1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:
- предварительное заключение;
- адвокат
- безнравственность;
- мужество космонавта Леонова;
- социальная справедливость;
- законность;
- г. Красноярск;
- судимость;
- беспечность;
- близкий родственник обвиняемого.
2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
- человек, экономист, бухгалтер, депутат парламента;
- сотрудники милиции, оперативный дежурный, юрист, участковый инспектор;
- следователь, прокурор, мастер спорта, женщина, сын;
- погода, снег, дождь, ветер, осадки;
- закон, законность, уголовный кодекс, свод законов;
- населенный пункт, город, деревня, г. Ачинск;
- друг, знакомый, хороший знакомый, родственник;
- учебное пособие, книга, таблица, таблица логарифмов;
- преступление, взятка, грабеж, взятка в особо крупных размерах;
- хищник, травоядное, слон, млекопитающее.
3. Проверьте правильность ограничения понятий:
- Москва - столица России;
- животное - млекопитающее - птица;
- ель - хвойное дерево - дерево;
- наркотик - сильнодействующий наркотик - героин;
- время - час - секунда;
- экзамен - форма отчетности учащихся;
- лето - наиболее теплое время года;
- автомобиль - автомобильный мотор - коленчатый вал;
- реформирование - изменение;
- планета - планета Солнечной системы - планета Марс;
4. Проверьте правильность обобщения понятий:
- учебник экономики - учебник - книга;
- класс - школа - средняя школа;
- Москва - столица России - столица;
- сантиметр - дециметр - метр;
- сталевар - рабочий - трудящийся;
- отделение - взвод - рота - полк;
- преступник - преступная группа - банда;
- телефон - междугородний телефон - средство связи;
- Платон - древнегреческий философ - философ;
- страница книги - раздел книги - книга.
5. Установите правильность деления в примерах, а в случае неправильного деления назовите, какое правило нарушено:
- Высшие учебные заведения делятся на университеты, академии и институты.
- Различают хвойные, лиственные, листопадные и вечнозеленые леса.
- Людей можно разделить на славян, китайцев, негров, женщин и верующих.
- Языки делятся на естественные, искусственные и народные.
- Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной.
- Люди бывают порочными и добродетельными.
- Книги бывают полезными, понятными и интересными.
- Народы Европы делятся на мусульман, христиан, немцев, славян и др.
- Понятие "природа" можно разделить на животный мир, растительный мир и мир минералов.
- Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия - материки нашей планеты.
6. Разделите объемы данных понятий по избранному Вами основанию:
- самолет;
- музей;
- человек;
- дом;
- экономика;
- вуз;
- студент;
- климат;
- автомобиль;
- тип правления.
7. В приведенных ниже определениях укажите ошибки, если они есть:
- Квадрат - равносторонний четырехугольник.
- Философ - ученый, занимающийся философией.
- Домохозяйка - это не профессия.
- Вычитание - операция, обратная сложению.
- Произвол - это отсутствие свободы.
- Ядовитыми растениями называются растения, содержащие ядовитые вещества.
- Кибернетика - не искусство.
- Истина - дочь разума, мать мудрости.
- Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.
- Нация - устойчивая историческая общность людей.
8. Найдите предложения, выражающие суждения:
- Сумма чисел а и b равна 12.
- Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.
- Среди студентов, к сожалению, встречаются бездельники.
- Что вниз вершиной растет?
- Граждане, переходите улицу только на зеленый свет светофора!
- Кто над морем не философствовал?
- Все равны перед законом и имеют право на равную защиту законом.
- Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.С. Пушкин).
- Есть женщины в русских селеньях┘
- Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека (Вольтер).
9. Определите качество и количество следующих суждений, распределенность терминов в них. Выразите отношения между терминами с помощью круговых схем:
- Юрий Гагарин - первый в мире космонавт.
- Есть книги, которые юристы читают с большим интересом.
- Никто не дал ему совета.
- Хороший кузнец и блоху подкует.
- Ни один человек не безупречен.
- Бедность не порок.
- В любой библиотеке есть книги, которые очень редко читают.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Речь должна отвечать законам логики (Аристотель).
- Некоторые города - столицы Европы.
10. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:
- Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование.
- Если выступаешь без хорошей подготовки, значит говоришь общо, неинтересно, фразерствуешь (О.Гончар).
- Всякое применение власти для своей правомерности должно быть выражением народной воли и результатом действительного или молчаливого соглашения (Ж. -Ж. Руссо).
- Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме, он может быть подтвержден документально или нет
- Если бы К. был преступником, то он в указанную ночь должен был бы быть в замке или в прилегающем к нему парку. Кроме того, К. в этом случае должен был бы быть отличным стрелком.
- Уголовное наказание заключается в ограничении или лешении осужденного определенных прав.
- Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травму, либо и то и другое.
- Рабочие и служащие имеют право участвовать в обсуждении и решении вопросов развития производства, вносить предложения по улучшению его работы.
- Все граждане России, служащие делу правопорядка, должны быть кристально чистыми перед законом, перед народом, либо не должны работать в этой области.
- Лица, умышленно уничтожающие, разрушающие, портящие памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности.
11. Определите модальность суждений:
- Обвиняемый может быть оправдан.
- Может быть, завтра немного потеплеет.
- Есть основания предполагать, что Н. не был соучастником преступления.
- Каждый человек имеет право на гражданство.
- В случае пожара звоните 01.
- Работать с растворителем лучше в хорошо проветренном помещении.
- Переходя улицу на зеленый сигнал светофора, сначала следует посмотреть налево, затем направо.
- Для некоторой группы населения стало возможным получение второго образования.
- Загрязнение окружающей среды может способствовать возникновению сердечно-сосудистых и легочных заболеваний.
- Материя неразрывно связана с движением.
12. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату:
- Венера - одна из планет Солнечной системы.
- Ни один из тех, кто побывал в Санкт-Петербурге, не мог пройти мимо памятника Петру I.
- Среди философов немало женщин.
- Некоторые подозреваемые не имеют алиби.
- Некоторые преступники являются рецидивистами.
- Учение о силлогистике создал Аристотель.
- Всякое правило имеет исключения.
- Некоторые дети хорошо рисуют.
- Ни один из здравомыслящих людей не станет гулять под дождем без зонта.
- Все силлогизмы являются умозаключениями.
13. Установите фигуру и модус силлогизма и установите, является ли он правильным:
- Ни один эгоист не нравится окружающим. Все обязательные люди окружающим нравятся. Ни один обязательный человек не является эгоистом.
- Все солдаты умеют маршировать. Некоторые маленькие дети не умеют маршировать. Некоторые маленькие дети не являются солдатами.
- У каждого судьи есть честолюбие. Тот, кто честолюбив, ищет пути для самоутверждения. Каждый судья ищет пути для самоутверждения.
- Взятка - уголовное преступление. Всякое уголовное преступление - наказуемо. Взятка - наказуема.
- Всякое начало трудно. Всякое дело имеет начало. Всякое дело трудно.
- Все люди рождены свободными. Я - человек. Я рожден свободным.
- Ни один ребенок не любит насилия. Я тоже не люблю насилия. Я - ребенок.
- Все цветы - растения. Мох - растение. Мох - цветок.
- Некоторые преступники имеют высшее образование. Ни один студент не имеет высшего образования. Ни один студент не преступник.
- Не всякий, кто умеет читать, может написать книгу. Этот ребенок не может написать книгу. Этот ребенок не умеет читать.
14. Восстановите до полного силлогизма приведенные ниже энтимемы и установите их правильность:
- Все судьи хорошо знают законы, а этот человек - судья.
- Все граждане Российской Федерации имеют право на труд, а он не является гражданином Российской Федерации.
- Некоторые свидетели дают ложные показания, а он - свидетель.
- Судья вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса, а К. - судья.
- Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод, а Л. - переводчик.
- Все студенты сдают экзамены, а Л. - студент.
- Все планеты Солнечной системы вращаются по планетным орбитам. Следовательно, Плутон - планета Солнечной системы.
- М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.
- Ни одна рыба не может считаться травоядным животным, потому что ни одна рыба не питается травой.
- Всем юристам важно уметь применять логику в своей практической деятельности, а этот человек - юрист.
|