ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

электронное учебное пособие

На главную
Об авторе
Содержание
Отправить сообщение

 


Краткий конспект лекций по курсу


Тема 28. Законность и правопорядок


1. Законность.

1. Законность - это режим реального действия права в государстве.

Основными формами проявления законности являются:

воплощение в конституции, законах лучших правовых идей настоящего и прошлого, приоритет прав и свобод человека, справедливость конституции и законов, их соответствие желаниям и интересам народа;

верховенство закона, соответствие всех законов конституции - основному закону, а всех подзаконных актов - законам; неукоснительное соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми членами общества и в первую очередь - государственными органами и должностными лицами (реализация права в действиях государственных органов и должностных лиц);

эффективная государственная и общественная зашита действия конституции и законов.

2. Новеллами современного понимания законности являются:

ее понимание не только как соблюдение законов и подзаконных актов, но и как их соответствие правовым идеалам, международно признанным стандартам;

понимание законности как соблюдение права в первую очередь государственными органами и должностными лицами.

3. К основным принципам законности относятся:

единство - одинаковый режим законности для всех страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей;

всеобщность - соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права - и государственным органами, должностными лицами и гражданами (если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество- из нарушения правопорядка перерастают в нарушение законности);

целесообразность - закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.

4. В качестве примеров нарушения режима законности можно привести:

прямое нарушение конституции и законов высшими органами государственной власти;

несоблюдение законов и подзаконных актов государственными органа ми и должностными лицами;

несоблюдение прав и свобод человека;

принятие государственными органами неконституционных законов, не соответствующих закону подзаконных актов и деятельность, основанная на них;

неправильное применение права;

совершение преступлений должностными лицами при исполнении служебных обязанностей.

Не являются нарушением законности:

уголовные преступления, административные правонарушения, совершенные гражданами, не относящимися к должностным лицам (данные преступления и правонарушения считаются нарушением не законности, а правового порядка);

мелкие, незначительные, несистематические нарушения конституции и законов, совершенные государственными органами и должностными лицами, которые не затрагивают прав и свобод человека и существенно не влияют на регулируемые правоотношения.

2. Конституционная законность.

Конституционная законность - элемент обшей законности, система реального действия конституции в государстве, соответствие

конституции желаниям и интересам общества.

Структура конституционной законности включает в себя:

соответствие конституции правовым идеалам настоящего и прошлого, ее соответствие интересам народа (правовой характер конституции);

верховенство конституции в правовой системе страны;

прямое действие конституции;

эффективная государственная зашита действия конституции.

Правовая конституция должна:

закреплять основные права и свободы человека, в том числе на жизнь, свободу, достоинство, личную неприкосновенность, и иные права;

отразить высокий статус человеческой личности в обществе;

заложить основы эффективной экономики - разнообразие форм собственности (включая частную), свободу экономической деятельности, предпринимательства, ограничение монополизма;

установить систему государственных органов, основанную на принципе разделения властей;

закрепить демократический политический режим;

предусмотреть возможность эффективной судебной зашиты прав и свобод;

соответствовать в целом правовым идеалам настоящего и прошлого, общепризнанным принципам и нормам международного права.

Верховенство конституции означает:

высшую юридическую силу конституции;

соответствие конституции всех иных нормативно-правовых актов.

Прямое действие конституции заключается в том, что:

конституционные нормы непосредственно регулируют правоотношения, порождают субъективные права и юридические обязанности;

имеется возможность защиты прав, свобод, обязанностей, порожденных непосредственно конституцией, в суде;

правоприменение соответствует конституции.

3. Государственная защита действия конституции состоит в деятельности конституционно-судебных и судебных органов по

охране конституции. Органами, осуществляющими защиту Конституции РФ, являются:

Конституционный Суд РФ;

конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Ведущая роль в этой деятельности принадлежит Конституционному Суду РФ.

Конституционный Суд РФ - высший конституционно-судебный орган РФ, состоит из 19 судей.

Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ: в 1991 - 1994 г.г. - бессрочно до достижения ими 65 лет; после принятия Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ - сроком на 12 лет, но не более чем до достижения 70-летнего возраста (ст. 12).

Конституционный Суд РФ:

разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативно-правовых актов;

разрешает споры о компетенции между органами государственной власти;

проверяет конституционность примененного закона либо закона, подлежащего применению, если он затрагивает права и свободы человека;

дает толкование Конституции РФ;

дает заключение о соблюдении процедуры импичмента Президента РФ;

решает иные вопросы.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны, окончательны, не подлежат обжалованию, могут быть отменены только принятием новой Конституции либо внесением изменений в действующую.

3. Гарантии законности.

Под гарантиями законности подразумеваются объективные условия, существующие в обществе и государстве, специальные

средства, субъективные факторы, с помощью которых обеспечивается режим законности.

Гарантии законности классифицируются по следующим основаниям:

общие условия;

специальные средства обеспечения законности - организационные и юридические.

3. К общим условиям законности относятся:

экономические;

политические;

идеологические;

социальные;

правовые.

Экономические условия законности - это общественно-экономический строй государства, уровень экономического развития.

Примерами экономических условий являются: отношения собственности; стабильная денежная система; развитая и стабильная система финансово-кредитных учреждений; эффективная налоговая система; высокий уровень производства; справедливая система распределения.

Отсутствие хотя бы одного (а тем более нескольких или всех) приведенных экономических условий способствует снижению уровня законности в обществе.

Политические условия характеризуют качественное состояние государства и его деятельности.

К ним относятся: сильная легитимная государственная власть, которая пользуется поддержкой общества; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; конституционность власти и государственных органов; демократический политический режим; иные политические условия.

Подлинная законность не может быть обеспечена в условиях антидемократического политического режима, нелегитимной власти, отсутствия ее разделения и т. д.

К важнейшим идеологическим условиям законности относятся: идеологический плюрализм; свобода мысли и слова; свобода духовного развития; высокий уровень нравственности; правосознание.

Социальные условия - это материальная защищенность личности со стороны государства: доступная стоимость жизни; обеспечение максимальной занятости, зашита безработных; наличие развитой системы социальных услуг; поддержка нуждающихся в защите категорий граждан - студентов, пенсионеров, детей, матерей и т. д.; иные социальные условия.

Особая роль социальных условий в снижении уровня преступности среди граждан и ее перерастании из нарушения законности в нарушение правового порядка.

Общие правовые условия законности включают в себя: высокий уровень правосознания как граждан, так и должностных лиц; правовую культуру общества; правовое воспитание; прогрессивность и адекватность юридической науки; совершенство законодательства и всей правовой системы.

4. Специальные организационные средства обеспечения законности - это практическая деятельность правоохранительных органов (милиции, судов, прокуратуры) по обеспечению законности, а также уровень организации их работы. Специальные юридические гарантии законности - это конкретные правовые средства, приемы, с помощью которых обеспечивается законность.

К ним относятся средства:

предупреждения правонарушений;

выявления правонарушений;

пресечения правонарушений;

защиты и восстановления нарушенных прав;

контроля и надзора за состоянием законности;

юридическая ответственность;

процессуальные гарантии;

правосудие.

Предупреждение правонарушений представляет собой их профилактику (распространение юридических знаний, пропаганда законопослушного поведения, всестороннее правовое воспитание) и конкретные меры предупреждения правонарушений - досмотр багажа, проверку документов, законные оперативные действия (аудиовизуальное наблюдение за предполагаемым преступником, прослушивание телефонных переговоров и т. д.).

Выявление правонарушений - это деятельность правоохранительных органов, направленная на обнаружение правонарушений, предварительное установление их субъектов (участников), объективной стороны (деяний), решение вопроса о привлечении к юридической ответственности.

С помощью мер пресечения прерывается совершение преступления. К ним относятся: подписка о невыезде; задержание; арест; иные меры.

Правовосстановительные меры служат для ликвидации последствий правонарушения, восстановления ущерба.

4. Правопорядок: понятие, принципы, виды.

1. Правопорядок - это состояние фактической урегулированное социальных связей, качественное выражение законности.

2. Основными признаками правопорядка являются:

его регламентация правовыми нормами; реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений; гарантированность государством,

3. К главным принципам правопорядка относятся:

законность;

конституционность;

целостность;

структурность;

иерархичность;

нормативность;

справедливость;

подконтрольность;

простота;

гарантированность;

общеправовые и общесоциальные принципы.

Законность - реальное действие права в государстве, соответствие конституции, законов правовым идеалам, их правовой характер, соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права, в первую очередь государственными органами и должностными лицами (правопорядок - выражение законности в обществе).

конституционность - подчинение правопорядка конституции, фактическая урегулированность конституционными нормами жизни общества.

Целостность правопорядка обозначает его единство в масштабах всей страны, отсутствие какого-либо иного правопорядка, который противопоставлялся бы общему правопорядку.

Структурность характеризует правопорядок как сложное явление, в составе которого имеется множество элементов и внутренних связей.

Иерархичность обозначает строгое подчинение элементов правопорядка, наличие системы данных элементов, основанной на принципе субординации. Субординация может выражаться как соподчинение неравных субъектов по вертикали и неравных - по горизонтали.

Примерами иерархичности, соподчинения являются: верховенство конституции, соответствие законов конституции, а подзаконных актов - законам; соподчинение актов реализации права; соподчинение органов государственной власти, должностных лиц; вертикальное и горизонтальное соподчинение иных связей в обществе.

Нормативность - упорядочение общественных отношений путем их регламентации правовыми нормами.

Например, правовая норма упорядочивает правоотношения тем, что:

точно определяет субъекты правоотношения;

наделяет их субъективными правами и юридическими обязанностями;

выделяет обстоятельства (юридические факты), в результате которых начинают осуществляться правоотношения;

конкретизирует действия участников при правоотношении;

определяет пространственные и временные характеристики правоотношения;

устанавливает метод правового регулирования (императивный, диспозитивный);

определяет санкцию за невыполнение субъектами условий правоотношения;

устанавливает связи между различными правоотношениями.

Все указанные меры способствуют сознанию и укреплению правового порядка в обществе в целом.

Справедливость - фундаментальный принцип правового порядка, который означает соответствие правопорядка представлениям общества о добре, зле, чести, достоинстве, одобряемым с общественной точки зрения, и неодобряемым вариантам поведения, построение правового порядка на началах гуманизма и нравственности.

Подкрепленность правопорядка означает контроль за его соблюдением со стороны общества, государства, граждан. Данный контроль должен быть систематическим и всеобъемлющим. Первоочередную роль в осуществлении контроля за соблюдением правопорядка должны осуществлять правоохранительные органы государства - милиция, суды, прокуратура и др. К основным объектам данного контроля относятся:

соблюдение прав и свобод человека;

выполнение гражданами своих обязанностей;

правомерное поведение граждан;

качество законов и подзаконных актов;

правильность применения права.

Простота правового порядка означает:

отсутствие перенасыщенности связями (то есть лишних, дублируюших, не выполняющих своих функций связей, так как это снижает уровень регулируемости общества и нарушает правовой порядок);

рациональность связей;

оптимальность и универсальность организации жизни общества, ее понятность людям.

Гарантированность правового порядка - это его обеспеченность принудительной силой государства. Ведущую роль в обеспечении правопорядка играют правоохранительные органы.

4. Классификация правопорядка проводится по следующим основаниям: по территориальному охвату на: правопорядок всего государства; правопорядок субъектов федерации; правопорядок города, района и т. д.;

по правовому охвату, общеправовой; отраслевой; правопорядок при реализованности отдельных норм права;

по отраслям права: конституционный; финансовый; административный; уголовно-правовой; правопорядок в иных сферах права;

по степени закрепления: формализованный; неформализованный (peaлизованность обычаев и т. д.);

по сложности: сложный; элементарный; упрощенный.

5. Содержание правопорядка

1. Правопорядок - это состояние фактической урегулированное правом связей в обществе, качественное выражение законности.

Правопорядок - это система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: субъектов правопорядка; отношений и связей между субъектами; правовых норм, регулирующих данные связи, и актов реализации права.

Указанные субъекты, отношения, правовые нормы, акты реализации права отличаются: множественностью; многообразием; наличием разнообразных связей; различными качественными характеристиками; одновременно целостностью.

2. Структуру правопорядка составляют:

правовая организация общества;

правоотношения и связи в обществе;

упорядоченность правоотношений и связей.

Правовая организация включает в себя:

конституцию, устанавливающую основы конституционного строя, формы правления и государственного устройства, систему органов государственной власти, основы правопорядка в целом;

государство (легитимизированное конституцией);

органы государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения и связи между ними;

негосударственные образования:

граждан.

Правоотношения и связи в обществе могут быть:

вертикальными (императивными);

горизонтальными (диспозитивными);

статическими (то есть длительное время находящимися в одном и том же состоянии, например гражданство);

динамическими (находящимися в развитии - большинство правоотношений);

принимать иной характер.

Упорядоченность правоотношений и связей предполагает охват и регламентацию правовыми нормами:

всех участников правоотношений в обществе;

четкое определение их статуса, субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий;

разнообразных связей в обществе;

методов правового регулирования;

иных вопросов, нуждающихся в регламентации.



Литература
  1. Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации.- М., 1998.
  2. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правопримененительной деятельности. - М.: Российское право, 1992.
  3. Ведяхин В.М., Ефремов А.Ф. Политические гарантии законности// Правоведение. - 2000. - № 3.
  4. Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность. -М., 1998.
  5. Законность в Российской Федерации. - М., 1998.
  6. Каламкарян Р.А. Юридическая безопасность человека в России. Угрозы и вызовы в сфере юриспруденции. (по материалам научно-практической конференции) // Гос-во и право. - 2002. - № 4-5.
  7. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. - 1994. - № 3.
  8. Лисюткин А.Б. К понятию законности // Правоведение. - 1993. - № 5.
  9. Малеин С.С. Законность в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. М., 1995.
  10. Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности// Законность. - 2000. - № 4,8.
  11. Сергеев А.А., Розенфельд В.Г. Административный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления// Гос-во и право. - 2002. - № 12.
  12. Становление правового порядка в Российском государстве: реальность и перспектива (социально-правовые проблемы). Сб. науч. ст./ Под ред. В.И. Новоселова. - Саратов, 1995.
  13. Сухарев А.Я. Законность - универсальная ценность демократического общества// Прокурорская и следственная практика. - 1998. - № 3.
  14. Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в РФ (Основы концепции) // Гос-во и право. - 2001. - № 9. Право и власть. - М.: Прогресс, 1990.
  15. Тихомиров Ю.А. О механизме обеспечения законности в управлении экономикой // Советское государство и право. - 1990. - № 7.
  16. Укрепление законности и общественного порядка в правовом государстве. М., 1990.
  17. Саванели Б.В. Правопорядок и юридическая практика. Тбилиси, 1981.


<
Наверх
>
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Навальный С.В., 2006