ПЛАН:
Логика происходит от греч. logos, что одновременно означает речь, слово, высказывание, понятие. Основатель логики Аристотель чаще всего употреблял термин "логос" в смысле "определения" или "разумности вообще".
Итак, в современном понимании, логика - это наука о законах и формах правильного мышления.
Форма мышления - это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.
Понятие является исходной, самой простой формой мысли, отражая общие существенные признаки предметов.
Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Обладает свойством выражать либо истину (соответствие действительности), либо ложь.
Умозаключение - самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок).
Логика, как отдельная наука впервые была систематически изложена древнегреческим философом Аристотелем (384 - 322 гг. до н. э.). Аристотель сформулировал основные законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего. Позднее был сформулирован четвертый закон - закон достаточного основания. Разработка логики во многом была обусловлена общественной потребностью. Гражданин античного полиса активно участвовал в общественной жизни. Свободнорожденный мужчина, хотя бы раз в жизни должен был занимать важный государственный пост. Это требовало определенной подготовки. Поэтому высоко ценились так называемы "учителя мудрости" - софисты. Они учили грамоте, красноречию, искусству спора и т. д., однако со временем стали изобретать приемы одурачивания собеседника. Такие недобросовестные приемы получили название "софизмов", а слово "софист" приобрело негативный смысл.
Вот примеры некоторых софизмов, ставших классическими:
"То, что ты не потерял, то у тебя есть. Ты не терял рогов. Значит, они у тебя есть (ты рогат)";А вот вопросы софистского толка:
"Перестал ли ты бить свою мать?";Очевидно, что любой ответ на такой вопрос вас не устроит.Ввязываясь, например, в такой спор, "спорим, что я трактор поднимал?" вы заранее обрекает себя на проигрыш ("поднимал, но не поднял" или "поднимал, но игрушечный"). Так же как отвечая на такие вопросы:
"- Знаете ли вы, о чем я хочу вас сейчас спросить? - Нет, не знаем. - Неужели вы не знаете, что лгать - нехорошо? - Знаем. - Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете. Выходит вы знаете то, чего не знаете!"
Двусмысленность многих языковых выражений, скрытые утверждения в вопросах, все это позволяет софизму выглядеть убедительным для неподготовленного человека. Умение пользоваться софизмами предполагает знание основ логики.
Именно как средство защиты от софистики и лжи логика и была задумана Аристотелем. В дальнейшем значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схоласты (ввели латинскую терминологию). Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) заложил основы учения об индуктивных умозаключениях. Немецкий философ Лейбниц (1646-1716) сформулировал закон достаточного основания. В середине XIX в. возникла математическая (символическая) логика. С тех пор аристотелевская логика стала называться традиционной (формальной) логикой.
|
|
|
|
|
Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе
(объем и содержание мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения).
|
В классической логике: А есть А; А=А, где под А понимается любая мысль.
|
Ошибка "подмены понятия".
|
Два противоречивых или противоположных суждения не могут быть одновременно истинными.
|
В классической логике: не может быть одновременноА и не-А, А и В.
|
Ошибка "противоречивости в рассуждении".
|
|
исключенного третьего |
Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них всегда истинно (а другое ложно).
|
В классической логике: А либо не-А.
|
Ошибка "непоследовательности в рассуждении".
|
достаточного основания |
Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.
|
Символической записи не имеет, т. к. допускает разные формы обоснования |
Ошибка "бездоказательного рассуждения", "декларативности", "необоснованности, неаргументированного рассуждения" |
Достижения формальной логики применяются в юриспруденции, психологии, лингвистике, теории управления, педагогике и др. науках. Некоторые разделы логики являются теоретической основой математики, теории информации, кибернетики.
При изучении логики развиваются:
Но все же главное значение логики в том, что она приучает думать и усиливает мыслительные способности человека.