Эффективная учеба

электронный учебно-методический комплекс

Тема 1. Лекция и семинар - основные
формы учебного процесса в вузе

Основными формами учебно-познавательной деятельности учащихся в вузе являются лекция, практикум, рефераты, курсовые, дипломы, консультации, конференции и научные кружки. Рассмотрим некоторые из них.

Слово Лекция (lection) с латинского языка переводится как чтение. Оно обозначает учебное занятие в вузе, состоящее в устном изложении, чтении преподавателем учебного предмета или какой-либо темы, а также слушание и запись этого изложения учащимися. Это коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Сегодня меняются содержание, роль и назначение лекции в учебном процессе. Лекция - это не столько чтение и передача знания, сколько формулировка преподавателем установок для учащихся на их дальнейшую практическую и самостоятельную работу по поиску и приобретению необходимых знаний. Лекцию сегодня не надо учить, над ней надо работать! Итак, лекция - это установка, ориентир в дальнейшей углубленной работе студента над изучаемой темой. В ней преподаватель ставит проблему, формулирует основные положения, раскрывающие тему, которые следует обдумать и приготовиться обсудить; приводит различные точки зрения и позиции; ставит вопросы для самоконтроля; дает задание на семинар и дальнейшую самостоятельную работу; темы рефератов и выступлений на семинаре; рекомендует литературу; полезные советы и замечания.

Практикум - система практических занятий по какому-нибудь учебному предмету в вузе. Обычно практические занятия в вузе посвящены отработке умений и навыков применения знаний на практике, повторению учащимися ранее пройденного материала. Они могут проходить в форме коллоквиума (лат. - разговор, собеседование преподавателя со студентом с целью выяснения его знания; научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему), лабораторной или контрольной работы и семинара. Что такое семинарское занятие? В словарях дается следующее определение: "Семинар - это групповое практическое занятие под руководством преподавателя в вузе". Что должно составлять содержание такого практического занятия и чем оно отличается от других его видов? Конечно же, это и отработка умений и навыков, повторение ранее пройденного материала. Однако главное его назначение - это творческий обмен мнениями участников! Реализовав полученные на лекции установки, учащиеся обмениваются своими впечатлениями о прочитанном, сформировавшимися у них позициями и точками зрения, делятся своими трудностями и проблемами, возникшими в процессе подготовки к занятию.

Семинар может иметь различную форму, например, диспута (нем.: публично рассуждать, спорить на научную или общественно важную тему), дебатов (фр.: обмен мнениями, обсуждение вопросов), дискуссии (нем., фр., лат.: рассмотрение, исследование, спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, занятии, в печати, беседе), полемики (нем., фр., греч.: воинственный, враждебный спор при обсуждении научных, политических и других вопросов), деловой игры, политического боя и другую.

К сожалению, к современному практическому занятию в вузе больше присуща вопросно-ответная система. Цель такого занятия - контроль, проверка усвоенного знания. Но сегодня этого уже недостаточно. Целью учебы должно быть не столько усвоение определенной суммы знаний и их контроль со стороны преподавателя, сколько развитие под его руководством способностей к самостоятельной познавательной работе, генерированию собственных мыслей и собственных решений.

Как показывает практика, большинство студентов во время учебы не умеют и не любят излагать свои суждения на занятиях. Их устраивает формальное изложение материала - "зазубрить" то, что спросят: "преподаватель спросил, студент ответил" и не более. Согласно социологическим исследованиям из 10 студентов только двое предпочитают устный доклад письменной контрольной работе. При контроле знаний примерно 60% учащихся предпочитают получить вопросы, на которые не надо размышлять, а можно записать ответ в виде известных положений, формул, уравнений. Причем речь здесь идет о хорошо успевающих студентах, учащихся на 4 и 5. Диалогу и дискуссии студент предпочитает диалог с компьютером. При контроле знаний примерно 90% студентов выбирает АСУ "Контроль" вместо живого общения с преподавателем .

Семинар в отличие от других форм практикума имеет активную форму - форму диспута, полемики, дискуссии, деловой игры (скажем, у юристов - в форме "судебного заседания", экономистов - в форме "бизнес - клуба"). Именно такая форма семинара вырабатывает навыки творческого мышления, самостоятельного поиска решений и постановки проблем.

Такие активные формы обучения имеют интересную и богатую событиями историю. Например, в средневековых университетах занятия проводились в форме диспутов, большое значение на которых придавалось выступлениям студентов. Диспуты должны были приучать их не просто "зубрить", а защищать приобретенные ими знания от всяких нападок, убеждать других в правильности того, что они стали считать истиной.

Представляет интерес порядок проведения таких диспутов. Лекции в этот день отменялись, чтобы каждый мог принять в них участие. Магистры (нем., лат.: начальник, наставник, вторая после бакалавра ученая степень, а также лицо, имеющее ее; в России до 1917 г.: ученая степень, присуждавшаяся тому, кто окончил университет или духовную академию, выдержал специальный экзамен и защитил диссертацию) являлись на диспут в своем официальном облачении. Один из них держал речь на тему, имеющую многосторонний интерес, а в заключение выдвигал тезисы или ставил вопросы, которые должны были стать предметом спора. Другие магистры должны были приводить аргументы в доказательство тезиса, развивать его посредством аргументов. Отвечать на аргументы было делом бакалавров (лат.: первая ученая степень; во Франции - человек, сдавший экзамен за курс средней школы).

Тот, кому предстояло выступать на ближайшей диспутации, за несколько дней объявлял тезисы, которые он намеревался поддерживать. Студенты на таких диспутах были внимательными слушателями. А вечером того же дня или в воскресный день они устраивали свои диспутации под руководством магистра или бакалавра.

Любопытно, что в средневековых университетах на факультете искусств ежегодно проводились так называемые "диспутации о чем угодно", которые продолжались до 2-х недель, а иногда и более. По словам университетских историков, диспутационный акт выглядел большим парадом. На лицо выставлялись все полученные знания. Представлялся удачный случай наблюдать весь запас и объем духовных сил тех, кто обучался на этом факультете. Вот как проходили эти диспуты. Из магистров факультета искусств выбирался один, который, как умеющий диспутировать о чем угодно, брал на себя нелегкий труд вести столь продолжительные прения. Его называли кводлибетарием, то есть, если можно так выразиться, чего-угодником. Действие происходило в самом большом зале, переполненном публикой. В строгом порядке рангов свои места занимали ректор, декан, магистры, которым предстояло оппонировать, доктора факультетов, бакалавры искусств и массы школяров. Вот педели (так называли в университетах надзирателей, следивших за поведением студентов) стоящие с серебряными скипетрами, призывают к спокойствию, и виновник торжества, кводлибетарий, выходит на кафедру, произносит речь, и призывает противников начать свои нападения.

Кводлибетарий должен был возражать каждому своему оппоненту, поэтому нередко ему приходилось защищать прямо противоположные мнения. Например, если первый оппонент утверждал, что люди суть животные, он опровергал это, а если другой оппонент выдвигал тезис "люди не суть животные" чего-угодник опровергал и это, тем самым показывал свою ловкость в диспутировании. Чтобы избежать скучного однообразия и удержать школяров в собрании до конца диспута, оппоненты должны были предлагать для обсуждения все новые и новые темы. После разрешения всех поставленных магистрами вопросов, бакалавры и школяры могли ставить вопросы шуточного и юмористического характера.

Нужно было так сказать "заохочивать" к участию в таких диспутах и магистров, и поощрять тех, кто выполнял очень тяжелую роль чего-угодника. Чтобы не было недостатка в желающих взять на себя это бремя, предпринимались разные меры: устраивалась очередь, производились выборы. Выбранному в качестве поощрения от факультета выдавались новые сапоги, перчатки и берет. Все эти вещи в первый же день диспутации педель возлагал на кафедру, с которой выступал чего-угодник. Позднее натура была заменена денежным вознаграждением.

Целью подобных диспутаций, конечно, не было постижение истины, желание получить новые знания, решить спорные вопросы. Поэтому постепенно в таком виде эти диспуты изжили себя. Но сам факт их проведения представляет интерес.

Успех семинарских дискуссий во многом зависит от знания и соблюдения методики их организации и проведения. Каждый участник подобных мероприятий, чтобы его участие было более эффективным, должен знать некоторые моменты, связанные с подготовкой занятия. Кроме того, студенты сами могут стать организаторами подобного мероприятия.

Основные моменты семинара-дискуссии таковы:

Выбор темы

Составление сценария и разработка вопросов для обсуждения

Подготовка участников к дискуссии

Руководство ходом дискуссии

Подведение итогов

Выбор темы

Выбирая тему, необходимо учитывать, чтобы она была актуальна, социально значима, связана с проблемами и интересами участников семинара. Тема обязательно должна вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение.

Тема может быть выбрана в рамках учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учетом пожеланий участников дискуссии.

Стоит подумать и о формулировке темы. Желательно, чтобы она была четкой и ясной, по возможности краткой, привлекала внимание участников семинара, заставляла их задуматься над поставленной проблемой.

Составление сценария и разработка
вопросов для обсуждения

Составление сценария дискуссии включает проработку следующих моментов:

  • Вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, определение целей и задач семинара);
  • Обдумывание вопросов, вынесенных на обсуждение;
  • Определение приемов активизации слушателей;
  • Уточнение условий спора;
  • Формулировка основных положений, которые необходимо обосновать общими усилиями;
  • Продумать ТСО, наглядные пособия, которые будут использованы в ходе обсуждения.

Разработка вопросов для обсуждения. От того, как будут поставлены эти вопросы, во многом зависит успех предстоящего разговора. В формулировках вопросов могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки. Цель подобных вопросов - заставить мыслить, втянуть участников в активный обмен мнениями. Иначе говоря, формулировка вопроса должна включать в себя возможность проявления различных точек зрения, быть поводом для размышления. Это необходимое условие для проведения дискуссии.

Например, возьмем тему: "Искусство публичной речи". Один из вопросов этой темы можно сформулировать так: "Форма преподнесения материала". Такая формулировка не содержит в себе возможности проявления разных точек зрения и не втягивает слушателей в активный обмен мнениями. Но тот же вопрос можно сформулировать по-другому, например, вот так: "Правы ли те, кто утверждает, что не стоит заботиться о форме преподнесения материала, так как главное в речи - это ее содержание?". Или так: "Поэтами рождаются, ораторами становятся". Согласны ли вы с этим высказыванием Цицерона? Каждый ли, кто хочет стать хорошим оратором, может им стать?". Или так: "Существует мнение, что речь с "шероховатостями" лучше, чем правильная. Согласны ли вы с ним?" Такие формулировки сразу же заставляют слушателей высказать свое мнение.

Подготовка участников к дискуссии

Подготовка участников дискуссии. Полемисты должны заранее знать тему спора, предложенные для обсуждения вопросы. Чтобы изучить проблему, они должны прочитать соответствующую литературу, проконсультироваться со специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию.

Руководство ходом дискуссии

Руководство ходом дискуссии. Кто должен руководить дискуссией? Наиболее успешно она проходит, когда ею руководит специалист по данной проблеме, который глубоко ее знает, верно оценивает правильность выдвигаемых вопросов и доводов.

Обязанности руководителя состоят в следующем:

  • Он начинает дискуссию постановкой вопроса или комментариями по проблеме. Приглашает присутствующих высказать свое мнение и предоставляет слово желающим выступить.
  • Руководитель может задавать вопросы участникам полемики, ограничивать их, если они выходят за рамки обсуждаемой темы. Но ему не следует брать на себя роль арбитра, прерывать обсуждение высказыванием своего собственного мнения, противодействовать изложению неугодных ему точек зрения.
  • Главная задача руководителя - втянуть в активный обмен мнениями всех слушателей. Поэтому в ходе обсуждения он должен своевременно выдвигать вопросы.
  • Руководитель должен использовать специальные приемы для возбуждения активности аудитории:
    • Подбадривать "противников";
    • Заострять противоположные точки зрения;
    • Использовать противоречия, разногласия в суждениях выступающих;
    • Обращать доводы спорящего против него самого;
    • Предупреждать возможные возражения со стороны спорящих.

Все эти приемы создают ситуацию затруднения, содержащую противоречие, проблему, дающую возможность для проявления различных точек зрения. Ведущему следует всячески поощрять участников, используя такие реплики, как "интересная мысль", "хорошая постановка вопроса". Он должен помочь выступающему четко сформулировать свою мысль, подобрать нужное слово. Некоторые организаторы боятся различного рода "отклонений" в речах ораторов. Но ведь для того и проводится обсуждение, чтобы силой убеждения, логики, аргументированных доказательств показать несостоятельность этих суждений. Дискуссия - это творческое обсуждение, а не осуждение.

Подведение итогов

Подведение итогов - критический разбор результатов дискуссии. Здесь анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам обсуждения.

Подробно рассматриваются выступления полемистов. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий.

Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

Делаются рекомендации по дальнейшему совершенствованию полемических навыков и умений, дальнейшему более углубленному изучению проблемы.

Вот таким должен быть современный семинар в вузе. И в заключение маленький совет начинающему полемисту: Стать хорошим полемистом поможет только практика. "Нельзя научиться плавать сидя на берегу". Поэтому не надо отказываться от участия в обсуждениях актуальных вопросов. Нужно активнее включаться в работу учебных семинаров с целью развития и реализации на них своих полемических возможностей и способностей.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения