1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.2. Методические основы исследования
Любое исследование - теоретическое или прикладное - всегда представляет собой
информационный процесс, заключающийся в логической цепочке:
- Исходная первичная и вторичная информация
- Переработка этой информации в соответствии с логикой и методологией
исследования
- Получение новой информации в логических формах
Соответственно этой схеме выделяются три последовательных этапа: поиск и
отбор необходимой информации; переработка этой информации; оформление итогов
исследования.
1.2.1. Поиск и отбор информации
Поиск и отбор информативных материалов - взаимосвязанный процесс. Студент
должен овладеть умением отыскать в море информации только нужные сведения,
факты, идеи. Первичной информации в море новой литературы содержится не более
25%, остальная - вторичная. Задача заключается в том, чтобы отыскать в
информационном потоке оригинальные издания и отсеять все остальное, найти такую
информацию, которая является наиболее ценной и актуальной в данный момент.
Нужно:
1) научиться быстро, с наименьшей затратой сил следить за потоком новой
информации;
2) рационально выбирать из информационного потока книги, статьи и другие
материалы по конкретной теме;
3) оперативно и полно извлекать из отобранных материалов нужную информацию.
Научная информация подразделяется прежде всего на "первичную" и "вторичную".
Первичная информация охватывает публикуемую литературу (официальные издания;
массово-политические и научно-популярные издания; научные издания; материалы
научных конференций, симпозиумов, семинаров; монографии; сборники; бюллетени;
"ученые записки", "известия и труды" организаций; специальные виды официальных
изданий (нормативные, плановые, статистические, производственные и т.п.) и
непубликуемые источники (диссертации; депонированные рукописи; отчетная
научно-техническая документация; репринты; переводы; архивные документы;
первичные данные предприятий, учреждений, организаций; документация общественных
организаций).
Вторичная информация - результат аналитико-синтетической и логической
переработки первичной публикуемой и непубликуемой информации. Это информационные
издания (реферативные журналы, реферативные и аналитические обзоры и др.),
справочная литература (энциклопедии, словари, справочники), каталоги и
картотеки, библиографические издания.
Умение быстро осуществлять поиск информации является важным условием
продуктивности и качества самостоятельной работы студента. Знания и навыки в
этой области включают: представление о системе научно-технической информации в
целом и о том, как эта система конкретно представлена там, где работает, учится
студент; знания о возможных источниках информации; умение пользоваться
библиографическими и другими справочными материалами.
Источник научной информации - это носитель, содержащий сообщение. Органы
научно-технической и справочной представлены библиотеками (общими и
специальными) и единой системой научно-технической информации (ГСНТИ).
В библиотеках основными фондами обслуживания читателя являются:
справочно-библиографическое; межбиблиотечный обмен (МБО); абонемент, фото- и
ксерокопирование, микрофильмирование.
Справочно-библиографическое обслуживание осуществляется специальными
библиографическими отделами или бюро, системой каталогов (алфавитных,
систематических, предметных, вспомогательных) и карточек (перечней всех
материалов, выявленных по определенной тематике).
С точки зрения потока информации структура любой библиотеки однотипна. Она
состоит из двух частей:
1) фонд источников первичной информации (книги, брошюры, журналы и бюллетени,
газеты, аудиовизуальные материалы, стандарты, нормативные документы,
неопубликованные материалы);
2) фонд источников вторичной информации (библиотечные каталоги и картотеки,
библиографические указатели).
Библиотечные каталоги являются связующим звеном между книжным фондом и
читателями библиотеки. Они выполняют различные функции, которые обеспечивают
раскрытие содержания книжного фонда и целенаправленное руководство чтением
читателей. Библиотечные каталоги имеют информационно-поисковую функцию,
осуществляемую в процессе ручного поиска по каталогу, то есть при сопоставлении
запроса читателя с данными каталогами.
Алфавитный каталог - это информационно-поисковая система (ИПС),
информационно-поисковым языком которой является библиографическое описание.
Каталожные карточки с описанием книг расставляются в алфавите фамилий авторов и
заглавий произведений.
Алфавитный принцип (строгий алфавит) расстановки карточек позволяет собрать в
одном месте совокупность основных и добавочных описаний, в заголовке которых
указана фамилия одного и того же автора, что обеспечивает исчерпывающий ответ на
один из самых важных вопросов: какие книги определенного автора имеются в
библиотеке? Алфавитный принцип организации каталога позволяет ответить и на
другой важный вопрос: имеется ли в библиотеке конкретная книга, автор и заглавие
которой известны, а также выделять отдельные массивы описаний изданий
индивидуального и коллективного автора.
Систематический каталог - это информационно-поисковая система, которая
учитывает содержание произведений печати. ИПС здесь является индексом
библиотечной классификации. Для того чтобы пользоваться систематическим
каталогом, нужно знать точный индекс интересующей Вас отрасли знания, так как
карточки с библиографическим описанием, учитывая содержание произведений печати,
расставляются в отделе соответствующей отрасли знаний. Структура отделов
систематического каталога соответствует принятой в данной библиотеке
классификации. С наибольшей полнотой отвечает современным требованиям,
предъявляемым к библиотечной классификации, советская
библиотечно-библиографическая классификация (ББК).
Для оказания помощи читателям в поиске литературы по систематическому
каталогу служит алфавитно-предметный указатель (АПУ) или просто ключ к
систематическому каталогу. Классификация по отраслям знания делает неизбежным
рассредоточение различных аспектов одного и того же предмета, явления по разным
отделам классификационных таблиц.
Предметный каталог - это ИПС, в основе которой лежит учет содержания
произведений печати по предметам и рубрикам. Библиографические записи
группируются по наименованиям рубрик, а внутри рубрик - в алфавитном порядке. В
отличие от систематического каталога, который также учитывает содержание
произведений печати, предметный каталог строится не по отраслям знаний, а по
более узким предметам.
Библиографическое описание (БО) служит основой для составления каталогов
(каталожные карточки с библиографическим описанием) библиографических пособий и
др. БО является характеристикой произведения печати, дающей представление о его
содержании, целевом и читательском назначении, объеме, оформлении.
Единая государственная система научно-технической информации включает:
Межгосударственные органы (институт научной и технической информации - ВИНИТИ;
институт научной информации по общественным наукам - ИНИОН; институт патентной
информации - ЦНИИПИ; ВВЦ; Книжная палата; институт межотраслевой информации -
ВИМИ; научно-технический информационный центр - ВНТИЦ; ГПНТБ и другие);
межотраслевые территориальные органы (в республиках, краях и областях);
центральные отраслевые органы по министерствам и ведомствам; отделы (бюро) НТИ в
институтах и предприятиях; научные и специальные библиотеки; дома
научно-технической пропаганды.
Основными задачами органов НТИ высшего учебного заведения является: изучение
информационных потребностей профессорско-преподавательского состава, аспирантов
и студентов с целью рационального комплектования и пополнения
справочно-информационного фонда вуза; оперативное обеспечение информацией о
достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, о передовом опыте
организаций учебного процесса, о коммунистическом воспитании студенческой
молодежи, о результатах научно-исследовательских работ, выполненных в вузах.
Информационные издания на основе централизованной обработки научных
документов, органы научно-технической информации подготавливают информационные
издания в виде реферативных журналов (РЖУ), бюллетеней сигнальной информации
(СИ), экспресс - информации, аналитических и реферативных обзоров, печатных
библиографических и аннотированных таблиц, графических карточек.
ВИНИТИ, ИНИОН, ГПНТБ принимают заказы на ксеро-, фото-, микрофотокопии.
В отделах (бюро) научно-технической информации создается
справочно-информационный фонд (СИФ) из массива информационных материалов,
библиографических указателей, разнообразных карточек.
Книжная палата издает комплекс летописей:
- Книжная летопись - книги и брошюры по всем отраслям знаний;
- Ежегодник книг;
- Летопись журнальных статей;
- Летопись газетных статей;
- Летопись рецензий.
ИНИОН издает библиографические указатели отечественной и новой иностранной
литературы по общественным наукам.
ВНТИЦ выпускает бюллетени регистрации научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ.
ВИНИТИ издает библиографический указатель "Депонированные рукописи".
ГПНТБ выпускает: библиографический указатель "Новые зарубежные книги" по
естественным наукам, технике, сельскому хозяйству, медицине и "Общесоюзный
сводный каталог зарубежных периодических изданий".
Информация о литературе содержится также во многих книгах и периодических
изданиях. Это так называемая прикнижная (пристатейная) библиография.
Основным источником информации о новой литературе по общественным наукам
является система бюллетеней и реферативных журналов ИНИОН. ИНИОН осуществляет
текущую (сигнальную) и реферативную информацию об отечественной и зарубежной
экономической литературе. В круг его информационно-библиографических изданий
входят экономические указатели серий: "Новая литература по общественным наукам",
"Общественные науки за рубежом".
Для обеспечения работы с литературой запись сведений о ней -
библиографическое описание - удобнее всего делать на стандартных библиотечных
карточках или перфокартах. Для каждого отдельного издания или публикации -
отдельную карточку или перфокарту. Это обеспечит место не только для
библиографического описания (набора сведений о произведении печати), но и для
аннотации, краткого реферата, для шифра и сведений о библиотеке, в которой
хранится данное издание. Можно указать отдельные страницы, представляющие
интерес, а еще лучше дать краткую аннотацию. Карточки можно сортировать в любом
порядке, удобном для этой стадии работы, но лучше в алфавитном. Это поможет
избежать дублетности описаний. Это особенно важно при просмотре литературы с
целью ретроспективного поиска за большой промежуток времени. Карточки, благодаря
шифрам, легко систематизировать, перестраивая по мере надобности схему
классификации, дополняя ее новыми разделами и новыми карточками.
Личная библиографическая картотека представляет собой гибкий рабочий аппарат;
она удобнее любых списков. В процессе работы над темой с помощью картотеки
удобно планировать и организовывать работу по ознакомлению с источниками,
установить, какие материалы уже проработаны и какие еще нужно доработать. В
зависимости от особенностей темы и литературы к ней, в картотеке может
применяться любое расположение карточек (алфавитное, систематическое,
хронологическое, по видам изданий и т.д.).
1.2.2. Работа над источниками информации
и оформление итогов работы
Обработка и переработка массива отобранной информации логически состоит из
двух последовательных комплексов действий: ознакомительного (чтение источников)
и исследовательского (осуществления записей различного вида).
Чтение источника (книги, статьи, отчета и т.п.) рекомендуется осуществлять в
два этапа:
I этап - ознакомительное чтение;
II этап - основное чтение с записями.
Первый этап - это предварительное ознакомление с источником (книгой, статьей,
отчетом и т.д.). Порядок здесь рекомендуется следующий: Последовательность
ознакомления.
- Название, заглавие.
- Кто автор или авторы.
- Издательство или учреждение, организация, предприятие, выпустившее
(сформировавшее) этот источник.
- Время издания, подготовки, написания.
- Есть ли аннотация.
- Прочитать оглавление.
- Есть ли предисловие от автора (авторов), учреждения, организации.
- Справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения), прикнижная
(пристатейная) библиография и т.п.
Ознакомление должно дать ответ - представляет ли источник интерес, и если да,
то в чем; какими методами его можно обработать.
Очень важно представить ход мыслей автора (авторов) источника - что
докладывается, каковы основные идеи, какие аргументы приводятся в обоснование
этих идей. Полезно делать отметки - на полях (если источник информации
принадлежит читающему) или закладки (если источник представлен во временное
пользование - библиотекой, информцентром, предприятием, учреждением). Отмечаются
важнейшие тезисы, понятия, категории, формулы.
Второй этап - основное чтение источника и записи. Запись - наиболее
эффективный путь усвоения информации. Это связано с тем, что она представляет
(должна представлять) творческий процесс анализа содержания источника,
определение наиболее существенного в информации, содержащейся в источнике, и
отбор самого важного для того, чтобы дать эту информацию в сжатом ("свернутом")
виде.
Главное - не запоминать содержание источника, а усвоить, т.е. обеспечить
накопление и расширение знаний. Следовательно, акцент должен быть сделан на том,
чтобы разобраться в логической структуре источника, выделить главное, что
пригодится для обоснования его основных положений, установить связи между этими
положениями.
Все термины и понятия, незнакомые или смысл которых не ясен, следует с
помощью словаря и справочников точно определить, т.е. составлять и непрерывно
пополнять словарь терминов, понятий, сокращений, аббревиатур.
При записи используется не только зрительная, но и двигательная память. Формы
записи многообразны. Наиболее распространенными являются:
- план (простой или развернутый);
- тезисы (простые или развернутые);
- резюме;
- конспект.
План - последовательное перечисление вопросов, рассматриваемых в источнике
информации, наряду с названием разделов и параграфов книги, перечнем вопросов,
затрагиваемых в статье и т.п. План раскрывает логику источника, синтезирует
ориентации в его содержании. Обычно составляется по ходу ознакомления с
источником, но может быть составлен и после ознакомления. Особые разновидности
плана - структурный план, который последовательно раскрывает идеи источника, и
логический план, который раскрывает его логику.
Разработка плана источника - сродство развития логического мышления; развития
навыков сжато и последовательно излагать свои мысли.
Тезисы - сложная форма записи. Составляется после ознакомления с
совокупностью источников, тематически между собой связанных.
Резюме - краткая оценка прочитанного источника информации. Пишется после
прочтения и осмысления текста информации. Содержит характеристику цели, главного
содержания источника, логики, новизны и практического значения выводов,
содержащихся в источнике.
Конспект - универсальная форма записи. Он объединяет все другие формы: план,
тезисы, аннотации, резюме.
Конспект как форма накопления знаний активно способствует пониманию и
усвоению их ориентации, помогает выработке навыков краткого изложения важнейших
вопросов, освещающихся в источниках информации, умению ясно излагать содержание
источника своими словами, быстро восстанавливать в памяти содержание
прочитанного.
Конспект как форма накопления материалов для исследования требует включать и
собственные суждения исследователя по вопросам, освещаемым в источнике - новые
аргументы к тем или иным тезисам источника, согласие или несогласие с
положениями источника, выделение тех разделов в тексте источника, которые должны
быть (передаются) в дополнительном рассмотрении. Обогащает конспект включение в
него графических материалов, таблиц, схем, хронологии исследуемых процессов.
Особенно ценно составление структурно-логических схем.
Составные элементы конспекта - план источника информации (статьи, отчета,
монографии); изложение основных мыслей источника; оценочные характеристики
основных положений источника тем, кто конспектирует. В тексте конспекта уместны
цитаты, схемы, таблицы, доказательства, приводимые в источнике.
При конспектировании фундаментальных научных монографий необходимо
сопровождать конспект историографической справкой о времени и условиях, при
которых создавался источник, целях, которые ставились автором источника,
желательно составление справочного словарика категорий и терминов, используемых
в источнике.
Конспект не должен быть чрезмерным по объему, так как конспектирование - не
тиражирование источника, а краткое творческое его осмысление.
Конспект - основная база для всех видов научного творчества от простейших,
исходных форм (сообщение на семинаре, участие в проведении ситуационных и
деловых игр) до дипломного проекта, научной работы, диссертации.
Конспект как форма накопления материалов для исследования может быть как по
отдельным источникам, так и тематическим. Это более высокая и более сложная
форма записи. Здесь одна тема, по которой ведется конспектирование нескольких
источников. В тематическом конспекте особенно важным является творческая оценка,
сопоставление различий в характеристике одних и тех же процессов, имеющихся в
различных источниках. Тематический конспект - основная форма непосредственной
подготовки к научному докладу, к написанию контрольных и курсовых работ,
дипломных проектов, статей.
Весьма важной формой конспекта, его логическим завершением являются
структурно-логические схемы.
1.2.3. Основы методики оформления
Итогом исследования может быть информационный доклад (служебная записка);
аналитический обзор; статья в научном сборнике; доклад на научной конференции;
диссертация; монография. Структура каждой из этих работ не формализована.
Исследователь определяет ее по собственному усмотрению. Но практически уже
устоялось общее мнение ученых о том, что обязательно должны присутствовать
следующие моменты:
- Возможно более краткое обозначение темы.
- Фактический уровень разработки темы в литературе. Что остается
дискуссионным?
- Какие позитивные моменты можно извлечь из международного опыта разработки
этой темы.
Все остальное по усмотрению исследователя.
При изложении спорных вопросов темы необходимо приводить мнение различных
авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо
автора, его мысль следует излагать без сокращения. Только при этом условии
критика может быть объективной. Обязательным при наличии различных подходов к
решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в
действующих инструкциях и работах различных авторов. Лишь после этого
обосновывается мнение по спорному вопросу или поддерживается одна из уже
имеющихся точек зрения с соответствующей аргументацией.
Не только цитаты, но и изложение принципиальных положений других авторов,
должны включаться в работу со ссылкой на источник.
Большое значение имеет насыщенность текста работы схемами, графиками,
диаграммами. Их применение является незаменимым средством формализации
характеристик объекта исследования. Они способствуют не только повышению
наглядности и убедительности материала, но и более глубокому раскрытию сущности
явлений, повышает культуру изложения, позволяет в лаконической форме отразить
знания в исследуемых вопросах.
При выполнении графического материала обязательными требованиями являются
аккуратность и лаконизм в выборе средств и цветов. Эти требования обеспечивают
наглядность и четкость восприятия. Для каждой группы графического материала
применяется отдельная самостоятельная нумерация (диаграммы, графики, схемы).
Под иллюстрацией (графиком, диаграммой, схемой) необходимо раскрыть
содержание принятых условных обозначений. Ниже дается краткое название,
раскрывающее содержание иллюстрируемого экономического явления.
Приложения в работе, как правило, состоят из таблиц, но могут включать
текстовой материал, учетные формы, схемы большого формата и т.п.
Каждое отдельное приложение должно иметь заглавие, раскрывающее его
содержание.
Библиография включает в себя перечень литературных и других источников,
использованных при подготовке работы. Материал, включаемый в библиографию,
размещается в ней в соответствии с определенными правилами. Каждый источник
нужно указать строго в соответствии с его наименованием.
Монографии, брошюры должны издаваться со всеми элементами титульного листа:
фамилия, инициалы автора, название, город, издание и год издания. Для работ из
собраний сочинений, сборников, журналов и газетных статей необходимо указать
фамилию и инициалы автора, название статьи (работы), а затем наименование
источника со всеми элементами титульного листа, как указано выше, после чего
указать номер страницы начала статьи (работы).
Использованные в работе источники располагаются по разделам в следующем
порядке:
- фундаментальные работы по теме исследования;
- законодательные акты и решения директивных органов (в хронологическом
порядке);
- статистические архивные материалы и нормативные документы (в
хронологическом порядке);
- литературные источники (в алфавитном порядке).
Список использованной литературы является составной частью научного
исследования и отражает степень изученности данной проблемы. Важную роль при
оформлении списка имеет отбор литературы. В списке литературы можно показать всю
использованную при работе над темой литературу, только основную или только
цитируемую.
Следя за новой литературой и подбирая ее по какой-либо теме, полезно
выработать привычку четко записывать сведения о представляющих интерес
публикациях. Не стоит при этом полагаться на память или на известность автора.
|