Тема 3. Категории бытия и материи

В разговорном языке термин "бытие" имеет три основных значения. Бытие означает объективно-материальную реальность. Слово "бытие" используется для обобщения условий материальной жизни людей и общества. Наконец, бытие есть синоним другого слова - "существование". Быть - значит существовать.

В философии, некоторых других науках понятие бытия также многозначно и представляет важную мировоззренческую проблему. Понимание бытия исторически связано с той или иной ориентацией человека, социальных общностей относительно внутреннего и внешнего мира жизни людей. В зависимости от выбора, в основе которого может быть наука, религиозная вера, мистика, внешний для человека материальный мир или сознание, определяется бытие. Философия как наука рассматривает проблему бытия как основу теории всеобщего и конкретного типа мировоззрения. Теория бытия получила название - онтология

Категория "бытие" занимает центральное место во многих философских учениях прошлого и современности. Считается, что впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид из Элеи (ок. 540-470 до н. э.). Главный тезис Парменид формулирует предельно кратко: "Есть бытие, а небытия вовсе нету; здесь достоверности путь, и к истине он приближает".

Взгляды древних мыслителей на проблему бытия были достаточно специфическими, порой исключали друг друга. Так, Гераклит под бытием понимал непрерывно становящийся, изменяющийся, чувственно воспринимаемый мир, в основе которого находится огонь. Платон, признавая множественность бытия, рассматривает его как обобщенную совокупность сущностей - идей. По его мнению, истинное бытие - это вечные бестелесные идеи. В эпоху Средневековья бытие соотносится только с бытием Бога.

XVII-XVIII вв. формируются новые концепции бытия. С позиций метафизического материализма бытие рассматривается как физическая реальность, противостоящая человеку (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро,
П. Гольбах, К. Гельвеций и др.). Оно отождествляется с природой, осваиваемой человеком в процессе его жизнедеятельности. Исходя из такого подхода, духовный мир человека, его сознание и деятельность исключались из бытия.

В немецкой классической философии бытие рассматривалось преимущественно в духовно-идеальном аспекте. Ее представитель Г. Гегель акцентировал внимание, например, на новом виде бытия - объективно-идеальном мире, сущность которого раскрывается через саморазвитие идеи, в том числе через различные формы деятельности людей.

Следовательно, в учениях прошлого по проблеме бытия было высказано немало ценных идей, которые значительно расширили представления о характере взаимосвязи человека и окружающего его мира, способствовали формированию более целостной философской картины мира.

Диалектико-материалистический переворот в трактовке категорий бытия совершили К. Маркс и Ф. Энгельс. Существующий материальный мир есть бытие. Бытие первично. Оно неуничтожимо и несотворимо, оно существует вечно. Сознание людей, их идеи, в том числе религиозные фантазии - вторичны, являются результатом развития материального, общественного бытия. Сознание людей (а другого сознания - богов и т. д. нет) - результат живой общественной жизни, есть часть бытия. Нет сознания вне материального бытия, вне жизни людей.

В современной философии бытие определяется предельно широко: все то, что есть, что существует как объективно, так и в связи с человеком. Бытие включает материальное и духовное (идеальное). Другими словами, бытие - все то, что реально или мысленно существует: объективная и субъективная реальность. Как видно, бытие не сводится современной философией только лишь к предметно-вещественному миру, что было характерно для картины мира материалистов прошлого или объективно-субъективному миру у представителей идеализма. Категория бытия предельно широка по объему и чрезвычайно богата по содержанию. Бытие соотносится с небытием - с тем, чего нет, а также с тем, чего не может быть вообще.

Объективность материального так или иначе может быть обоснована экспериментально, эмпирически. Например, доказывать существование природы, космоса, независимого от человека и его сознания, нет особой необходимости. Обосновать независимость физического существования человека, его организма от сознания уже сложнее. Суждение о том, что человек - частичка, элемент природного мира, а значит - объективная материальная реальность, представляет выводное, логическое знание. Оно требует дополнительной аргументации в соотношении с психофизическими и духовными характеристиками человека.

Решая свои задачи, к проблеме бытия обращаются многие науки. Но некоторые из них специально изучают бытие, его признаки, структуру, формы. Например, фундаментальная физика и химия выступают базовыми науками, на основе которых формируется естественнонаучная картина мира (бытия). Математика развивает и обосновывает свою модель бытия. Биология разрабатывает концепцию бытия живого. Философия в основном мировоззренчески решает проблему бытия, дополняя данное объяснение знаниями естественных, технических и общественных наук.

К основным философским проблемам бытия можно отнести:

Важной философской проблемой остается взаимосвязь возможного (потенциального) и реального (актуального) бытия. Принципиальной проблемой философии традиционно считается соотношение материального и идеального (нематериального) бытия. В философии марксизма данная проблема обозначена как основной вопрос философии. Он формулировался как вопрос об отношении мышления к бытию, духа - к природе. Под бытием в данном контексте понимался материальный мир.

Соотношение материального и идеального, природы и духа рассматривается по двум основным позициям. Первая позиция (или первая сторона основного вопроса философии) выясняет первичность материального или идеального. Вторая позиция (или вторая сторона основного вопроса философии) состоит в аргументации возможности человека познавать бытие.

В зависимости от приоритетности того или иного начала по первой позиции философы и философские школы разделяются на материалистов и идеалистов, материалистические и идеалистические школы. Считается, что "линия" (традиция) материализма берет начало от древнегреческого философа Демокрита, наиболее последовательно и полно отстаивавшего первичность материального. Он предположил, что основой всего является атом - неделимая, неразвивающаяся, непроницаемая материальная частица. Из различных сочетаний атомов, полагал Демокрит, и состоят все предметы. Сознание человека - вторично по отношению к материальному.

"Линия" (традиция) объективного идеализма была положена, как признано многими философами, другим древнегреческим мыслителем - Платоном. Он выдвинул положение об идее как особой сущности, независимой от вещи. Не сознание человека, а идеи предшествуют всем материальным предметам. Идея, по Платону, - это вне сознания человека и вещей существующее начало всего.

Материализм и идеализм, зародившись в Древней Греции, существуют и сегодня. Обостренные отношения между представителями данных противоположных направлений в объяснении начал бытия существовали не всегда. Исторически по различным политическим, идеологическим и иным обстоятельствам они приобретали конфликтный характер. Например, в европейском Средневековье, в философии Нового времени и современной философии. Ярко выраженную конфликтность материализм и идеализм получили в борьбе сторонников марксистской философии и ее противников. Аргументация в пользу материализма или идеализма часто приобретала идеологизированный характер. Марксизм распространил классовый подход на объяснение и предельно широких проблем бытия.

Материализм и идеализм - это два варианта мировоззренческого объяснения бытия. Они дополняются дуализмом - еще одним вариантом, когда материальное и идеальное признаются существующими одновременно.

Понимание бытия связано также с вербальным его выражением. Часто бытие обозначается словом "мир" или "все существующее". В современном разговорном русском языке существует 13 основных значений слова "мир" и несколько десятков словосочетаний. К объяснению бытия относятся несколько значений. Выражение "Мир есть, был и будет" - вечно правильное суждение, но имеющее ряд акцентов. Во-первых, мир - это совокупность всех форм материального в земном и космическом пространстве (Вселенная, космос). Во-вторых, мир означает часть Вселенной, планету. В-третьих, слово "мир" характеризует земной шар, Землю, все то, что существует на Земле. В-четвертых, термин "мир" используется для дифференциации целого, системы: неорганический и органический мир, мир растений и мир животных, мир человека, а также мир идей, духовный мир и т.д.

Бытие как весь существующий мир имеет эти акценты. Они в основном отражают различные подходы к материальному миру. Но бытие, как было отмечено, включает в себя все существующее. Поэтому категория бытия охватывает как материальный, так и идеальный (духовный) мир. В связи с таким пониманием бытия в философии достаточно актуальной является проблема единства мира (бытия).

Выражение "бытие мира" может быть понято как тавтология, как употребление слов-синонимов - "существование существующего". Поскольку бытие - это и есть материальный и идеальный мир, то бытие и мир - синонимы. Но к этому необходимо дополнить следующее. Бытие как все существующее соотносится с миром в грамматическом контексте. Мир - это все, что есть, а бытие указывает на то, что он существует, функционирует. Поэтому словосочетание "бытие мира" грамматически выражает простое повествовательное предложение - существование мира. Или: мир есть, он наличествует, существует. В данном смысле бытие имеет как бы подчиненное значение по отношению к миру. Но это формальная сторона соотношения понятий "бытие" и "мир".

Важно подчеркнуть, что понимание бытия, то есть "существования всего существующего" не позволяет выяснить субстанциальную основу бытия. Утверждение, что мир существует, не проясняет того, из чего он состоит, из какого "материала". Определение субстанциальности бытия дает возможность найти основу его единства. Существование мира не может служить такой основой, поскольку существует и материальное, и идеальное.

Более верным методологическим подходом к пониманию единства мира (бытия) является применение понятия "единство" к материальному миру. Мир един в том, что он материален. Объяснение единственности и единства мира как бытия может быть различным. Важно подчеркнуть, что утверждение реальной единственности материального мира и его единства в материальности тесно связано с науками, объясняющими конкретные виды и формы бытия. Оно обладает большей методологической убедительностью, чем религиозное, мистическое, объективно-идеалистическое и иное обоснование единства бытия.

Современная философия, рассматривая проблему бытия, выделяет и исследует его виды и основные формы, которые не сводимы друг к другу и в то же время взаимосвязаны между собой.

Бытие состоит из двух элементов: материальное и идеальное (нематериальное) бытие. Структуру материального бытия можно представить единством трех элементов: микромир, макромир и мегамир. Микромир - это "элементарные" частицы, атомы и молекулы. К макромиру относятся достаточно крупные материальные объекты. Земля, население Земли, элементы культуры общества - явления макромира. Мегамир характеризует объекты космоса.

Структуру материального бытия составляет также единство конкретных его форм (подвидов), существенно отличающихся друг от друга: бытие природы, бытие человека, бытие общества.

Бытие природы представляет существование неживой и живой природы. Оно подчиняется физическим, химическим, геологическим, биологическим и другим законам. Бытие природы - это Вселенная, космос, среда обитания человечества. Наличие Солнца и солнечной системы, одной из планет которой является Земля с ее биосферой и другими признаками, образовали совокупность условий, сделавших возможной существование живого, жизни. Представителями живого являются человек, флора и фауна Земли.

Космос еще мало изучен. Многие его процессы и состояния непонятны людям, но оказывают системное воздействие на земную жизнь, на функционирование Земли как планеты. Природа Земли изучена более обстоятельно. Человечество активно использует для своей жизнедеятельности природные условия и ресурсы. Природопользование приобретает все чаще хищнические, варварские формы, что приводит к обострению экологических проблем.

Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человечества как вида живого в соотношении с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Еще древние мыслители сформулировали положение: человек есть микрокосм, космос в миниатюре. Ему присущи все основные, типические для природы, признаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Перемещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в основных показателях условия земной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т. п. Человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) природой, созданной самими людьми, их культурой.

Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. Благодаря сознанию и деятельности человек в обществе социализируется, то есть приобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Он осуществляет общение, поведение и деятельность, участвует в воспроизводстве, распределении, и потреблении материальных и духовных благ. Человек как личность осмысливает и преобразует окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, активно-творчески, удовлетворяет потребности и интересы, осуществляет предвидение.

Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство материального и идеального (духовного), биологического и социального, физического и психического. Действительная жизнь каждого индивида представляет функционирование и проявление его организма, высшей нервной деятельности и социальных качеств, духовности. Человек осознает и переоценивает содержание своей жизни, ее цели и идеалы, принципы и нормы. Он чувствует и понимает смысл жизни, соотношение жизни и смерти, сознательно регулирует свою жизнедеятельность. Своими признаками и содержанием жизни человек уникален.

Бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию - социальные институты, материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных (общественных) отношений. В обществе, как обособившейся части природного бытия, действуют не только всеобщие, но и общесоциологические законы, а также законы более конкретного характера. В современном обществе проявляется прогрессивное и регрессивное развитие. Главным фактором поступательного продвижения общества вперед и способом жизни субъектов выступает человеческая деятельность. Деятельностный подход к познанию исторического процесса позволяет найти главные мотивы и движущие силы социального развития, определить роль и место различных субъектов в создании и использовании благ, в преобразовании самой жизни.

Бытие общества связано с его культурой, цивилизационным и формационным развитием. Оно осуществляется от прошлого через настоящее к будущему. Возникновение, развитие и смена периодов, стадий, эпох, событий и социальных процессов, культурных и иных состояний образуют действительную историю общества. Конкретно-исторический подход к изучению общества является ведущим, главным. Важным признаком социального бытия являются общественные отношения. Они действуют как отношения собственности, отношения общения, отношения поведения и отношения деятельности. Общественные отношения чрезвычайно многообразны. Основные виды отношений в обществе - экологические, экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, художественно-эстетические, отношения свободы совести, информационные, научные, семейные и другие.

В отличие от бытия природы, бытие человека и общества осуществляется на основе целеполагания, целесообразности, социальной активности, творчества, предвидения, хотя стихийные процессы также имеют место. Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественным сознанием.

Бытие сознания представляет субъективно-идеальную форму бытия. Сознание индивида как особый элемент его психики и свойство головного мозга (высшей нервной деятельности) идеально. Оно проявляется через опредмечивание и распредмечивание. Возникающие в сознании идеальные образы на основе отражения и познания материального мира составляют процесс распредмечивания сознания. Воплощение на практике идеальных образов означает объективацию или опредмечивание сознания. Благодаря сознанию, индивид может осуществлять осознаваемую, то есть чувственно воспроизводимую в сознании и понимаемую мыслительную и практическую деятельность, управлять собой, другими людьми, процессами, осуществлять иные действия. Обладание сознанием наделяет человека способностью осуществлять созидательно-творческую деятельность, создавать "вторую природу" как главный элемент культуры.

Сознание социальных групп и общностей обобщенно обозначается терминами "общественное сознание" или "сознание общества". При всей условности данного обозначения, оно позволяет соотнести общественное сознание с индивидуальным сознанием, выявить общие признаки и отличия. Общественное сознание проявляется как совокупно духовное свойство индивидов в социальных общностях. Сознание как свойство мозга человека всегда индивидуально. Но люди выявляют общие идеи, знания, идеалы, совместно разрабатывают различные планы, осуществляют на основе их конкретные типовые действия. Общее в сознании многих людей, выраженное с той или иной степенью полноты и глубины, и образует общественное сознание.

Бытие индивидуального и общественного сознания осуществляется также через функционирование его главного содержания - мировоззрения. Бытие мировоззрения связано с формированием и реализацией картины мира, а также позиций субъекта по отношению к себе, другим людям, к окружающей действительности.

Картина мира как информационная основа мировоззрения исторически изменялась и постоянно пополняется. Примитивно-обыденное восприятие бытия, существовавшее на заре человечества, дополнялось религиозно-мифологическим и абстрактно-логическим элементами. Постепенно доминантность приобретали теоретические, а в них - научные знания. Современная картина мира включает естественнонаучную, научно-техническую и социально-гуманитарную составляющие, а также соответствующие обыденные знания и верования. Она сопряжена с осмыслением глобальных, региональных и национально-государственных проблем.

Таким образом, бытие в философском понимании представляет все существующее, известное или неизвестное человеку. Сам человек - элемент бытия, обладающий важной особенностью - сознанием и деятельностью. Структура бытия характеризуется соотношением материального и идеального бытия, бытия потенциального и актуального, бытия природы, человека и общества. Материальный мир может быть структурно представлен единством микро-, макро-, и мегамира. Проблема бытия - одна из важнейших мировоззренческих и методологических проблем теории всеобщего.

С помощью категории "бытие" интегрируются основные идеи, на базе которых выстраивается фундамент философской картины мира.

1. Бытие объективного и субъективного, материального и идеального есть беспредельная и непреходящая целостность.

2. Природное и общественное, индивидуальное и социальное бытие существуют равнозначно, хотя в различных формах и разными способами.

3. Материальное бытие образует реальность, действительность, в которой человек - элемент бытия. Идеальное бытие связано с сознанием и мировоззрением человека, с его субъективностью.

Исследование основных форм бытия, выявление специфики и характера их соотношения расширяют наши представления о сущности и содержании мира, месте человека в нем.

Понимание материи (материального мира) лежит в основе научного объяснения действительности, развития конкретных наук. Строению и закономерностям функционирования материального мира посвящены в первую очередь современные концепции естествознания. Первые представления о материальном мире содержатся практически во всех древних философских воззрениях. В древнеиндийской философии существовал термин "пракрити", означавший "материя", "природа". Использовались и другие, более конкретные понятия для отражения материального. В древнекитайской философии использовались термины: "материальный хаос", "инь" - тяжелые и темные материальные частицы "женского" начала; "ян" - легкие и светлые материальные частицы "мужского" начала.

В древнегреческой философии широкое объяснение получили многие понятия, выражающие первоосновную субстанциальность материального: космос, вещь, земля, вода, воздух, огонь, атом, апейрон и др. В последующем, по мере актуализации проблемы материального бытия, к ней обращались многие мыслители. В современной философии проблема материи несколько приглушена. Она рассматривается в связи с общей проблемой бытия, а более детально - естественными науками.

Понятия "материя", "материальный мир", "космос", "природа", "объективное материальное бытие" условно можно считать тождественными. Хотя, пример, в понятие "космос" не всегда включается материальное бытие человека и общества. До середины XIX века господствовали механистические взгляды на материю. Ее атрибутами считались: делимость до атома, наличие механического движения, независимость от свойств пространства, инертность и др. Субстратом (материалом) материи признавалось только вещество. Вот как, например, определял материю во второй половине XIX века Д. И. Менделеев. "Вещество или материя, - писал он, - есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представляет массу...". В последующем, с накоплением знаний о природе, в понимание материи были включены физические поля, а также материальные субстраты, которые в одних условиях существуют как вещества, а в других условиях - как элементы физических полей. Других видов материального современное естествознание пока не обнаружило.

Материя - это вся совокупность вещей и физических полей, а также других образований, имеющих субстрат - материал, из которого они состоят. Материя или материальный мир - вид бытия, соотносящийся с идеальным (нематериальным) бытием. В этом состоит онтологическое понимание материи.

Материя - философская категория, которая обозначает (охватывает) в существующее, имеющее вещественный или энергетический субстрат. Понятие материи по своему объему распространяется на все материальные, реально существующие объекты, независимо от того, известны они человеку или нет. По содержанию понятие материи фиксирует наиболее важные, существенные (атрибутивные) свойства и признаки, характерные для материального. К таким атрибутам материи относятся: субстратность; бесконечность; несотворимость и неуничтожимость совокупного материального; конечность, возникаемость (сотворимость) и уничтожаемость конкретных материальных объектов; движение; пространство; время; отражение; информация и др. Философская категория материи и ее характеристика раскрывают гносеологический аспект понимания материального мира, то, насколько человечество изучило окружающий реальный мир.

Наиболее удачное определение материи, содержащее онтологический и гносеологический аспекты, дал В. И. Ленин. "Материя, - писал он, - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Следует отметить, что термин "объективная реальность" в определении и означает материю, существующую реально и независимо от человека. Выше отмечалось, что объективно от человека и его сознания может существовать и идеальное. Вместе с тем, организм человека не во всем существует объективно, то есть независимо от него и его сознания. Зависимость организма человека от него самого весьма существенна по регуляции, мотивации, поддержанию нормального функционирования и другим параметрам. В таком смысле термин "объективная реальность" может охватывать как материальную реальность (материю), так и объективно идеальное.

Структура материи может быть представлена по различным основаниям. В зависимости от основных способов существования выделяются:

В зависимости от естественнонаучной классификации материального мира в нем выделяются роды материального: физический вакуум, плазма, физическое поле, вещество. Вещество существует как микромир, макромир и мегамир (бесконечный космос). Научные знания о строении материального мира постоянно развиваются и уточняются.

Формами или способами существования материи обозначают те общие характеристики, которые присущи различным условиям ее организации и изменения. Они более глубоко и полно изучаются конкретными науками. Формами (способами) существования и движения материи являются: физическая (мир атомов и кварков, элементарных частиц), химическая (мир молекул неживой и живой природы, клеточное строение); биологическая (живые организмы и популяции), социальная (жизнедеятельность людей в обществе на основе трудовой деятельности, языка и сознания).

В эволюции биосферы Земли как высшей стадии развития макромирами в мегамире специально выделяются три формы существования материи: экологическая форма движения (биосфера), геологическая (планеты) и космическая (звездные системы, Галактики, Вселенная) формы движения. На пороге XXI века наука вплотную подошла к тому, чтобы объяснить возникновение материи не на основе мифов, верований или логических спекуляций, а используя имеющиеся точные знания синергетики, космической физики и других наук. Существует концепция, согласно которой материя возникла из состояния неустойчивости неравновесной системы - квантового вакуума. Квантовый вакуум трактуется как бы формой материи, способной при определенных условиях приводить к возникновению из нее вещественных частиц. Он отличается от "ничто" тем, что имеет универсальные постоянные как аналог всеединства. Несомненно, в таком понимании квантового вакуума много допущений и предположений, но достаточно и точных данных.

Процесс возникновения материи представляется следующими этапами. Квантовый вакуум осуществляет спонтанную флуктуацию (появление ненаблюдаемых, промежуточных, возникающих и тут же исчезающих частиц). Но такие частицы "успевают" взаимодействовать, обусловливая превращения квантов. При этом квант понимается неделимой порцией какой-то величины (энергии, частицы и т. п.). Благодаря этой флуктуации, квантовый вакуум становится наблюдаемым, обнаруживает себя, а также может случайно приходить в состояние особого возбуждения.

Затем может наступить - и в случае с возникновением материи - наступил момент критического состояния вакуума - точка бифуркации. Это переломный момент в развитии квантового вакуума. Он характеризует распад нестабильных (флуктуирующих) частиц на материю (постоянные частицы) и излучение. Это ведет к появлению таких характеристик материи, как пространство и время. В итоге данного процесса формируются стабильные частицы с постоянной массой, и начинается их "жизнь" - бытие в пространственно-временном континууме. Энтропия как мера неорганизованности системы (спонтанно флуктуирующего квантового вакуума) уступает место негэнтропии - мере организованной (устойчивой) системы. При всех недостатках данной концепции она более предпочтительна, чем мифы о возникновении материального или религиозная догма. Данная проблема все еще остается мировоззренческой, а не экспериментально-научной.

Таким образом, материя характеризует вещественно-энергетическую субстанциальность бытия. Материя обладает атрибутивными (неотделимыми) формами и способами существования.

Движение означает любое изменение, изменение вообще. Правомерно говорить о двух основных типах движения:

а) первый тип движения основан на сохранении качества предмета в процессе изменений;

b) второй тип движения характеризует изменения качественного состояния предмета, смену одного качества другим.

Соответственно иерархии материи существуют качественно разнообразные способы ее движения, которые можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе обществу. Неживую природу характеризует доминантность физических и химических форм движения. В живой природе основной является биологическая форма движения. В обществе главной является социальная форма движения. Важно отметить, что "низшие" формы движения проявляются "высших" типах организации материи. Но "высшие" формы не имеют места в более "простых" типах организации материи.

Наука XX века перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов и считает его одним из элементов физического движения. Она внесла много нового в понимание соотношение механической, физической и химической форм движения, природы биологического движения. Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов как социальной формы движения материи. Особым состоянием движения выступает развитие. Оно характеризует необратимость движения и возникновение нового.

Данная философская категория характеризует протяженность и взаимное расположение материальных объектов, существование и взаимодействие составляющих их элементов. Наиболее общими свойствами пространства являются: объективность; абсолютность и относительность; многомерность и обратимость; свойства объектов быть протяженными, занимать определенное место, граничить (соотноситься) с другими объектами.

Данная категория выражает длительность существования, продолжительность "жизни" материальных объектов, последовательность смены их состояний.

Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку материальный мир находится в состоянии движения и развития. Если бы материя рассматривалась вне движения, понятие времени, как и пространства не имело бы смысла.

К важнейшим свойствам времени следует отнести: объективность, абсолютность и относительность, одномерность, необратимость.


Перейти к тесту