Предисловие
Сегодня с новой остротой встают проблемы в образовании. Растет количество учебных дисциплин. Ввиду огромного объема учебной информации большая часть учебной и научно-исследовательской работы осуществляется студентами самостоятельно. Ускоряется процесс морального обесценивания и устаревания знаний, приобретаемых в процессе учебы. Стремительно развиваются информационно-справочные системы. Несомненно, что сегодня нужно изучать, концентрировать и развивать не столько знания вообще, сколько знания, которые устаревают медленнее, а главное, позволяют работать с ними так сказать, информационные и организационные знания. Чтобы справиться со всем этим, нужно овладеть рациональными приемами повышения производительности учебы в вузе.
Вместе с тем, обстоятельства таковы, что молодой человек, поступивший в вуз, оказывается в экстремальной ситуации, проходит психологическое испытание. И наибольшая трудность связана как раз с проблемами адаптации к учебному процессу в вузе.
Этот учебно-методический комплекс и составлен для того, чтобы предложить помощь первокурснику, познакомить его с приемами и методами умственного труда, существенно облегчающих его учебу, позволяющих успеть сделать больше за меньший срок.
Конечно, многое достигается средствами автоматизации такого труда в рамках таких дисциплин, как информатика
и компьютероведенье. Тем не менее, совершенно очевидно, что необходимо владеть и механическими приемами
организации умственного труда как для обеспечения его высшей производительности, так и его автоматизации.
И, как говорит Билл Гейтс, пусть никто не надеется спрятаться за широкой спиной компьютера. Человеку нужно дальше
развивать и совершенствовать свои способности мозг, память, скорость чтения и письма. Умные машины сами требуют от человека в обращении с ними высоких способностей, ума и навыков.
После каждой части теоретического материала темы дается задание для практического занятия и самостоятельной работы, перечень тем рефератов и литературы по теме, упражнения для совершенствования тех или иных навыков.
В первых семи темах речь идет об основных формах учебного процесса в вузе, таких как лекция и семинар, их содержании, месте и назначении в учебном процессе, традиционных и активных формах. Основное внимание здесь уделено таким вопросам, как правила ведения дискуссии, место и роль преподавателя и студента на семинаре, как слушать на лекции и семинаре, записывать лекции, приемы сокращения и быстрой записи речи, подготовить выступление и с блеском выступить перед аудиторией, овладеть искусством скорочтения.
В темах восьмой, девятой, десятой внимание уделено таким вопросам, как умение осуществлять поиск и подбор необходимого материала; пользоваться информационной библиографией; справиться с любым объемом литературных источников; легко и быстро ориентироваться в многообразной научной и другой литературе; составлять и оформлять по той или иной проблеме библиографию, тематические, алфавитные и предметные указатели, планы чтения, списки литературы; подготовить реферат.
|