МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ СИБИРИ ХVІ -
НАЧАЛО ХХ В.
Семинар 1.2. Проблемы становления и развития сибирской деревни в ХVІІ -
ХVІІІ
вв.
- Источники сибирского крестьянства и его социальное положение.
- Быт, хозяйство, традиции и обряды сибиряков.
- Менталитет сибирского крестьянства
Тест самоконтроля к теме 1.2.
Дополнительные материалы
Документы и материалы к теме 1.2.
Бахрушин С. В. Исторический очерк заселения Сибири
до пол. ХΙХ в.
Крупную роль в колонизации Сибири сыграла церковь… Примером может служить
история земельных владений Тобольской архиепископской кафедры при первом
сибирском архиепископе Киприане. На землях, принадлежавших архиепископии, им
было поселено всего 68 крестьян; его преемник, пр. Макарий, оставил 124
крестьян, пр. Нектарий 427 человек. Такую же деятельность проявляли и монастыри:
Тобольский Успенский монастырь с 1612 по 1642 год приобрел обширную Вагайскую
вотчину, 10 деревень и одну заимку, всего 87 дворов с 185 крестьянами,
обрабатывавшими 346 четв., у Тобольского Знаменского монастыря в 1621 г.
числилось 50 крестьян, в 1642 -
260, в 1660 -
402, а через 100 лет в 1760 г. -
2140.
Пруссак А. Крестьяне в Сибири во вторую половину 17 в.
Что же представлял собою крестьянский мир? Мир являлся союзом крестьянских
хозяйств, имеющих общее управление из назначенных и выборных лиц, сообща несущих
повинности и связанных друг с другом круговою порукою; ни принудительной
уравнительности участков со следствием их -
земельными переделами, ни сословного
характера поземельных крестьянских повинностей, типичных для русской общины
более позднего времени мы не находим и следов. Мир имел право самоуправления,
раскладки податей и разверстки повинностей, надзора за порядком и тишиною среди
своих членов; неугодный миру человек выселялся из его пределов; если мир не мог
справиться с кем-либо из своих членов, то просил помощи "от вора и душегубца" у
воеводы. В непосредственном владении мира иногда находились воды, сенные покосы,
выгоны, необработанные участки земли, равным образом и обработанные, но в силу
каких-либо причин запустевшие. Все важнейшие дела решались на сходе, созываемом
земскими властями…
Крестьянский мир управлялся посредством земского старосты и приказчика. В выборе
земского старосты могли принимать участие все полноправные члены мира. В
старосты выбирали на год крестьянина, члена данного мира, "человека добра, душею
пряма, а животом прожиточна, и не вора, и не бражника, и не миропродавца, кому
бы мочно в государевых делах и денежных сборах верить"…
Совместно со старостой правил приказчик, который выбирался населением и
утверждался воеводою или же назначался последним, что часто вызывало протест
населения…
Круг деятельности приказчика был почти тот же, что и земского старосты, но на
приказчика, кроме того, обычно возлагалось начальное руководство обороной мира,
на случай нападения со стороны туземцев, а потому приказчик выбирался, "буде
сыщется", из казаков.
Знаменская Р. А. Хрестоматия по истории Сибири. -
Иркутск, 1930. -
С. 24, 35 -
37.
Община и традиции
…Старики занимали почетное место в общине в силу традиционности всего уклада
жизни феодальной деревни. В таком социальном организме, где производственная
основа зависела от приобретенных опытом навыков, естественно, культивировалось
уважение к самому старшему поколению.
Наряду с производственным авторитетом, для социального положения стариков имела
значение роль обычая в феодальной деревне. В деловых бумагах разного типа,
исходивших от крестьян, постоянно встречаются ссылки на действия или права своих
прадедов, дедов и отцов в обоснование собственных поступков или прав.
…Сохранение элементов культа предков и поклонения покровителям дома и рода
("Хозяину" и "Хозяйке") способствовали осознанию крестьянином преемственности,
верности традициям, заветам предков и отцов, как положительного фактора,
обеспечивающего благополучие его самого и его семьи. Характерен в этом отношении
обычай "сговоренным невестам за день перед свадьбою… ходить на могилы выть, у
которых отец или мать, хотя очень давно умер", …сохранившийся в Х1Х в.
Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIІІ -
первая половина
XIX в.). -
Новосибирск, 1975. -
С. 323 -
324.
Рекомендуемые источники и литература
- *Абсалямов, М.Б. Освоение Сибири Россией ХVI -
ХVIII вв. -
Красноярск,
2003.
- *Александров, В. А. Русское население Сибири XVII-
начала XVIII в. Енисейский край) -
Москва, 1964.
- Андюсев, Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура
старожилов Енисейской губернии ХIХ -
начала ХХ вв.: Учебное пособие для учащихся
и студентов. -
Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
- Быконя, Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края. -
Новосибирск, 1981
- Быконя, Г.Ф. История Приенисейского края. -
Красноярск, 1997.
- *Гонина Н.В. История освоения и развития Сибири (ХVІ -
ХХ века). Хрестоматия.
-
Красноярск, 2008.
- *Гонина Н.В. Курс лекций по истории Сибири ХVІ -
ХХ вв. -
Красноярск, 2008.
- *Громыко, М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII -
первая половина ХIХ в.). -
Новосибирск, 1975.
- Зуев, А.С. Сибирь: вехи истории (XVI -
XIX вв.). -
Новосибирск, 1999.
- *История Сибири. С древнейших времен до наших дней: В 5 т. -
Т. 2,3. -
Л.,
1968.
- Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. -
Красноярск, 2005.
- Крестьянство Сибири в эпоху феодализма ХVII -
первая пол. ХIХ вв. -
Новосибирск, 1982..
- *Миллер, Г. История Сибири. -
Т. 1. -
М., 1999.
- Никитин, Н.И. Сибирская эпопея ХVII в. Начало освоения Сибири русскими людьми. М.,1987.
- *Олех, Л. Г. История Сибири. -
М., 2001.
- *Павлов, П.Н. Промысловая колонизация Сибири в ХVII -
нач. ХVIII вв. -
Красноярск, 1974.
- Перцик, Е.Н. Город в Сибири. -
М., 1980
- Русские старожилы Сибири. -
М., 1973.
- Словцов, П. А. Историческое обозрение Сибири. -
Сибирские огни. -
1991. -
№ 4. -
С. 119 -
164.
- Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири (1032 -
1882 гг.) / Сост. И.В. Щеглов. -
Сургут, 1993.
- Шунков, В. И. Очерки по истории земледелия Сибири (ХVII в.). -
М., 1956.
Знаком (*) помечена литература, которая есть в библиотеке КрасГАУ.
|