Основы научных исследований
в агропромышленном производстве

электронный учебно-методический комплекс

ВВЕДЕНИЕ

В аграрном секторе страны происходят глубокие социально-экономические преобразования. Идет процесс трансформации форм собственности, организации и размеров производства, возникают разные типы предприятий и объединений. Складывается новый механизм функционирования народного хозяйства, при котором возрастает ответственность организаций и отдельных исполнителей за количественные и качественные результаты производства, повышается значение в обеспечении в ближайшие годы продовольственной безопасности страны.

Становление рыночной экономики происходит в условиях нестабильности и спада производства даже в районах с относительно благоприятными природно-экономическими условиями для развития сельского хозяйства. В этом объективно проявляются недостатки в управлении и стимулировании труда, попытки подмены экономических методов хозяйствования административными, недооценка роли агропромышленного комплекса в подъеме экономики страны.

Изучение происходящих процессов, определение реальных тенденций развития АПК обуславливает необходимость расширения и углубления экономической теории, применения современных технологий и технических средств, максимального учета достижений науки и передовой практики, региональных особенностей производства и реализации продуктов сельского хозяйства. Возрастает важность устранения одностороннего подхода к оценке происходящих социально-экономических процессов, комплексного научного обеспечения АПК, последовательного учета действия экономических законов развития производства.

Как показывает опыт, в ходе агроэкономических исследований обычно используются традиционные методы и приемы анализа (статистических наблюдений, сравнений, средних показателей, динамических рядов и др.). Недооценивается применение системного, корреляционного и регрессионного анализа, моделирования и других методов. При определении количественных показателей происходящих изменений часто учитывается влияние на промежуточные и конечные результаты только факторов, которые подтверждают определенные замыслы или посылки, что принижает достоверность, а иногда и дискредитирует научные поиски, рекомендации, которые предлагаются для практической реализации.

Заметно возросшая техническая оснащенность научного труда открывает возможность для широкого применения электронно-вычислительной техники, новых информационных ресурсов, позволяет решать сложные, многовариантные экономические задачи, сокращать сроки получения ответов для принятия определенных решений.

Тяжелейший экономический и социальный кризис, в котором находится Россия, существенно связан с низким уровнем методологической культуры. Особенностью экономических исследований является то, что, исследуя производство материальных благ, они нацелены на изучение социально-экономических отношений. Следовательно, приобретение способностей и навыков исследователя является обязательным условием для исследования экономических ситуаций и процессов происходящих в стране.

В связи с этим студенты экономического факультета должны иметь минимум необходимых теоретических знаний о методах научных исследований, а также практических навыков проведения научных исследований.

Данное пособие позволит решить следующие цели:

  1. Сформировать у студентов целостную систему знаний о методах и приемах исследования конкретных общественных явлений и процессов;
  2. Раскрыть совокупность всех методов познания изучаемых явлений и содержание методики экономических исследований;
  3. Позволит овладеть методологическими, организационными и методическими основами исследований в экономике.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения