Краткий конспект лекций по курсу
Тема 28. Законность и правопорядок
1. Законность.
1. Законность - это режим реального действия права в государстве.
Основными формами проявления законности являются:
воплощение в конституции, законах лучших правовых идей настоящего и прошлого, приоритет прав и свобод человека, справедливость конституции и законов, их соответствие желаниям и интересам народа;
верховенство закона, соответствие всех законов конституции - основному закону, а всех подзаконных актов - законам;
неукоснительное соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми членами общества и в первую очередь - государственными органами и должностными лицами (реализация права в действиях государственных органов и должностных лиц);
эффективная государственная и общественная зашита действия конституции и законов.
2. Новеллами современного понимания законности являются:
ее понимание не только как соблюдение законов и подзаконных актов, но и как их соответствие правовым идеалам, международно признанным стандартам;
понимание законности как соблюдение права в первую очередь государственными органами и должностными лицами.
3. К основным принципам законности относятся:
единство - одинаковый режим законности для всех страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей;
всеобщность - соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права - и государственным органами, должностными лицами и гражданами (если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество- из нарушения правопорядка перерастают в нарушение законности);
целесообразность - закон целесообразен сам по себе, недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.
4. В качестве примеров нарушения режима законности можно привести:
прямое нарушение конституции и законов высшими органами государственной власти;
несоблюдение законов и подзаконных актов государственными органа ми и должностными лицами;
несоблюдение прав и свобод человека;
принятие государственными органами неконституционных законов, не соответствующих закону подзаконных актов и деятельность, основанная на них;
неправильное применение права;
совершение преступлений должностными лицами при исполнении служебных обязанностей.
Не являются нарушением законности:
уголовные преступления, административные правонарушения, совершенные гражданами, не относящимися к должностным лицам (данные преступления и правонарушения считаются нарушением не законности, а правового порядка);
мелкие, незначительные, несистематические нарушения конституции и законов, совершенные государственными органами и должностными лицами, которые не затрагивают прав и свобод человека и существенно не влияют на регулируемые правоотношения.
2. Конституционная законность.
Конституционная законность - элемент обшей законности, система реального действия конституции в государстве, соответствие конституции желаниям и интересам общества.
Структура конституционной законности включает в себя:
соответствие конституции правовым идеалам настоящего и прошлого, ее соответствие интересам народа (правовой характер конституции);
верховенство конституции в правовой системе страны;
прямое действие конституции;
эффективная государственная зашита действия конституции.
Правовая конституция должна:
закреплять основные права и свободы человека, в том числе на жизнь, свободу, достоинство, личную неприкосновенность, и иные права;
отразить высокий статус человеческой личности в обществе;
заложить основы эффективной экономики - разнообразие форм собственности (включая частную), свободу экономической деятельности, предпринимательства, ограничение монополизма;
установить систему государственных органов, основанную на принципе разделения властей;
закрепить демократический политический режим;
предусмотреть возможность эффективной судебной зашиты прав и свобод;
соответствовать в целом правовым идеалам настоящего и прошлого, общепризнанным принципам и нормам международного права.
Верховенство конституции означает:
высшую юридическую силу конституции;
соответствие конституции всех иных нормативно-правовых актов.
Прямое действие конституции заключается в том, что:
конституционные нормы непосредственно регулируют правоотношения, порождают субъективные права и юридические обязанности;
имеется возможность защиты прав, свобод, обязанностей, порожденных непосредственно конституцией, в суде;
правоприменение соответствует конституции.
3. Государственная защита действия конституции состоит в деятельности конституционно-судебных и судебных органов по охране конституции. Органами, осуществляющими защиту Конституции РФ, являются:
Конституционный Суд РФ;
конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Ведущая роль в этой деятельности принадлежит Конституционному Суду РФ.
Конституционный Суд РФ - высший конституционно-судебный орган РФ, состоит из 19 судей.
Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ: в 1991 - 1994 г.г. - бессрочно до достижения ими 65 лет; после принятия Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ - сроком на 12 лет, но не более чем до достижения 70-летнего возраста (ст. 12).
Конституционный Суд РФ:
разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативно-правовых актов;
разрешает споры о компетенции между органами государственной власти;
проверяет конституционность примененного закона либо закона, подлежащего применению, если он затрагивает права и свободы человека;
дает толкование Конституции РФ;
дает заключение о соблюдении процедуры импичмента Президента РФ;
решает иные вопросы.
Решения Конституционного Суда РФ обязательны, окончательны, не подлежат обжалованию, могут быть отменены только принятием новой Конституции либо внесением изменений в действующую.
3. Гарантии законности.
Под гарантиями законности подразумеваются объективные условия, существующие в обществе и государстве, специальные средства, субъективные факторы, с помощью которых обеспечивается режим законности.
Гарантии законности классифицируются по следующим основаниям:
общие условия;
специальные средства обеспечения законности - организационные и юридические.
3. К общим условиям законности относятся:
экономические;
политические;
идеологические;
социальные;
правовые.
Экономические условия законности - это общественно-экономический строй государства, уровень экономического развития.
Примерами экономических условий являются: отношения собственности; стабильная денежная система; развитая и стабильная система финансово-кредитных учреждений; эффективная налоговая система; высокий уровень производства; справедливая система распределения.
Отсутствие хотя бы одного (а тем более нескольких или всех) приведенных экономических условий способствует снижению уровня законности в обществе.
Политические условия характеризуют качественное состояние государства и его деятельности.
К ним относятся: сильная легитимная государственная власть, которая пользуется поддержкой общества; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; конституционность власти и государственных органов; демократический политический режим; иные политические условия.
Подлинная законность не может быть обеспечена в условиях антидемократического политического режима, нелегитимной власти, отсутствия ее разделения и т. д.
К важнейшим идеологическим условиям законности относятся: идеологический плюрализм; свобода мысли и слова; свобода духовного развития; высокий уровень нравственности; правосознание.
Социальные условия - это материальная защищенность личности со стороны государства: доступная стоимость жизни; обеспечение максимальной занятости, зашита безработных; наличие развитой системы социальных услуг; поддержка нуждающихся в защите категорий граждан - студентов, пенсионеров, детей, матерей и т. д.; иные социальные условия.
Особая роль социальных условий в снижении уровня преступности среди граждан и ее перерастании из нарушения законности в нарушение правового порядка.
Общие правовые условия законности включают в себя: высокий уровень правосознания как граждан, так и должностных лиц; правовую культуру общества; правовое воспитание; прогрессивность и адекватность юридической науки; совершенство законодательства и всей правовой системы.
4. Специальные организационные средства обеспечения законности - это практическая деятельность правоохранительных органов (милиции, судов, прокуратуры) по обеспечению законности, а также уровень организации их работы.
Специальные юридические гарантии законности - это конкретные правовые средства, приемы, с помощью которых обеспечивается законность.
К ним относятся средства:
предупреждения правонарушений;
выявления правонарушений;
пресечения правонарушений;
защиты и восстановления нарушенных прав;
контроля и надзора за состоянием законности;
юридическая ответственность;
процессуальные гарантии;
правосудие.
Предупреждение правонарушений представляет собой их профилактику (распространение юридических знаний, пропаганда законопослушного поведения, всестороннее правовое воспитание) и конкретные меры предупреждения правонарушений - досмотр багажа, проверку документов, законные оперативные действия (аудиовизуальное наблюдение за предполагаемым преступником, прослушивание телефонных переговоров и т. д.).
Выявление правонарушений - это деятельность правоохранительных органов, направленная на обнаружение правонарушений, предварительное установление их субъектов (участников), объективной стороны (деяний), решение вопроса о привлечении к юридической ответственности.
С помощью мер пресечения прерывается совершение преступления. К ним относятся: подписка о невыезде; задержание; арест; иные меры.
Правовосстановительные меры служат для ликвидации последствий правонарушения, восстановления ущерба.
4. Правопорядок: понятие, принципы, виды.
1. Правопорядок - это состояние фактической урегулированное социальных связей, качественное выражение законности.
2. Основными признаками правопорядка являются:
его регламентация правовыми нормами;
реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений;
гарантированность государством,
3. К главным принципам правопорядка относятся:
законность;
конституционность;
целостность;
структурность;
иерархичность;
нормативность;
справедливость;
подконтрольность;
простота;
гарантированность;
общеправовые и общесоциальные принципы.
Законность - реальное действие права в государстве, соответствие конституции, законов правовым идеалам, их правовой характер, соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права, в первую очередь государственными органами и должностными лицами (правопорядок - выражение законности в обществе).
конституционность - подчинение правопорядка конституции, фактическая урегулированность конституционными нормами жизни общества.
Целостность правопорядка обозначает его единство в масштабах всей страны, отсутствие какого-либо иного правопорядка, который противопоставлялся бы общему правопорядку.
Структурность характеризует правопорядок как сложное явление, в составе которого имеется множество элементов и внутренних связей.
Иерархичность обозначает строгое подчинение элементов правопорядка, наличие системы данных элементов, основанной на принципе субординации. Субординация может выражаться как соподчинение неравных субъектов по вертикали и неравных - по горизонтали.
Примерами иерархичности, соподчинения являются: верховенство конституции, соответствие законов конституции, а подзаконных актов - законам; соподчинение актов реализации права; соподчинение органов государственной власти, должностных лиц; вертикальное и горизонтальное соподчинение иных связей в обществе.
Нормативность - упорядочение общественных отношений путем их регламентации правовыми нормами.
Например, правовая норма упорядочивает правоотношения тем, что:
точно определяет субъекты правоотношения;
наделяет их субъективными правами и юридическими обязанностями;
выделяет обстоятельства (юридические факты), в результате которых начинают осуществляться правоотношения;
конкретизирует действия участников при правоотношении;
определяет пространственные и временные характеристики правоотношения;
устанавливает метод правового регулирования (императивный, диспозитивный);
определяет санкцию за невыполнение субъектами условий правоотношения;
устанавливает связи между различными правоотношениями.
Все указанные меры способствуют сознанию и укреплению правового порядка в обществе в целом.
Справедливость - фундаментальный принцип правового порядка, который означает соответствие правопорядка представлениям общества о добре, зле, чести, достоинстве, одобряемым с общественной точки зрения, и неодобряемым вариантам поведения, построение правового порядка на началах гуманизма и нравственности.
Подкрепленность правопорядка означает контроль за его соблюдением со стороны общества, государства, граждан. Данный контроль должен быть систематическим и всеобъемлющим. Первоочередную роль в осуществлении контроля за соблюдением правопорядка должны осуществлять правоохранительные органы государства - милиция, суды, прокуратура и др. К основным объектам данного контроля относятся:
соблюдение прав и свобод человека;
выполнение гражданами своих обязанностей;
правомерное поведение граждан;
качество законов и подзаконных актов;
правильность применения права.
Простота правового порядка означает:
отсутствие перенасыщенности связями (то есть лишних, дублируюших, не выполняющих своих функций связей, так как это снижает уровень регулируемости общества и нарушает правовой порядок);
рациональность связей;
оптимальность и универсальность организации жизни общества, ее понятность людям.
Гарантированность правового порядка - это его обеспеченность принудительной силой государства. Ведущую роль в обеспечении правопорядка играют правоохранительные органы.
4. Классификация правопорядка проводится по следующим основаниям:
по территориальному охвату на: правопорядок всего государства; правопорядок субъектов федерации; правопорядок города, района и т. д.;
по правовому охвату, общеправовой; отраслевой; правопорядок при реализованности отдельных норм права;
по отраслям права: конституционный; финансовый; административный; уголовно-правовой; правопорядок в иных сферах права;
по степени закрепления: формализованный; неформализованный (peaлизованность обычаев и т. д.);
по сложности: сложный; элементарный; упрощенный.
5. Содержание правопорядка
1. Правопорядок - это состояние фактической урегулированное правом связей в обществе, качественное выражение законности.
Правопорядок - это система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: субъектов правопорядка; отношений и связей между субъектами; правовых норм, регулирующих данные связи, и актов реализации права.
Указанные субъекты, отношения, правовые нормы, акты реализации права отличаются: множественностью; многообразием; наличием разнообразных связей; различными качественными характеристиками; одновременно целостностью.
2. Структуру правопорядка составляют:
правовая организация общества;
правоотношения и связи в обществе;
упорядоченность правоотношений и связей.
Правовая организация включает в себя:
конституцию, устанавливающую основы конституционного строя, формы правления и государственного устройства, систему органов государственной власти, основы правопорядка в целом;
государство (легитимизированное конституцией);
органы государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения и связи между ними;
негосударственные образования:
граждан.
Правоотношения и связи в обществе могут быть:
вертикальными (императивными);
горизонтальными (диспозитивными);
статическими (то есть длительное время находящимися в одном и том же состоянии, например гражданство);
динамическими (находящимися в развитии - большинство правоотношений);
принимать иной характер.
Упорядоченность правоотношений и связей предполагает охват и регламентацию правовыми нормами:
всех участников правоотношений в обществе;
четкое определение их статуса, субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий;
разнообразных связей в обществе;
методов правового регулирования;
иных вопросов, нуждающихся в регламентации.
Литература
- Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации.- М., 1998.
- Боннер А.Т. Законность и справедливость в правопримененительной деятельности. - М.: Российское право, 1992.
- Ведяхин В.М., Ефремов А.Ф. Политические гарантии законности// Правоведение. - 2000. - № 3.
- Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность. -М., 1998.
- Законность в Российской Федерации. - М., 1998.
- Каламкарян Р.А. Юридическая безопасность человека в России. Угрозы и вызовы в сфере юриспруденции. (по материалам научно-практической конференции) // Гос-во и право. - 2002. - № 4-5.
- Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. - 1994. - № 3.
- Лисюткин А.Б. К понятию законности // Правоведение. - 1993. - № 5.
- Малеин С.С. Законность в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. М., 1995.
- Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности// Законность. - 2000. - № 4,8.
- Сергеев А.А., Розенфельд В.Г. Административный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления// Гос-во и право. - 2002. - № 12.
- Становление правового порядка в Российском государстве: реальность и перспектива (социально-правовые проблемы). Сб. науч. ст./ Под ред. В.И. Новоселова. - Саратов, 1995.
- Сухарев А.Я. Законность - универсальная ценность демократического общества// Прокурорская и следственная практика. - 1998. - № 3.
- Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в РФ (Основы концепции) // Гос-во и право. - 2001. - № 9. Право и власть. - М.: Прогресс, 1990.
- Тихомиров Ю.А. О механизме обеспечения законности в управлении экономикой // Советское государство и право. - 1990. - № 7.
- Укрепление законности и общественного порядка в правовом государстве. М., 1990.
- Саванели Б.В. Правопорядок и юридическая практика. Тбилиси, 1981.
|