экономической интеграции стран социалистического содружества, которая базировалась в основном на промышленном потенциале и ресурсах СССР. Была подписана серия межгосударственных соглашений, создано почти 30 межгосударственных учреждений для обеспечения теснейшей экономической и военной интеграции. Эта политика значительно ограничивала суверенитет стран Восточной Европы и усиливала роль СССР в социалистическом содружестве. Эти меры получили на Западе название "доктрины Брежнева".

Тем не менее, несмотря на действие этой доктрины, ситуация постепенно выходила из-под полного контроля Москвы. В эти годы окончательно дистанцировались от СССР Китай, Румыния, Югославия, КНДР. Сложность отношений с этими странами была обусловлена, в основном, именно их значительной самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики.

В 70-е годы СССР заметно расширил сферу влияния на страны "третьего мира". В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и ряде других государств, утверждаются просоветские режимы. Политика брежневского руководства в этом регионе строилась на принципе "пролетарского интернационализма". Достаточно было какому-либо африканскому диктатору заявить о своей "социалистической ориентации", как помощь практически была гарантирована.

На рубеже 70-80-х годов вновь произошел поворот к конфронтации между СССР и США. В провале разрядки немалую роль сыграла обострившаяся военно-стратегическая обстановка. Начинался новый виток гонки вооружений по простой схеме "вызов-ответ". США вели работы по созданию новых ракет средней дальности "Першинг-2" и крылатых ракет среднего радиуса действия. СССР имел подобные ракеты и в середине 70-х годов без особой необходимости разместил их в ГДР и Чехословакии. В 1979 г. была создана новая модификация ракет "СС-20", которыми Советский Союз стал заменять устаревшие ракеты, в том числе пять на территории ГДР и Чехословакии. На вызов СССР страны НАТО в 1979 г. приняли решение о размещении американских ракет средней дальности и крылатых ракет в Западной Европе. В 1983-1984 гг. ракеты средней дальности были размещены на территории ФРГ, Англии, Италии.

Смертельный удар разрядке был нанесен вводом Советский войск в Афганистан в декабре 1979 г. СССР оказался втянутым в бесперспективную и кровопролитную войну. В декабре 1981 г. в ответ на массовые выступления трудящихся Польши против коммунистического режима с согласия СССР в этой стране было объявлено военное положение и начались репрессии против рабочих. Эти оба события вызвали особое возмущение мирового общественного мнения. Был развернута ожесточенная антисоветская кампания. "Афганское дело" положило, таким образом, начало глубокому недоверию, даже противостоянию двух сверхдержав, которое выражалось в постоянных обвинениях, в преднамеренно очернявшей противника символике ("СССР - это империя зла", как выражался Р. Рейган), в демонстративных акциях (отказ американской, а затем и советской стороны от участия в Олимпийский играх соответственно в Москве и в Лос-Анджелесе).

С приходом в Белый дом нового американского президента Р. Рейгана были приняты новые шаги, подрывающие разрядку. С начала 80-х годов американцы разрабатывают крупномасштабную программу гонки вооружений, в том числе новых видов ядерного оружия с выводом его в космос ("Стратегическая оборонная инициатива" - СОИ). В 1982 г. Р. Рейган выступил в парламенте Великобритании, призвав страны Запада к "крестовому походу" против коммунизма. Адекватного ответа на новый виток наращивания новейших вооружений советская система дать уже не могла. Для непредвзятых аналитиков в мире было ясно, что СССР выдыхается в безостановочной гонке за ядерным и технологическим паритетом.

Таким образом, внешняя политика советского руководства прошла непростой путь от разрядки международной обстановки к новому обострению международных отношений. Как и во внутренней политике, главным тормозом здесь выступал тоталитарный политический режим, историческое время которого уже прошло.

После смерти Л. Брежнева (1982 г.) у руководства страны сменилось за короткое время два лидера - Ю.В. Андропов (1982-1984 гг.) и К.У. Черненко (1984-1985 гг.). За 1982-1985 гг. ни одна серьезная проблема ни внутренней политики (экономический кризис, социальная апатия), ни внешней (кризис в отношениях между Востоком и Западом), унаследованная за 18 лет консервативной политики "олигархии стариков", не была решена хотя бы частично. Активные попытки преодоления общего кризиса общества были предприняты лишь во второй половине 80-х годов с приходом к власти М.С. Горбачева.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения