1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Организационные основы исследования
Исследование любого класса систем есть особый вид мыслительной деятельности,
иногда очень сложной, требующей определенных способностей и навыков, специальной
подготовки, затраты некоторого объема ресурсов: интеллектуальных, временных,
природных, технических и т.д. Исследование всегда есть система более или менее
мощная, более или менее сложная.
Как система исследование включает три взаимосвязанные подсистемы:
а) объект и предмет исследования;
б) исследователь;
в) язык исследования.
Объект и предмет исследования может выступать в трех видах:
1) организационные, экономические (материальные) отношения;
2) отношения личностные и безличностные, общие и общесоциальные, основой
которых являются экономические (производственные) отношения;
3) система, категорий, накопленных знаний.
Исследователь - подсистема, воздействующая на объект исследования и
испытывающая его воздействие. Исследователь формирует определенные цели
(концепции понятийного материала). Каждый исследователь подходит к исследованию
с некоторой совокупностью проблем и концепций, поэтому характеристики одних и
тех же понятий рассматриваются исследователями по-разному, исходя из
сложившегося круга концепций и знаний исследователя. Однако любая интерпретация
должна быть основана на единой методологии.
Исследователь не только сам воздействует на объект, но и испытывает на себе
воздействие объекта исследования. Появляется так называемое "сопротивление
материала", которое исследователь иногда не может преодолеть.
Язык - связывает объект исследования с исследователем в одну систему. Язык -
система знаний и понятий, с помощью которых происходит отображение в сознании
исследователя объекта исследования.
Существуют естественные и специфические языки (экономический, статистический,
математический и т.д.). Вследствие различного уровня подготовки исследователей в
знании специфических языков может иметь место неоднозначность интерпретации
одних и тех же понятий. Поэтому требуется согласователь понятий - "тезаурус", он
должен предшествовать работе.
Всякое исследование должно начинаться с поиска задачи, темы для исследования.
На начальных этапах подготовки специалиста в вузе задачи, темы для
самостоятельной работы студентами, как общее правило, задаются кафедрами в виде
рекомендательных списков тем, докладов, рефератов, контрольных и курсовых работ,
дипломных проектов и т.д.
Выбор какой-либо конкретной темы обычно опирается на консультацию. Но, как
показывает опыт всей мировой науки, только тогда, когда исследователь работает
над такой задачей, которую он определил для себя сам, можно быстрее достигнуть
серьезного, ценного успеха.
Поиск и обоснование темы исследования требует понимания сущности и
содержания, взаимосвязи и взаимообусловленности общелогических и специфических
для теоретического мышления форм: понятий, суждений, умозаключений, законов,
теорий, гипотез; знания сущности логических операций с этими формами. В процессе
самого исследования основным становится обоснование истинности суждений и
умозаключений исследователя. Для этого нужно, прежде всего, освоить основы
методологии, т.е. учение о подходах к познанию и методах познания истины,
способах структуризации новых знаний, законах логического мышления, путях
предотвращения логических ошибок, направлениях и способах доказательства
истинности знаний.
Подчеркнем еще раз, всякое исследование имеет своим исходным пунктом
определение целей и формулировку проблем. Под целью понимается мысленный,
идеальный образ, предвосхищающий конечный итог работы, результаты.
Вместе с тем двигателем всех поступков является интерес общества, класса,
индивидуума. Поэтому предвосхищение результатов в виде целей есть реализация
интересов, а цель есть концентрированное выражение интересов.
Многообразию интересов соответствует многообразие целей, а поскольку
существует иерархия интересов, постольку существует и иерархия целей. В цели
выражается система проблем.
Под проблемой, в общем виде, подразумевается разница между исходной
(реальной) и желаемой (прогнозируемой) ситуацией.
Под ситуацией понимаются события, характеризующие состояние того или иного
объекта. Целями исследования могут быть:
развитие истории;
совершенствование практики.
Целью исследования всегда является научный вопрос или научная проблема.
Научный вопрос - это предположение о возможности распространения известных
исследователю знаний на область исследования, то есть на неопознанную область.
Многие кандидатские исследования находятся в сфере поиска решения научного
вопроса. Возможны два варианта ответа на научный вопрос:
1) Да, известные теории, законы полностью подтверждаются на массиве научных
фактов, связанном с решением научного вопроса. Область научного знания
расширяется, не меняясь качественно, т.е. экстенсивно.
2) Нет. Исследователь приходит к выводу, что для научного объяснения
изучаемой системы недостаточны известные теоретические положения, принятые в
науке определения, нужны иные подходы, новые трактовки. В этом случае вместо
научного вопроса возникает научная проблема. Научная проблема - это
промежуточное состояние между несистемностью и системностью знаний о сущности
исследуемой системы и ее проявлениях, содержании и форме и т.д.
Правильная постановка научной проблемы - непременное и важнейшее условие ее
эффективного разрешения. Известны три основных логических правила постановки
научной проблемы:
- ограничить известное от неизвестного (инвентаризация неизвестного);
- локализовать неизвестное во времени пространстве;
- сформулировать проблему и определить, что необходимо для ее исследования.
Исследователь в сфере социальных явлений и процессов (и, следовательно, в
сфере экономики как в главнейшем компоненте системы общества) имеет дело с
четырьмя видами проблем: хорошо структурированных (стандартных);
структурированных; слабо структурированных и не структурированных. Понятие
"структурирование проблемы" означает, что установлена мера связи между факторами
причины и следствия. Хорошо структурированные (или стандартные) проблемы - это
такие, решение которых жестко детерминировано изменениями в факторах причины
(любое изменение в этих факторах вызывает строго определенное и инвариантное
изменение в следствиях, результатах).
Так, в условиях экстенсивного типа воспроизводства решение проблемы
увеличения объема производимого продукта возможно только на основе увеличения
массы используемых ресурсов. Связь жестко и однозначно детерминирована и нормой
затрат (расхода) и т.п. Теснота связи здесь равна единице.
Структурированные проблемы - это такие, при решении которых необходимо
учитывать существенное воздействие вероятностных факторов, что означает, что на
"входе" системы действуют, кроме хорошо известных, количественно формализуемых
факторов, и неизвестные факторы или факторы неформализуемые. Поэтому объективно
возникают условия для того, чтобы изменения формализуемых факторов "входа"
приводили к неоднозначному изменению на "выходах" системы в связи с воздействием
неизвестных или неформализуемых факторов. Для структурированных проблем теснота
связи определяется на основе теории корреляции и регрессии (практически
считается, что теснота связи для этого класса проблем характеризуется значениями
частного коэффициента корреляции от 0,75 и более и детерминанты от 0,57 и
более).
Слабо структурированные проблемы - это проблемы, в решении которых
неизвестные и неформализуемые факторы занимают очень большое место и поэтому
весьма значительна неопределенность. Примерами таких проблем могут служить
экономическая оценка воздействия на природную среду ("экологической частоты")
различных вариантов осуществления крупного производственного проекта,
формирования оптимального процесса создания технической системы выше уровня
мировых стандартов ("перегнать, не догоняя").
Неструктурированные проблемы. Для этих проблем характерна максимальная
неопределенность. Примеры - прогноз развития отрасли народного хозяйства на
долгосрочную (15-20 лет) перспективу; определение результатов и эффективности
научно-исследовательских работ в длительной перспективе и др. Поэтому для их
решения могут быть использованы только эвристические методы, использующие
индивидуальные и коллективные экспертные оценки на основе опыта и интуиции
специалистов - ученых и практиков (системы "мозговой атаки", "дельфы" и др.).
После определения темы исследования рекомендуется разработать рабочий
сценарий всего процесса подготовки и проведения исследования в реальном времени.
Общая логика (или алгоритм) исследования, под которой понимается
упорядоченная последовательность действий, направленных на достижение цели
исследования, представлена в следующей схеме:
|¯¯¯¯¯¯¯ |
Исследователь |
¯¯¯¯¯¯¯| |
Научный
руководитель
или
научный
консультант |
|
| |
|
Информация.
Факты.
Сбор, оценка
и проверка,
систематизация.
Выявление
новых
источников
информации.
Анализ информации. |
Сценарий исследования |
| |
Предварительное
изучение источников |
| |
Формулирование проблемы
и ее структуризация |
|
| |
|
|
Декомпозиция проблемы
Установление иерархии целей |
|
|
| |
|
|
Уточнение проблемы
и ее переструктуризация |
|
|
| |
|
|
Моделирование
предварительное |
|
|
| |
|
|
Извлечение источников |
|
|
| |
|
|
Уточнение плана выработки |
|
|
| |
|
|
План исследования |
|
|
| |
|
|
Выработка концепции
исследования |
|
|
| |
|
|
Процесс исследования |
|
|
| |
|
|
Оформление результатов
исследования |
|
|
| |
|
|
Завершенное исследование
(диссертация, монография,
научный отчет) |
|
Алгоритм научного исследования включает 3 крупных группы операций (3этапа):
1) Предварительное изучение проблемы с 1 по 5 стадии;
2) Разработка вариантов модели (плана) исследования (с 6 по 10 стадий);
3) Непосредственное исследование.
Самым важным моментом I этапа является формирование у исследователя
максимально полного представления о том, что сделано до сих пор в исследуемой
области до начала его исследования. Это предполагает знакомство с
фундаментальной литературой по данному вопросу. Причем знакомство с литературой
должно проводиться в ретроспективном плане, то есть от последних по времени
источников к более ранним. В каждом исследовании присутствует момент
субъективного. Поэтому надо обязательно ознакомиться с работами разных авторов,
в том числе зарубежных. Круг источников должен быть максимально возможно полным,
степень широты его ничем не ограничена. В этот период обязательны контакты с
научным руководителем или специалистами, хорошо знающими донную проблему. С их
помощью необходимо произвести классификацию библиографических источников по трем
группам:
- Источники, которые должны лежать в основе исследования.
- Факты различного уровня.
- Источники, расширяющие круг информации. Кроме того, литература
систематизируется по разделам:
- монографии научных исследований;
- специальные публикации научно-исследовательских институтов и т.п.
- статистические данные.
Необходимо определить форму фиксации информации (карточки, листы, тетради и
т.п.). При этом должна быть обеспечена возможность классификации информации.
На II этапе разрабатывается план исследования. В вариантном виде сразу
разработать окончательный вариант плана невозможно. Поэтому разрабатываются
несколько вариантов плана: предварительный план, рабочий план и окончательный
план. Предварительный вариант плана должен быть гибким на предмет возможного
изменения. Рабочий план должен быть подробным. В нем должны быть расписаны все
частные проблемы и вопросы, мысли по каждому пункту исследования, источники, на
основе которых намечается разработать тот или иной вопрос. Заканчивается этот
этап разработкой концепции исследования и оформления ее в виде монографии,
доклада, диссертации.
На III этапе проводится само исследование.
|