Краткий конспект лекций по курсу
Тема 18. Система права
1. Правовое регулирование.
Правовое регулирование - воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей.
Предмет правового регулирования - та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений:
властеотношения;
отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка;
отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.
3. При правовом регулировании наиболее распространены императивный и диспозитивный методы.
В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений.
Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения. Диспозитивный метод обычно применяется в частно-правовой сфере (например отрасли гражданского права).
Также при правовом регулировании возможно сочетание императивного и диспозитивного методов.
4. Теория государства и права выделяет три основных способа правового регулирования:
дозволение (управомочивание);
обязывание;
запрет.
Управомочивание (дозволение) - наделение участника правоотношений комплексом определенных прав (например, арендатор жилой площади имеет право ее использования).
Обязывание - предписание исполнить определенные действия (должнику исполнить свои обязательства перед кредитором).
Запрет - возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий (например, арендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом - дарить, продавать и т. д.).
Дозволение и обязывание проистекают из регулятивной динамической функции права, запрет - из регулятивной статической.
Дополнительными способами правового регулирования являются информационный (например, доведение до гражданина информации, содержащейся в Уголовном кодексе, о противоправности тех или иных деянии); применение мер принуждения.
5. Основными типами правового регулирования являются:
общедозволительный;
запретительный.
Смысл общедозволительного типа - разрешено вес, что не запрошено законом, запретительного - запрещено все, что не разрешено законом.
Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешено все, что не запрещено законом).
Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (госорган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т. д.).
6. Выделяются следующие стадии правового регулирования:
возведение государственной воли в закон;
индивидуализация прав и обязанностей;
реализация права.
При возведении воли государства в закон:
определяется круг участников правоотношения;
устанавливается (указывается) их статус;
определяются возможные права и обязанности участников правоотношения;
указываются возможные варианты их поведения;
данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственными органами в установленном порядке.
На стадии индивидуализации прав и обязанностей {правоотношения):
наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой, - юридические факты;
нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;
возникают правоотношения;
участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.
На стадии реализации правовая норма начинает "работать" - использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации.
2. Механизм правового регулирования.
1. Механизм правового регулирования - это система юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование.
2. Средствами правового регулирования являются:
нормы права;
нормативной правовые акты;
акты официального толкования;
правоотношения;
акты реализации права;
акты применения права;
правосознание;
режим законности.
Норма права - правило поведения общего характера, санкционированное государством и подтвержденное его принудительной силой. Правовая норма выступает в качестве первичного элемента ("клетки", "кирпичика") механизма правового регулирования.
Нормативно-правовой акт содержит нормы права и регламентирует конкретное правоотношение либо группу общественных отношений. Нормативно-правовой акт (как и правовая норма) издается органом государства, имеет формально-определенное содержание, обшеобязателен для тех, в отношении кого он издан, подкреплен принудительной силой государства.
Акты официального толкования издаются специально уполномоченным на то органом и разъясняют содержание правовых норм.
Правоотношения - отношения, регулируемые правом, участники которых имеют субъективные права и обязанности.
Актами реализации права называются действия участников правоотношения по воплощению в жизнь содержания правовых норм.
Акты применения права - форма индивидуализированных правовых актов, которые издаются государственным органом по поводу конкретного правоотношения (например, приговор суда, акт амнистии).
Правосознание - отношение общества к праву, восприятие им права; режим законности - соблюдение гражданами, государственными органами конституции, законов, подзаконных актов - являются той средой, в которой осуществляется правовое регулирование.
3. Система права.
Система права - это внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними.
Элементами системы права выступают:
правовые нормы - базовый, первичный элемент системы права;
правовые институты - совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений;
подотрасли - совокупность родственных правовых институтов;
отрасли права - совокупность правовых норм, институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.
3. Институт права регулирует определенный вид общественных отношений. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.
Институты права классифицируются по различным основаниям:
по сфере распространения - на отраслевые и межотраслевые;
по правовому характеру - на материальные и процессуальные;
по функциям - на охранительные и регулятивные.
В качестве примеров правовых институтов можно привести:
институт гражданства (материальный, межотраслевой, регулятивный);
институт рассмотрения уголовного дела в кассационной инстанции (процессуальный, отраслевой, охранительный);
институт купли-продажи (материальный, отраслевой, регулятивный);
институт частной собственности (межотраслевой, материальный, регулятивный);
институт трудового договора (отраслевой, материальный, охранительный);
институт лишения свободы (отраслевой, материальный, охранительный);
институт сроков давности привлечения к уголовной ответственности (межотраслевой, материально-процессуальный, охранительный);
институт референдума (отраслевой, материальный, регулятивный). Составной частью института права является субинститут - совокупность родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общественные отношения (например, в уголовном праве - субинститут преступлений против собственности, порядка управления и т. д.).
4. Отрасль права - совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений.
Примером отраслей права являются:
конституционное;
гражданское;
гражданско-процессуальное;
административное.
Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовывать подотрасль - промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, патентное право - подотрасль гражданского, налоговое - подотрасль финансового и т. д.).
Отрасли права могут быть:
материальными - регулирующими непосредственно общественные отношения;
процессуальными, регламентирующими порядок, оболочку правового регулирования материальных отраслей.
Примерами материальных отраслей являются: гражданское; уголовное; административное право;
процессуальных: гражданско-процессуальное; уголовно-процессуальное; арбитражно-процессуальное право.
Отрасли права могут быть комплексными - занимать промежуточное положение между различными отраслями права. (Например, муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным и административным; предпринимательское - между гражданским и финансовым и т. д.)
5. Самым крупным делением системы права (распространенным в странах романо-германской правовой семьи) является выделение двух основных групп права - публичного и частного.
Публичное право характеризуется тем, что:
имеет в качестве предмета регулирования общественные отношения в области государственного управления;
опирается на императивный (субординационный) метод правового регулирования;
имеет главным образом вертикальные, властные связи между субъектами;
объединяет в себе отрасли конституционного, административного, финансового, уголовного права и иные отрасли.
Частное право:
регулирует общественные отношения между частными лицами;
опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;
имеет горизонтальные связи равных субъектов;
объединяет отрасли гражданского, предпринимательского, семейного права и иные отрасли.
6. Понятие "система права" нетождественно понятию "правовая система". Правовая система включает в себя:
систему права;
традиции правового регулирования;
правовые учения, доктрины, идеологию.
4. Отрасли пpaва в Российской Федерации
1. Отрасль права - совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.
2. В российской системе права выделяются следующие основные отрасли:
конституционное право;
гражданское право;
гражданско-процессуальное право;
уголовное право;
уголовно-процессуальное право;
уголовно-исполнительное право;
административное право;
трудовое право;
семейное право;
а также
финансовое право;
арбитражио-процессуальное право;
коммерческое право;
предпринимательское право;
земельное право;
экологическое право;
муниципальное право;
право социального обеспечения.
3. Конституционное право занимает центральное место среди остальных отраслей права. Конституционное право:
регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения;
конституционные нормы влияют на нормы всех иных отраслей права;
опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования;
имеет в качестве главного источника - Конституцию Российской Федерации - правовой акт высшей юридической силы.
Гражданское право:
регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;
опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;
в качестве основного источника имеет Гражданский кодекс РФ (ГК).
Гражданско-процессуальное право:
имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установления фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования и т. д.);
опирается на императивно-диспознтивный метод правового регулирования;
в качестве главного источника имеет Гражданско-процессуальный кодекс РФ (ГПК).
Уголовное право:
охватывает своим регулированием общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью - системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, и размеров и видов наказаний за их совершение);
опирается на императивный (властный) метод правового регулирования;
имеет в качестве основного источника Уголовный кодекс РФ (УК).
Уголовно-процессуальное право:
имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру (процесс) осуществления уголовного судопроизводства (порядок привлечения к уголовной ответственности, возбуждения уголовного дела, его расследования, рассмотрения уголовного дела в суде, вынесения приговора, возможности обжалования и пересмотра приговора);
опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования;
имеет в качестве основного источника Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК).
Уголовно-исполнительное право:
регулирует общественные отношения, связанные с исполнением уголовного наказания (порядок отбытия наказания, правовой статус осужденных, отбывающих наказание, виды мест лишения свободы и т. д.);
опирается на властный (императивный) метод правового регулирования;
руководствуется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК) как основным источником.
Административное право:
регламентирует общественные отношения в сферах государственного управления и поддержания общественного порядка;
руководствуется императивным методом правового регулирования;
имеет в качестве главного источника Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП).
Трудовое право:
регулирует общественные отношения в сфере наемного труда, право отношения между наемными работниками и предприятием (организацией), работодателем;
метод правового регулирования - императивно-диспозитивный;
основной источник - Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ).
Семейное право:
охватывает своим регулированием юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т. д.);
опирается на диспозитивный метод правового регулирования;
главный источник данного права - Семейный кодекс РФ (СК).
Данные отрасли считаются основными в правовой системе и регулируют большую часть возникающих в России общественных отношений.
Литература
- Абдуллаев М.И. Примат международного права над внутригосударственным: история и современность// Правоведение. - 1992. - № 4.
- Абдуллаев М.И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты)// Правоведение. - 1993. - № 2.
- Алексеев С.С. Структура советского права. - М.: Юридическая литература, 1975.
- Бобылев А.И. Современное толкование системы права и система законодательства// Гос-во и право. - 1998. - № 2.
- Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве// Гос-во и право. - 2002. - № 4.
- Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Правоведение. - 1991. - № 3.
- Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика конституционного суда// Гос-во и право. - 1995. - № 11.
- Ефимова Л.Г. Соотношение частного и публичного права - правовая или политическая проблема// Юрид. мир. - 1999. - Апрель.
- Кириллова Е.А. Понятие и виды правовых институтов. - Саратов, 1998.
- Кухарук Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия прав системы общества// Правоведение. - 1998. - № 2.
- Кухарук Т.В. Систематика и систематизация законодательства// Правоведение. - 1993. - № 3.
- Лесаж Мишель. Проблемы советской юридической системы глазами французского юриста // Советское государство и право. - 1988. - № 8.
- Лифшиц Р.З. Отрасль права - отрасль законодательства // Советское государство и право. - 1984. - № 2.
- Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация// Гос-во и право. - 1999. - № 2.
- Пешина И.Ю. Обсуждение проблемы развития системы российского законодательства // Журнал российского права. - 1998. - № 4,5.
- Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России// Гос-во и право. - 1999. - № 9.
- Поленина С.В. Система правовых норм и отраслевое подразделение права // Правоведение. - 1987. - № 4.
- Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве// Правоведение. - 1994. - № 5-6.
- Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. - М., 1976.
- Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система// Журнал рос. права. - 1998. - № 4-5.
- Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М., 1995.
|