Тема 7.Роль общения в культуре человека.

Свобода означает ответственность.

 Вот почему большинство людей боится свободы.

 Джордж Бернард Шоу 

 Общение как составляющая культуры, как проявление культуры человека. Психологический механизм действия норм правил формируется с раннего детства. Усвоенные эталоны и нормы выступают для человека основой построения собственного поведения в ситуациях общения. Ожидания других ограничивают и направляют наше поведение. Конкретный набор правил зависит от характера самой ситуации, от целей и задач партн╦ров.

 Обыденные ситуации общения можно сгруппировать следующим образом: диадное или интимно-личностное общение; межличностное общение; ситуации делового общения; общение людей в относительно больших группах и сообществах; ситуации массового общения. Характеристика структур и видов коммуникаций. Общение - ценность. Так как в этом процессе удовлетворяются основные социальные потребности человека. Это потребность "в человеческих связях" - потребность в чувстве "мы", в принадлежности к общности; потребность "в самоутверждении", в ощущении своей значимости для окружающих, в престиже, в признании себя как личности; потребность - "в привязанности", в т╦плых отношениях, в любви; потребность "в самосознании", потребность быть индивидуальностью, получать от других признание своей неповторимости и необычайности; потребность "в системе поклонения", согласно которой человек стремится ощущать свою причастность к определ╦нной культуре.

 Среди при╦мов эффективного общения выделяются такие: избегать "негативных" моделей поведения; контролировать свои эмоции и их выражение в общении; в любой ситуации проявлять безусловную вежливость и доброжелательность в общении; проявлять искренний интерес; слушать собеседника; стремиться выражать благодарность; принимать партн╦ра как личность; стремиться понимать собеседника; оставаться самим собой и быть естественным в поведении. 

Любой процесс общения осуществляется при помощи определ╦нных средств, обеспечивающих связь, эмоциональный и информационный контакт между людьми Средства общения делятся на вербальные (речь) и невербальные, неречевые, несловесные. Невербальные средства несут для партн╦ров по общению информацию об эмоциональных состояниях, чувствах и отношениях друг к другу; дополняют, уточняют, а иногда замещают речь; являются показателем статусно-ролевых характеристик партн╦ров; могут служить средством межличностного воздействия в общении, регулировать отношения; являются средством создания определ╦нного образа. Особая ценность невербальных средств по сравнению с речью заключается в том, что они более естественны, в меньшей степени находятся под контролем сознания, а поэтому бывают более правдивы в плане отражения чувств и отношений. Поэтому можно говорить о приоритетности невербальных средств над речевыми именно в передаче характера общения. 

Конфликт неотъемлемая составляющая общения. Причины возникновения конфликтных ситуаций, находятся в причине, почему люди вступают в общение. Последствия конфликтов различны. Они имеют как отрицательные, негативные последствия так и положительные. Здесь происходит изменение "себя". Конфликт заставляет человека посмотреть в "себя". Пути выхода их конфликтных ситуаций многообразны от самых кардинальных (разрыв всяких отношений), до дипломатичных (где требуется чувство такта и главное желание решать и искать выход из сложившейся ситуации). Роль культуры обращения и речи как необходимая составляющая процесса общения. Речевой этикет предполагает следование культурным нормам языка, умение использовать речевые правила приветствия, прощания, представления, умение формулировать свои мысли в виде тезисов, суждений, проблем, спорных положений, знание канонов красноречия, умение использовать речевые и риторические фигуры и при╦мы.

Вопросы к семинарским занятиям тема 7
содержание